Файл: Оборотные активы предприятия ОАО «ПО «Бежицкая сталь».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты анализа оборотных активов предприятия

1.1 Понятие, состав и структура оборотных активов предприятия

1.2 Роль оборотных активов в управлении финансами на предприятии

1.3 Методические основы анализа эффективности управления оборотными активами

2 Анализ оборотных активов ОАО «ПО «Бежицкая сталь» и эффективности их использования

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ состава, структуры и эффективности управления оборотными средствами ОАО ПО «Бежицкая сталь»

3 Совершенствование использования оборотных средств ОАО ПО «Бежицкая сталь»

3.1 Рекомендации по повышению эффективности использования оборотных средств ОАО ПО «Бежицкая сталь»

3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложения

К наиболее главной причине недостаточности оборотных активов у большинства организаций можно отнести недостаток в организации стабильности поступления материалов. По этой причине предпрития закупают в несколько раз больше и хранят все на складах, но при этому предприятию необходимо произвести единовременные большие суммы оплаты за это сырье, таким образом, ему необходима большая величина оборотных активов.

Проблема неплатежей делает нужным обозначать собственных кредиторов по срокам просроченной кредиторской задолженности и исходя из того, кому нужно будет оплатить в данный момент, кто имеет возможность еще подождать, а кому возможно в общем-то не заплатить. На первых местах в данной очереди стоят выплаты по кредитам и процентам за ними идут банки и налоги в федеральный бюджет. Несвоевременные выплаты тут угрожают штрафными санкциями в таком объеме, что с легкостью могут довести предприятие до разорения[4].

Тут нужно отметить, что в российской хозяйственной практике данная угроза очень условна. Сегодня вероятность разорения обратно пропорциональна величине компании, при всем при этом для прежних государственных компаний данная обратная зависимость выражается еще сильнее.

Обеспечивание необходимых оборотных активов, дающих компании возможность оплачивать сырье и использование трудовых ресурсов, создавать затраты, связанные с производственной работой и работой по сбыту, на практике приводят к потребности решать несколько очень трудоемких задач.

Первая из них, решение которой сможет значительно пополнить оборотный капитал компании, - управление запасами.

По утверждению западных учебников экономического менеджмента, исходя из убеждений достаточности оборотного капитала ни один момент не имеет такого значения, как скорость оборота товарных запасов.

Отсюда возможно сделать вывод, что оборотный капитал, созданный для обеспечивания непрерывности процесса производства и реализации продукции, возможно охарактеризовать как совокупность денежных средств, авансированных для создания и применения оборотных производственных фондов и фондов обращения.

1.2 Роль оборотных активов в управлении финансами на предприятии


  1. Во всей системе управления, управление оборотными активами составляет наиболее важную часть экономического менеджмента. Это связано с существованием немаленького числа составляющих актива, создаваемых за счет оборотного капитала, необходимых индивидуализации управления.
  2. Значимость проявляется и в высочайшей динамике трансформации видов оборотного капитала; в высочайшей роли обеспечивания платежеспособности, рентабельности и в иных целевых эффектах экономической работы компании.
  3. Политика управления применения оборотных активов представляет из себя часть единой политики управления использования общего операционного капитала компании. Она состоит в формировании достаточного размера и состава этого капитала и обеспечивании достаточных условий оптимизации процесса его обращения[5].
  4. Сущность политики управления оборотными активами заключается в определении необходимого значения и разумной структуры текущих активов и в определении величины и структуры источников их финансирования.
  5. Существует специально созданный список шагов управления оборотным капиталом. Для начала (1 шаг) нужно провести анализ применения оборотного капитала в операционном процессе компании в предшествующем периоде. Чтобы достичь желаемого результата изучается динамика совокупного размера оборотного капитала, динамика состава используемых активов компании, сформированных с помощью оборотного капитала.
  6. Анализ состава используемых активов компании по отдельным их видам позволяет расценить уровень их ликвидности.
  7. Итоги позволяют установить единый уровень эффективности управления оборотным капиталом компании и найти главные направления его повышения в дальнейшем периоде.
  8. На последующем этапе (2 шаг) происходит определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов с помощью операционного капитала фирмы.
  9. На этом этапе можно найти три главных модели управления оборотными средствами.
  10. Агрессивная модель управления текущими активами и пассивами. Предприятие не делает ограничений в наращивании текущих активов, обладает значительными денежными средствами, запасами сырья и готовой продукции, значительную дебиторскую задолженность, а период оборачиваемости оборотных активов , длителен. Эта политика управления текущими активами не гарантирует повышенную экономическую рентабельность активов, хотя фактически ликвидирует вопрос повышения риска технической неплатежеспособности[6].
  11. Агрессивной модели управления текущими активами подходит агрессивная модель управления текущими пассивами, при которой в совокупной сумме пассивов преобладают кратковременные кредиты. При всем при этом у компании увеличивается уровень результата экономического рычага.
  12. Издержки компании на выплату процентов по кредитам растут, что сокращает рентабельность и создает риск утраты ликвидности.
  13. Консервативная модель управления текущими активами и пассивами.
  14. Предприятие ограничивает подъем текущих активов и тогда удельный вес текущих активов в совокупной сумме активов низок, а период оборачиваемости оборотных активов , короток. Такой политики держатся компании либо в условиях необходимой определенности ситуации, когда размер продаж, сроки поступлений и платежей известны заблаговременно, или в условиях строгой экономии.
  15. Эта политика управления гарантирует высшую финансовую рентабельность активов, хотя бережёт завышенный риск возникновения технической неплатежеспособности в случае внезапных ситуаций при реализации продукции или же при ошибке в расчетах.
  16. Главным показателем консервативной политики управления текущими пассивами считается неимение или же чрезвычайно малый удельный вес кратковременного кредита в совокупной сумме всех пассивов компании. Все активы при всем этом финансируются с помощью неизменных пассивов (собственных средств и долговременных кредитов и ссуд).
  17. Умеренная модель управления текущими активами и пассивами.
  18. Предприятие занимает переходную, «центристскую» позицию - при всем этом текущие активы составляют примерно половину всех активов компании, период оборачиваемости оборотных активов имеет усредненную продолжительность. При таком варианте и финансовая рентабельность активов, и риск технической неплатежеспособности пребывают на среднем уровне.
  19. Для умеренной политики управления текущими пассивами характерен средний уровень кратковременного кредита в совокупной сумме пассивов компании.
  20. Умеренная политика управления оборотными средствами представляет из себя компромисс между консервативной и агрессивной моделью.
  21. На 3 шаге происходит оптимизация размера оборотного капитала.
  22. При таком варианте оптимизация должна вытекать из избранного вида политики формирования оборотных активов, обеспечивая установленный уровень соответствия риска и эффективности применения оборотного капитала.
  23. Оптимизация соответствия неизменной и переменной долей оборотного капитала, задействованных в операционном процессе, относится к 4 шагу. Это является базой для управления его оборачиваемостью в ходе применения[7].
  24. На 5 шаге поддерживается требуемая ликвидность применяемых активов, сформированных с помощью оборотного капитала.
  25. В период завершающего шага поддерживается увеличение рентабельности оборотного капитала. Его размер должен гарантировать явную прибыль при его применении производственно-сбытовой работы.
  26. Одной из деталей процесса управления оборотным капиталом является обеспечивание оперативного применения пока что независимого остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля кратковременных денежных инвестиций. Цели и характер управления отдельными видами оборотных активов, сформированных с помощью операционного капитала, имеют немаловажные характерные отличительные черты.
  27. В следствии этого на предприятии с немалым объемом используемого оборотного капитала складывается самостоятельная политика управления отдельными видами оборотных активов (запасами ТМЦ, дебиторской задолженностью и денежными активами).
  28. Для наиболее детального исследования проблемы надлежит рассмотреть отличительные черты моделей управления отдельными видами оборотных активов.
  29. По характеру экономических источников формирования выделяют валовые, чистые и собственные оборотные активы.
  30. а) Валовые оборотные активы описывают единый их размер, сформированный с помощью как собственного, так и заемного капитала.
  31. б) Чистые оборотные активы (или же чистый рабочий капитал) определяет ту часть их размера, которая сделана с помощью собственного и долговременного заемного капитала.

1.3 Методические основы анализа эффективности управления оборотными активами

Отличительные черты управления оборотными активами в отечественных условиях сильно зависят от всевозможных причин, оказывающих на них воздействие, в том числе, от непостоянности финансовой коньюктуры. К примеру, одной из актуальных первопричин недостаточности оборотных активов у основной массы компаний считается отсутствие стабильного поступления сырья. Это обстоятельство приводит к тому, что закупается сразу порой в 30 - 50 раз больше, нежели дневная потребность потребления сырья[8].

Обеспечивание необходимого оборотного капитала, дающего компании вероятность рассчитываться за сырье и использование трудовых ресурсов, создавать затраты, связанные с производственной и сбытовой работой, на самом деле сводится к необходимости решать ряд очень трудоемких задач.

Первая из них, решение которой сможет значительно пополнить оборотный капитал фирмы, - управление запасами. С позиции утверждений западных учебников экономического менеджмента, ни один момент не имеет такого ценности, как скорость оборота товарных запасов.

Вторым существенным нюансом трудности управления считается повышение стоимости оборотных активов и улучшение системы расчетов. Для ускорения расчетов для начала потребуется знать всех плательщиков - необходим реестр, включающий сведения о договорных величинах, сроках и прочих параметрах, связанных с поступлением платежей.

При всем этом нужно будет учитывать, кто не произведет платежи в срок и на сколько задержит, а кто и вовсе не рассчитается по собственным обязательствам.

Управление оборотными активами занимает более обширную часть операций экономического менеджмента. Эта ситуация связано с немалым числом составляющих их внутреннего материально-вещественного и экономического состава, требующих индивидуализации управления;

высочайшей динамикой трансформации их видов;

высочайшей ролью в обеспечивании платежеспособности, рентабельности и прочих целевых последствий экономической работы компании.

Итак, управление оборотными активами имеет следующие задачи:

- составление приемлемой структуры и состава оборотных активов с позиций успешного функционирования компании;


- обеспечивание соотношения размера привлекаемого капитала размеру формируемых оборотных активов;

- минимизация издержек по формированию оборотных активов из всевозможных источников;

- действенное применение оборотных активов в процесс финансово-хозяйственной работы компании и иные.

Политика управления оборотными активами нацелена на обеспечивание самофинансирования фирмы, эффективность их применения, определения совокупной необходимости в оборотных активах и практики нормирования, оценке цены привлечения для установления экономического потенциала компании для развития в дальнейшем, достаточности средств, платежеспособности и ликвидности, соотношение темпов подъема прибыли и рентабельности темпам прироста оборотных активов и размерам продаж, применение результата финансового рычага, обеспечивание стабильного роста компании, оптимизацию перемещения денежных потоков, понижения риска неплатежеспособности и иное.

К основным коэффициентам, характеризующим деловую активность предприятия относятся:

- коэффициент оборачиваемости оборотных активов (Коб), показывающий скорость оборота оборотных активов и характеризуется количеством оборотов, совершаемых оборотными средствами за конкретный период:

Коб = В / ОА, (1)

где В – сумма выручки от продаж а отчетный период;

ОА – сумма оборотных активов предприятия на конец анализируемого периода за период.

- период одного оборота, совершаемого оборотными активами. Данный показатель позволяет рассчитать длительность одного оборота в днях. То есть показывает среднее время пребывания оборотных активов в процессе кругооборота:

Т = (ОА x К) / В, (2)

где Т - период одного оборота, совершаемого оборотными активами (в днях);

К – количество дней в анализируемом периоде;

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов и период его оборачиваемости находятся в обратной зависимости, то есть чем больше раз оборачиваются оборотные активы, тем короче длительность одного оборота и наоборот.

Формула коэффициента закрепления оборотных активов (Кзакр) (или обратного коэффициента оборачиваемости) выглядит так:

Кзакр = ОА / В

По аналогичным формулам производится расчет оборачиваемости отдельных элементов или групп оборотных активов .

Например, количество оборотов запасов:

К = себестоимость продаж / средний остаток запасов.

При этом средний остаток запасов рассчитывается как сумма запасов на начало и конец периода, деленная на 2.


Длительность оборота запасов:

Д = число дней в периоде / количество оборотов запасов.

Количество оборотов краткосрочной дебиторской задолженности:

К = выручка + прочие и чрезвычайные доходы / средний остаток дебиторской задолженности.

Средний срок погашения краткосрочной дебиторской задолженности:

С = число дней в периоде / количество оборотов.

Характеризует количество дней, в течение которых дебиторская задолженность остается неоплаченной. Таким образом, увеличение длительности в динамике - негативная тенденция[9].

Сводным признаком эффективности применения оборотных активов считается показатель его рентабельности (РОА), рассчитываемый как соответствие прибыли от продаж продукции (ППР) к величине используемого оборотного капитала (ОК):

РОАпр/ОК100%. (1)

Данный коэффициент показывает какую величину прибыли, предприятие получит с каждого рубля оборотного капитала, и характеризуем эффективность функционирования организации, ведь именно оборотные активы обеспечивают оборот всех ресурсов на предприятии[10].

  1. Таким образом, можно сделать вывод, что оборотные активы - это активы организации, вложенные в оборотные средства, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности. Оборотные активы как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла, если последний превышает год.
  2. Политика управления применения оборотных активов представляет из себя часть единой политики управления использования общего операционного капитала компании. Она состоит в формировании достаточного размера и состава этого капитала и обеспечивании достаточных условий оптимизации процесса его обращения.

2 Анализ оборотных активов ОАО «ПО «Бежицкая сталь» и эффективности их использования

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия