Файл: Роль воспитателя в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подострая фаза

характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Рис.1.3.1 Фазы адаптационного периода

Источник: Меерсон Ф.З. «Адаптация, стресс и профилактика»./ Ф.З. Меерсон // - М.: Педагогика, 2017 г. - 278 с.


Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода, которые представлены на рис.1.3.2.

Степени тяжести острой фазы

1 степень

– лёгкая адаптация (напряжённая), когда у ребёнка нарушается аппетит (ест выборочные блюда), лёгкое нарушение сна, проявляются временные отрицательные эмоции (плачет и успокаивается, неохотно играет с детьми, с игрушками не играет, хотя на них и смотрит)

Срок адаптации – от 10 дней до 2-х недель.

2 степень

– адаптация средней тяжести, когда происходят вегетативные изменения в организме: повышение температуры тела, сыпь на коже. Ослабление стула. Эмоциональное состояние нормализуется медленно, на протяжении 1-ого месяца. После поступления в ДУ ребёнок, как правило, болеет(обычно ОРЗ или ОРВИ, 7-10 дней без осложнений).

Срок адаптации– 1 месяц.

3 степень

–адаптация нежелательная, самая тяжёлая, она переходит в паталогическую.

Срок адаптации – от 1 до 6 месяцев.

Рис.1.3.2 Степени тяжести острой фазы

Источник: Казначеев В.П. «Современные аспекты адаптации». Новосибирск, 2017 г. - 19 с. 

В период адаптации третьей степени ребёнок: 
- либо переносит повторное заболевание, зачастую протекающее с осложнениями;
- либо проявляет стойкие нарушения поведения: бурная негативная реакция; Таким образом, отрицательное отношение ко всей группе сменяется апатичным равнодушным состоянием. Таким детям нужна консультации врача и психолога.[29,с.36]

Задача педагогов - воспитателей – удержать вновь поступившего ребёнка на первой степени адаптации. Непосредственно по этой причине важна такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, практически безболезненному привыканию его к новым условиям, позволяла бы развивать позитивное отношение к детскому саду.[21,с.4]


ГЛАВА 2. АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА, КАК ЭТАП СОЦИАЛИЗАЦИИ

2.1 Роль воспитателя в адаптации ребёнка

Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, и выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребёнка.[20,с.14]

На занятиях, установленной программой обучения и воспитания в детском саду, ребёнок получает особые сведения, расширяется концепция знаний, умений, навыков, требуемых для многостороннего становления ребёнка. В детском саду дети кроме особых, учебных умений, получают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в ДУ на протяжении всего периода дошкольного детства протекает комплексно, целенаправленное.[18,с.45] Поэтому содержание работы воспитателя ДУ, включает в себя следующее задачи, которые представлены на рис.2.1.1

Содержание работы воспитателя

формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях;

формирование нравственно-волевых качеств(настойчивости, ответственности,). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

формирование у ребёнка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи, усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности. Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;

формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Рис.2.1.1 Содержание работы воспитателя

Источник: Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». / Ф.Б. Березин//- Л.: Наука, 2016 г. - 200 с. 


Непосредственно в концепции сотрудничества дошкольного учреждения и семьи возможна полная подготовка ребёнка к школе.

По этой причине воспитатель в своей работе обязан опираться на помощь семьи ребёнка, а родители координировать собственные действия с работой детского сада, с целью достижения единого результата - правильной и полноценной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только лишь в согласие и сотрудничестве детского сада и семьи.[37]

Из числа функций, которые осуществляет ДУ в системе образования, за исключением всестороннего становления ребёнка, важное место занимает подготовка детей к школе. Эффективность обучения в дальнейшем находится в зависимости от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе.[12,с.4]

Подготовка детей к школе в детском саду состоит из двух главных задач: многостороннее воспитание ребёнка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и особая подготовка к изучению тех предметов, которые он будет усваивать в школе.[37]

Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду подразумевает регулярную работу с детьми по четырём направлениям:

- подготовка к обучению грамоте;

- математическая подготовка;

- подготовка к письму;

- психологический практикум.

2.2 Формы и приёмы работы воспитателя по адаптации детей

Главной целью занятий в ДУ является развитие у детей знаний и умений, но, не маловажно развить у ребёнка любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, необходимость в самостоятельном поиске ответов на появившиеся вопросы.[36]

Сложно представить, что ребёнок, у которого недостаточно выработан интерес к знаниям, станет оживлённо работать на уроке, сконцентрирует всё усилие и волю для того чтобы выполнить задания, усвоить знания, добиться хороших результатов в учёбе.[36]

Таким образом, несомненно, что задачи умственного созревания ребёнка обязаны решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: упорство, прилежания, старательности, ответственности, желание добиться лучшего результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам. Дети, у которых развиты навыки позитивного взаимоотношения, легко вступают в новый коллектив, обретают верный характер взаимоотношений с окружающими, могут считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стараются прийти на помощь. [19,с.90]


Вход в новый коллектив иногда является одним из главных условий благополучной учёбы ребёнка в первом классе. Следовательно, огромную роль в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности», умения жить и трудится в коллективе. Одним из условий развития детских позитивных взаимоотношений считается поддержка воспитателем непосредственной необходимости детей в общении. Общение обязательно должно проходить в произвольной и дружелюбной обстановке. С самых ранних лет следует помещать ребёнка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми.[19,с.110] Это нужно, чтобы совместная жизнь была, как можно полнее, радостнее и ярче. Принято полагать, что сложнее всего адаптируются к школе дети «домашние», не ходившие ранее в детский сад, которые не получили достаточного общения со сверстниками.

Опыт, показывает, что это не всегда соответствует реальности.

Существенные трудности в адаптации могут чувствовать и дети, ходившие в детский сад, но не систематично. Таким образом, мы можем сделать вывод, что общение детей – это важный составляющий компонент подготовки к школе, а предоставить такую возможность может в первую очередь детский сад. Среди широкого круга проблем, сопряжённых с подготовкой детей к школе важное место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и детей.[16,с.65]

Большинство воспитателей беспокоит вопрос, как выстроить взаимоотношения с детьми, для того чтобы достичь значительных результатов в своих педагогических действиях. В первую очередь, воспитателю в своей работе следует принимать во внимание индивидуальные особенности психики каждого ребёнка. Одни дети не могут сконцентрироваться на выполнении заданий, они не сдержаны, нетерпеливы, беспокойны. Другие же неторопливые, не сразу подключаются к занятию, игре. В первом случае дети нуждаются в особо строгом соблюдении режима, верном чередовании отдыха и работы, требующей сосредоточенности, внимания. На таких детей негативно воздействует обилие впечатлений.

В общении с ними всегда необходим спокойный, уравновешенный тон. Неторопливым, вялым детям чаще дают поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд.[17,с.57]

Характер общения с такими детьми должен быть жизнерадостным. Таким образом, воспитание – это двухсторонний процесс, в основном это беседа, которая ведётся между взрослым и ребёнком. Цель беседы - сплотить совместные усилия, побудить у дошкольников тягу к учёбе, достигать новых успехов. Сотрудничество – это требование, при котором формируется наиболее подходящая атмосфера для подготовки к школе. [17,с.61]Огромную роль во всём этом выполняет последовательность манеры общения с ребёнком воспитателя и учителя. Процесс общения формируется в большей мере в период выполнения занятий в детском саду. Основной задачей каждого занятия считается развитие у ребёнка конкретных знаний и умений на основе введению его в интенсивную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи воспитатель применяет различные методы и приёмы: разъяснение, демонстрация, закрепительные вопросы.[37] Необходимо акцентировать своё внимание на то, что только верное их применение даёт возможность успешно решать задачи обучения и воспитания одновременно.


Дошкольник показывает живой интерес только к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, воздействует на воображение и чувства. Стремление ребёнка познавать новое, получать разнообразные навыки, считается основным условием развития нравственно-волевых качеств. Таким образом, перед дошкольником ставится задача с применением волевых усилий. Воспитатель рассматривает способы её реализации при планировании содержания занятий, делает объектом совместного с детьми обсуждения. Персональный подход к развитию нравственно-волевых качеств, происходит на протяжении всего воспитательного процесса. Однако формируется определённая особенность путей личного подхода к детям в быту, игре, труде, учебной деятельности.[11,с.34]

К примеру, на занятиях по конструированию дети должны понимать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, необходимо стараться складывать бумагу ровно, очень точно промазывать сгибы клеем. На занятиях по родному языку, также основываясь на его программное содержание, воспитатель применяет другие убедительные аргументы, побуждающие детей к активной деятельности, преодолению трудностей.[40]

В настоящее время правильным считается лозунг “Дайте ребёнку детство” при абсолютном невмешательстве в интеллектуальную сферу его деятельности. Дети будут полноценными, если взрослые постараются подобрать ключ к познавательной деятельности детей, и стимулировать её. Обзор практики обучения детей на занятиях в детском саду демонстрирует, что, к сожалению, далеко не всегда воспитатели удерживают нужную познавательную динамичность детей. Большинство занятий проводятся на сокращённом эмоционально-познавательном фоне, зачастую по одной и той же схеме. Энергичность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер. Воспитатель продемонстрировал, разъяснил - ребёнок повторил.[13,с.56]

Дети практически ни когда не задают воспитателю встречных вопросов. А если и задают, то некоторые воспитатели не поддерживают их, полагая, что они нарушают данную логику занятия.

В следствии, такого неконструктивного подхода познавательные увлечения и активность детей со временем уменьшается. В последствии, таких занятий, дошкольники не стремятся продолжить диалог на предложенную тему, и не применяют приобретённые знания и навыки в практической деятельности. Среди разнообразных подходов к исследованию содержания и организации учебно-воспитательного процесса в последнее время модульная разработка интеграционного взаимодействия специалистов социального воспитания О.Н. Усановой, применяется в определённых ДУ.[13,с.69]