Файл: Роль воспитателя в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Мною была выбрана тема курсовой работы «Роль воспитателя в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению». Так как, актуальность данной темы очевидна, поступление в детский сад – это важнейший период в жизни каждого ребёнка. С ним связано перемена социальной ситуации созревания ребёнка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его становление происходит под руководством воспитателя-профессионала, перед которым общество установило нелёгкую задачу всестороннего гармоничного формирования ребёнка.

Вовлечение ребёнка в групповую жизнь, создание тех условий, которые гарантируют психологический комфорт детей, во многом зависит от взрослых, от того, насколько ими исполняется индивидуально- дифференцированный подход к детям.

Адаптация содержит огромный диапазон индивидуальных реакций. Характер, которых зависит от психофизических и индивидуальных особенностей ребёнка. Так же, находится в зависимости от сформировавшихся взаимоотношений, от условий пребывания в детского образовательного учреждения. Экспериментально доказано, что темп физического и психического формирования в этот период очень быстрый. Однако, наравне с этим, ранний возраст отличается и подверженностью ребёнка заболеваниям, действительной угрозой нарушения сбалансированности организма. Собственно по этой причине следует регулировать ход адаптации дошкольника к условиям детскому образовательному учреждению, а именно - применять программу психолого-педагогического сопровождения, позволяющую исключить отклонений и нарушений в развитии дошкольника.

При написании курсовой работы мне очень помогли научные работы таких авторов как: Выготский Л.С., Козлова С.А., Куликова Т.А., Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В., Эльконин Д.Б.

Цель исследования - раскрыть особенности воздействия воспитателя на процесс адаптации детей к дошкольному учреждению.

Объект исследования – адаптация дошкольников к детскому учреждению.
Предмет исследования - роль воспитателя в процессе адаптации дошкольников детского учреждения.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

1.исследовать этапы адаптации дошкольников к детскому учреждению;

2.Детально проанализировать роль воспитателя в процессе адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
3. Определить уровень и особенности адаптации у дошкольников к условиям детского образовательного учреждения.


Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы.

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

1.1.Сущность процесса адаптации

Термин адаптации внедрён в научный оборот физиологами в конце восемнадцатого века, и он обозначает умение объекта сохранять свою целостность при изменении среды. Объекты системной природы обладают способностью компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение окружающей среды.[13,с.43]

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения следует анализировать, как процесс вступления ребёнка в новую для него среду и болезненного приспособления к её условиям. Взрослым для успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада необходимо сформировать положительную установку на детский сад, благоприятное отношение к детскому саду. Это зависит от профессионализма, умения воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.[22,с.12]

Успешная адаптация способствует нормальному формированию ребёнка, поддержанию его душевного здоровья. Так считают учёные, если ребёнок оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями, то при столкновении с внешним миром у ребёнка может появиться чувство опасности. Тогда ребёнок начинает понимать исходящую от бессознательных влечений опасность, как внешнюю и после безуспешных усилий, которые ранее предпринимались по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством.

Детский сад – это образовательное учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. И считается первым и главным звеном в системе образования.[16,с.70]

Понятие адаптации детей к условиям ДУ, встречается часто в социологии и психологии и поэтому рационально проанализировать понятие адаптация из различных источников.[34]

Адаптация - приспособление организма, к условиям среды нацеленное на сохранение гомеостаза (возможность сохранять стабильность своего внутреннего состояния с помощью скоординированных реакций, сосредоточенных на сохранении динамического равновесия, желание воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, справляться с сопротивлением внешней среды).[34] 


Существует несколько типов адаптации, которые представлены на рис1.1.1

статическая адаптация

- это приспособление, при котором «характер человека остаётся неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек»; динамическая адаптация - приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги». Примером динамической адаптации может являться случаи, когда ребёнок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану. Это чувство, будучи подавленным, становится динамическим фактором характера ребёнка;

социальной адаптацией

-это постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида и от возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, её обычно связывают с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его социального окружения.

психологическая адаптация

это - активность личности и выступает как единство процессов усвоения среды (т.е. приспособления себя к среде и среды к себе);

Рис.1.1.1 Типы адаптации

Источник: Ватутина, Н.Д. «Ребёнок поступает в детский сад»: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2016г. – 67 с.

Успешность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно ребёнок воспринимает себя и свои социальные связи. Искажённое или недостаточно развитое представление о себе ведёт к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых является аутизм.

1.2 Особенности адаптационного периода у детей

Пребывание ребёнка в дошкольное учреждение (далее - ДУ) всегда сопровождается некоторыми психологическими трудностями. Это связано с тем, что, проживая в семье, в конкретных относительно стабильных условиях, ребёнок со временем адаптируется к воздействию окружающей среды. В домашних условиях опыт ребёнка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в ДУ своего любимого взрослого рядом с ребёнком нет. [1,с.44]


Ребёнок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с которым он ощущает себя комфортно, то есть отсутствуют точки соприкосновения с близкими людьми. Переход ребёнка из семьи в детский сад зачастую связан с потребностью поменять целый ряд сформировавшихся привычек, изменить ранее сложившиеся стереотипы (распорядок дня, способ кормления, приёмы воспитания– то есть нарушается концепция создавшихся условных рефлексов на разные моменты жизни ребёнка). Ребёнку нужно будет непременно адаптироваться в группе: ему необходимо будет привыкнуть к новым условиям, сформировать новые для себя формы поведения. Задача для ребёнка не из лёгких. [10,с.4]

Процесс адаптации к ДУ отягощается физиологическими и психологическими переменами, которые являются одной из причин отрицательного отношения вновь поступивших детей к ДУ. Когда ребёнок впервые переступает порог детского сада, у него наступает состояние страха, появляется психическое напряжение, что приводит к эмоциональному стрессу и в том числе к заболеванию.[30,с.13]

Ребёнка, впервые пришедшего в группу, пугает неизвестность, которая удерживает его в нервном напряжении, связи с родными внезапно прерваны, его окружают чужие люди, незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Включается инстинкт самосохранения, и ребёнок начинает стремительно защищаться доступными для него способами: он сильно плачет, отказываясь от ‑­ помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже делает попытки сбежать. [36]

Устойчивый негативный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько преобладает, что ребёнок забывает о еде и сне. Ребёнка страшат усилия воспитателя хоть как-то успокоить его. Ребёнок настолько обеспокоен, что вернувшись, домой, ни как не может успокоиться, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Приблизительно так же протекает и второй, и третий день.[38] Нежный организм не выдерживает нервных перегрузок, и вследствие этого ребёнок может заболеть. 

У большинства детей период адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния,[24,с.7] которые представлены на рис.1.2.1

особенности адаптационного периода

- изменяется эмоциональное состояние: появляется напряжённость, беспокойство или заторможенность (ребенок много плачет, иногда стремиться к эмоциональному контакту со взрослым, но, в большинстве случаев, раздраженно сторониться их и сверстников


- часто нарушается аппетит и сон (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый, многие дети отказываются от еды);

-проявляются более глубокие функциональные расстройства: повышается температура тела, изменяется характер стула (первые признаки расстройства желудка), может появиться сыпь на коже.

- наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков (дома просится на горшок - в саду этого не делает, дома есть самостоятельно – в детском саду отказывается);

- снижается интерес к предметному миру, игрушкам, ко всему окружающему;

- падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом;

- ребёнок подвергается риску инфекционных заболеваний из-за ¬

контакта с другими детьми. В период адаптации ослабевают энергетические силы, нарушается сопротивляемость организма, ребенок быстро заболевает.

Рис.1.2.1 Особенности адаптационного периода

Источник: Костина В. «Новые подходы к адаптации детей дошкольного возраста» /Дошкольное воспитание. - 2017. - №1 - c.34
Следует иметь в виду, что у абсолютно всех детей реакция на период привыкания практически одинаковая – это перемена настроения, сна, аппетита. [40]

Кора головного мозга не выдерживает напряжения, ребёнок способен уснуть где угодно на 5-10 минут после продолжительного плача, просыпаясь, и может вновь начать громко плакать. [9,с.34]

К завершению процесса адаптации нормализация идёт по схеме: аппетит, сон, поведение.[39]

Процесс привыкания к новым условиям жизни, в первые дни пребывания в ДУ, не всегда и не у всех проходит быстро и легко. Исследования К.Л. Печора показали, что только 19,2% детей готовы к посещению ДУ, 7% - не готовы, 76,8% - условно готовы.[11,с.9]

1.3 Степени и фазы адаптации

Выделяются два главных аспекта эффективной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и чётко выполнять требования среды).[35]
В процессе комплексного изучения, проделанного учёными в различных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса, которые представлены на рис.1.3.1

Фазы адаптационного периода

острая фаза

она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);