Файл: Роль воспитателя в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смысл её в том, что специалисты коррекционно-образовательных учреждений выполняют три социальные функции: воспитатель и социальный педагог, психолог и социальный психолог, медик и социальный воспитатель. Из этого следует, что специалист, выполняя узкопрофессиональные задачи, должен вступать в сферу социального взаимодействия не только с воспитанником, но и с его родителями, другими педагогами, работниками учреждения с целью формирования комфортных условий для нормальной социализации воспитанника. [38]

Профессионально осуществлять социальное взаимодействие в сфере социального воспитания возможно только при соблюдении трёх условий, которые представлены на рис.2.2.1

Условия для социального воздействия

- интеграции воспитательных и личностных ресурсов каждого специалиста в процессе управляемого профессионального взаимодействия;

- повышении квалификации специалистов. Разрешить противоречие между узкопрофессиональным характером функционирования специалиста и необходимостью интеграции и координации его деятельности помогает модульный подход.

- координации целенаправленных действий специалистов по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспитаннику;

Рис.2.2.1 Условия для социального воздействия

Источник: Мельникова Н. «Адаптация малышей к детскому саду» /Н. Мельникова //Дошкольное образование. - № 5 (77). – 2016 г. - С 33.

Модульная система учитывает специальные формы обеспечения: регулярное проведение социально- психолого педагогических консилиумов, работа учебного заведения в инновационном режиме формирования, проведение мероприятий педагогического мониторинга.[11,c.3] Мониторинг – это одна из форм совместной деятельности специалистов, которые по единой программе проводят тестовые срезы, консультации по интерпретации полученных данных, консилиумы и педагогические советы.[38]

Таким образом, модульная система позволяет реализовать на практике известный педагогический принцип - «единство требований к воспитаннику» в единой развивающей среде. [7,с.45]

ГЛАВА3 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДУ


Всем, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – это тяжёлое время для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Дети сложно переносят разлуку с мамой, прибывают в отчаяние, попав в незнакомую обстановку, в окружении чужих людей. Нелегко и родителям, которые наблюдают безутешное горе своего всегда жизнерадостного дитя. Трудно приходиться и персоналу групп: дети плачут, цепляются, мешают работать, а воспитателю необходимо успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным отдохнуть от крика новичков. Период привыкания детей, непременно очень сложный.[37]

Как помочь маленькому ребёнку адаптироваться к новой социальной среде, чтобы процесс привыкания прошёл легко и безболезненно?  Данный вопрос беспокоит всех, кто работает с детьми.

Как известно, взрослые значительно сложнее приспосабливаются к этой новой для них обстановке, чем дети. По этой причине одной из основных задач зачастую заключается в оказании поддержки непосредственно взрослым. Не секрет, что взрослые сами могут сформировать обстановку тревожности, страха, неосмотрительно проявляют свои эмоции, весьма болезненно расстаются с малышом, с осторожностью относясь к педагогам. [36]

По этим причинам следует вести с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры, ознакомить с условиями нахождения ребёнка в детском саду - режимом, питанием. Родителям нужно выражать поддержку в период адаптации ребёнка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и узнать у них особенности характера и поведения ребёнка.

Важное место в период адаптации занимает воспитателю, поэтому можно сформулировать несколько рекомендации для воспитателя в период привыкания детей дошкольного возраста к условиям ДУ.

1. В период адаптационного этапа следует применять гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем увеличивать время пребывания с учётом того, как быстро ребёнок привыкает.

2. Вновь поступивших детей нужно брать на адаптацию не всех вместе, а в неделю не более двух малышей.

3. К детям необходимо подбирать индивидуальный подход, в первую очередь к особо чувствительным, замкнутым, эмоциональным.

4. Воспитателю необходимо быть терпеливым к плачу детей, отзывчивым на просьбы их  родителей, внимательным, уравновешенным, создавать в группе успешный эмоциональный климат.

5. Воспитатель должен быть неплохим актёром: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешки, пестушки, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребёнка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.


6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Необходимо выстроить работу так, чтобы с обеих сторон к ребёнку предъявлялись единые требования.

7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

8. Детские работы следует демонстрировать родителям, для того чтобы они могли посмотреть, чем увлекается их ребёнок в группе, и обсудить с ним его достижения.

9. При необходимости необходимо направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, медсестре и др.).

В процессе адаптации ребёнка к ДУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать). Регулярно включать тихую, спокойную музыку.

Лучшее лекарство от стресса – это смех.[6,с.11]

Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребёнок больше смеялся. Использовать игрушки-забавы, мультфильмы, приглашать сказочных гостей – зайчики, клоуны, лисички.

Следует наблюдать за индивидуальными особенностями всех детей и попытаться вовремя осознать, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью определённых детей.[6,с.54]

Непреложное правило – не осуждать опыт ребёнка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребёнка становятся для педагога профессиональными проблемами.[6,с.78]

Каждый день проводить беседу с родителями, внушать им уверенность, развеивать беспокойство и тревогу за своего ребёнка.

Соблюдение данных рекомендаций поможет ребёнку легче приспособиться к условиям дошкольного учреждения, укрепит дополнительные способности детского организма, будет содействовать процессу ранней социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, целью работы было раскрыть особенности воздействия воспитателя на процесс адаптации детей к дошкольному учреждению.

Цель работы была достигнута, задачи исследования решены настолько, насколько позволила доступная литература по данному вопросу.

Подводя итог проведённого мною исследования, можно сформулировать следующие выводы:

Приход ребёнка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, распорядка дня, характера питания, концепции поведенческих реакций (динамического стереотипа) малыша, приводит к потребности устанавливать социальные связи, приспосабливаться к новым условиям жизни.


На процесс адаптации ребёнка воздействует приобретённая им степень психического и физического созревания, состояние здоровья, уровень закалённости, развитость способностей самообслуживания, коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками, личные особенности самого ребёнка, а также степень тревожности и индивидуальных особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах сложнее приспосабливаются к новым социальным условиям. У них может сформироваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

На характер адаптации ребёнка оказывает влияние:

1) Степень психологического формирования ребёнка.

2) Отношение между ребёнком и матерью.

Период привыкания к изменению социальных условий, в том числе при поступлении в дошкольное учреждение - тяжёлый, это особенно неблагоприятный период в жизни ребёнка, который формируется переживаемым эмоциональным и биологическим стрессом. Наиболее актуальна проблема адаптации у детей раннего возраста, часто болеющих, перенёсших перинатальную гипоксию, которые определяются несовершенством, незрелостью адаптационных элементов и иммунной системы. Процесс привыкания у таких детей часто проходит в виде "адаптационной болезни" с проявлением поведенческих, соматовегетативных нарушений, что объясняет существенное увеличение восприимчивости в этот период к вирусно-бактериальным инфекциям.

Личность – это сложная структура, на уровне дошкольного возраста, наиболее продуктивным её изучение может быть лишь при наличии единого подхода к ней. Реализовать такой подход нам поспособствовала совокупность разнообразных социально-психологических способов, а также ряд иных способов и методов, позволивших исследовать особенности формировании личности ребёнка в сложных, неблагоприятных условиях.

К биологическим факторам анамнеза относят:

-заболевания матери во время беременности и родах,

-заболевания ребёнка в период с рождения до поступления в ДУ.

К социальным факторам анамнеза относят:

- неверный режим дня ребёнка;

- неполноценный дневной и ночной сон;

- вредные привычки;

- неверная организация бодрствования;

- неумение общаться с взрослыми и детьми;

- неразвитость предметной и игровой деятельности ребёнка.

Для профилактики дошкольной адаптации в последнее время формируются разнообразные специализированные классы, в задачу которых входит реализация персонального подхода в воспитании по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к ДУ, чтобы исключить в дальнейшем серьёзных психологических проблем у ребёнка и школьной адаптации.


Следовательно, первый этап подготовки детей в ДУ следует начать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию, возможно, приобрести в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются почти все вопросы, связанные с поступлением ребёнка в детский сад: родители могут подробно изучить организацию жизни ребёнка в детском саду, режимом питания, дня, с образовательной программой, с воспитанием у детей культурно-гигиенических навыков и способностей самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации.

Второй этап подготовки ребёнка к жизни в детском саду – характеризуется знакомством с педагогами и сотрудниками детского сада. На этом этапе работа с детьми должна содержать следующие аспекты:

- персональные консультации;

- коллективные прогулки неорганизованных детей с детьми группы;

-открытые детские праздники ("Новый год", "Весна красна", "Масленица" и т.д.);

-знакомство родителей с существующей литературой из "Библиотеки детского сада".

Важное на этом этапе - это адаптация ребёнка к распорядку детского сада. Резкая смена режима дня оказывает большое влияние на его здоровье. В следствии, этого родители в данный период должны реализовывать зарекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые помогают укрепить здоровье ребёнка.

Главные принципы работы по адаптации детей:

1. Щепетильный подбор педагогов в создаваемую группу.

2. Постепенное заполнение групп (приём 2-3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребёнка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможно присутствие мамы).

4. Гибкий режим пребывания ребёнка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение впервые 2-3 недели существующих у детей привычек.

6. Каждодневный контроль состояния здоровья, эмоционального состояния, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребёнка заполняется так называемый "адаптационный лист").

В завершении следует выделить, что тип личности ребёнка определяется конкретными условиями воспитания в семье, особенностями взаимоотношении, общения с ребёнком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребёнок.

В дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут формироваться условия, это когда воздействие окружающей среды становится "патогенным" для создания личности, поскольку ущемляет его. Такая ситуация проявляется в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребёнка в игре (последние оказываются ниже требований) или между главными потребностями ребёнка (сформированными в семье) и сверстников.