Файл: Практика создания и функционирования картелей (Опыт государственного регулирования картелей в зарубежных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность преступления, предусмотренного статьей 1181 [13.C.45], заключается в «склонении покупщиков подарками, обещаниями или иным образом не участвовать в торгах», В одном из решений уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената определено, что для применения статьи 1181 вполне достаточно установить, что известные лица устранены обвиняемым от участия в торгах, и что это устранение учинено им посредством подкупа или иного противозаконного действия (обман, угроза, приказ и т. п.).

Данная норма применялась не только для регулирования государственных закупок, но и для стабилизации оборота частного недвижимого имущества. Нередко не умевшие управлять своим имением собственники закладывали и перезакладывали его. [20.C.64]. Неспособность расплатиться по долгам с кредиторами часто вела к выставлению имущества должника, и прежде всего заложенного имения, к продаже на торгах. Залогодержатели имений иногда выступали в качестве участников данных торгов. В их интересах было приобретение недвижимости по цене ниже заложенной, поэтому они склоняли других покупателей не участвовать в торгах или не поднимать цену, чтобы иметь еще возможность получить возмещение и с другого имущества должника.[22.C.5]

В связи с тем, что проведение торгов осуществлялось в рамках гражданского производства, практикующим юристам нередко приходилось сталкиваться с взаимодействием гражданского и уголовного процессов. Заявление о произошедшей стачке на торгах (если таковая действительно имела место) могло повлечь серьезные последствия для хозяйственного оборота. Главным последствием было признание торгов несостояв- шимися и назначение новых торгов. Правительствующий Сенат сделал несколько интересных выводов, связанных с возможным пересечением двух процессов: «Одно только заявление заинтересованного лица о предусмотренной статьей 1181 стачке на торгах не может служить основанием к приостановлению производства об утверждении торга и не возлагает на гражданский суд обязанности проверить достоверность сделанного заявления о стачке. Заявление покупщика о стачке не может служить не только основанием к приостановлению указанного производства, но признанию гражданским судом недействительными торгов».[14.C.87]

Указанные факты свидетельствуют, что в дореволюционной России вплоть до 1917 года государство уделяло особое внимание правилам честной конкуренции и пресекало, в том числе и с помощью мер уголовной ответственности, особо опасные антиконкурентные действия торговцев и промышленников. Важно подчеркнуть, что первые дореволюционные нормы были направлены не только на защиту конкуренции как таковой, но и конечных потребителей, т. е. общества в целом.[23.C.110]


Ввиду планового характера экономики Советского Союза и отсутствия картелей как таковых, вопрос о противодействии им в этот период не стоял в повестке дня (за исключением, может быть, короткого промежутка времени в период НЭПа). Основные средства производства находились в государственной собственности. В рамках социалистической экономики СССР проблема расширенного производства в целях удовлетворения постоянно растущих общественных потребностей решалась путем простого увеличения мощности уже имеющихся производственных объектов.[6.C.50]

Проблему повышения качества продукции пытались решать через отраслевые программы повышения качества выпускаемой продукции и различные инновационные программы, а иногда и путем тривиального импортозамещения дефицитных товаров. В описанной системе экономических подходов не могло быть места конкуренции товаров, выпускаемых предприятиями, находящимися в частной собственности. [14.C.80]

1.2. Виды картелей

По своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма разнообразны. Вершина их расцвета пришлась на период между первой и второй мировыми войнами, поэтому представленные ниже виды картелей являются отчасти "историческими формами", относящимися к тому времени, хотя многие из них и сейчас являются образцом практических действий.[11.C.164]

  • Субмиссионный картель - объединяет предпринимателей, в его рамках распределяются общие оферты предложения на государственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по чрезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи "победителей" тендера "проигравшим". [14.C.88]
  • Картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены) - устанавливает для всех предприятий-участников определенные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.
  • Картель согласованных размеров скидок - определяет условия и размеры скидок для предприятий - участников.
  • Картель минимальных цен - определяет цены, которые в процессе торговли не могут быть снижены.[8.C.100]
  • Картель единой цены - устанавливает единые для всех членов картеля цены на рынке сбыта. Такой картель, возможно, создать лишь в том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, т.к. иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего качества.[13.C.12] Фактически в прошлом большинство картелей единой цены, создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например: уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей. Предприятия - члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель. [8.C.101]
  • Квотовый картель - выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.[9.C.12]
  • Синдикат - самая "жесткая" форма картеля. Реализация продукции всех участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через центр по продажам, принадлежащий синдикату. Таким образом, все предприятия-члены обязаны поставлять всю свою продукцию в синдикат, который благодаря этому имеет возможность контролировать соблюдение производственных квот.[23.C.76]
  • Региональный картель - соглашения между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.
  • Экспортный картель - соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках. [14.C.76]
  • Импортный картель - соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм экспортеров.
  • Картель специализации - каждый его участник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом каждый член картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции.[12.C.65]
  • Картель структурных кризисов - соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей при устойчивом, не обусловленном конъюнктурой сокращении сбыта. Такого рода картельное соглашение заключается обычно во время циклических спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложения на продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданной продукции), цены падают ниже среднеотраслевой себестоимости и значительное число предприятий отрасли вынуждены прекратить производство. В этом случае компании согласовывают между собой масштабы снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан.[15.C.74]
  • Объединение малых и средних предприятий - служит для повышения их конкурентных шансов.[22.C.60]

Таким образом, мы видим, что картели могут преследовать совершенно различные цели. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи - чтобы выйти из кризиса и т.д.[23.C.51]

1.3 Стимулы к нарушению и способы поддержания картельного соглашения

В рамках статичной модели картеля каждая фирма, участвующая в соглашении, заинтересована в нарушении сговора. У каждого члена картеля всегда есть искушение произвести больше положенной ему квоты. Чтобы поддержать успешно развивающийся картель, необходимо найти какой-то способ контролировать поведение его членов. Это значит, что фирмы должны иметь возможность следить за ценами и объемами производства других фирм картеля. Один из легких способов получения информации о том, какие цены назначают другие фирмы в любой данной отрасли, заключается в том, чтобы проследить за другими покупателями данной отрасли. [20.C.12[

Но эту точку зрения можно оспорить, если попытаться проанализировать влияние решений фирмы как на сегодняшнюю прибыль, так и на весь поток ожидаемой будущей прибыли. Интуитивно можно предположить, что фирма в долговременной перспективе может придерживаться установленной для нее квоты. Рассмотрим условия, при которых картельная договоренность является стабильной (нестабильной).

Пусть πM - прибыль фирмы, которая придерживается соглашения (в условиях установления картелем монопольной цены), πC - прибыль фирмы, нарушающей соглашение, Н - величина штрафа для фирмы, нарушившей условия договора (к примеру, резкое падение цены и прибыли из-за разногласий с другими фирмами, состоящими в картеле).[23.C.61]

Предположим, что фирмы, состоящие в сговоре, действуют согласно стратегии копирования (вы ведете честную игру - я тоже играю честно, вы меня обманули - я вправе обмануть вас). Если фирма нарушает договор, например, устанавливая цену ниже, чем картельная, в первый период (нарушения соглашения) она получает прибыль PC. Однако в следующем периоде на фирму-нарушителя накладывается штраф (ограничение объемов прибыли, дискриминация со стороны других участников картеля, денежный штраф или сокращение прибыли из-за распада картеля) величиной Н (ежегодных вычетов до конца существования фирмы).[7.C.52]


Общая сумма ожидаемой прибыли фирмы нарушителя соглашения выглядит следующим образом: Если же фирма придерживается соглашения, текущая ценность ее ожидаемой прибыли составит: Фирме выгодно не нарушать картельного соглашения, если нарушение не приносит ей роста текущей ценности ожидаемой прибыли. [11.C.64]

Итак, можно сказать, сохранение картельного соглашения фирме более выгодно, когда существует:

  • высокая вероятность повторных продаж на рынке;
  • высокая величина дисконтирующего множителя;
  • маленький выигрыш, который фирма может получить в краткосрочном периоде, если нарушит картельное соглашение;
  • большие потери, которые фирма понесет в результате согласованности действий других участников картеля.[8.C.6]

Следовательно, если фирмы-участники соглашения намерены сохранить картель, они должны увеличить размер штрафа так, чтобы выражалась более правдоподобная угроза. [23.C.75]

Картельные соглашения не отличаются долговременностью. Но на практике существует немалое количество картелей, которые существуют на протяжении десятков лет, причем довольно стабильно. Существует ряд факторов, обеспечивающих нормальные условия существования и сохранения картельного соглашения:

  • способность картеля повысить (регулировать) цены в отрасли и удерживать их на этом уровне для всех фирм-участников. Выполнение этого условия преимущественно зависит от эластичности рыночного спроса и от доли фирм в отрасли, которые входят в картель. Чем менее эластичен спрос в отрасли, тем, вероятнее, выше уровень картельной цены и совокупной прибыли фирм. Если картель контролирует незначительную часть отраслевого рынка, фирмы-аутсайдеры могут воспрепятствовать увеличению рыночной цены. Даже в том случае, когда все фирмы отрасли входят в картель, высокая норма отраслевой прибыли может привлечь новых конкурентов, и если барьеры для входа на рынок незначительны, картель не сможет удерживать высокие цены и объем прибыли в долгосрочном периоде; [20.C.5]
  • небольшая вероятность пресечения государством нелегальной деятельности картеля. Если фирмы-участники картельного объединения догадываются, что вскоре будут "выведены на чистую воду" антимонопольным правительством, стимулы к подобному соглашению будут ниже; [11.C.3]
  • низкие издержки организации картеля. Издержки организации картеля включают в себя затраты по ведению переговоров между предполагаемыми участниками.

Факторы, от которых зависит величина издержек:


  • число фирм на рынке (чем меньше фирм и более устойчиво количество фирм на рынке, тем проще заключать договор); [23.C.53]
  • концентрация производителей (если на рынке фиксированное число крупных фирм-производителей, они могут договорится между собой о ценах и объемах выпуска, не прибегая к помощи фирм-аутсайдеров); [8.C.6]
  • однородность продукции (чем выше дифференцированность продукции, тем фирмам сложнее договорится);
  • наличие в отрасли торговых объединений (ассоциаций).
  • раздел рынка сбыта между участниками картеля. Каждому участнику выделяется особая территория или особый класс потребителей, так что контроль за соблюдением соглашения значительно облегчается, а последствия нарушения уменьшаются (поскольку оказывают влияние только на выделенную область деятельности);
  • установление контроля над большим количеством параметров рынка (расходы на НИОКР, раздел рынка, расходы на рекламу и др.);
  • дипломатические социальные отношения между отраслевыми лидерами. [11.C.72]

Вопреки законом, запрещающим образование и деятельность картелей, последние продолжают существовать по следующим причинам:

  • членами определенных международных картелей являются государства, из чего следует, что их действия легальны (страны ОПЕК);
  • некоторые картели, которые функционируют нелегально, полагают, что они не будут обнаружены и их штраф в любом случае будет меньше, нежели выгоды от сговора (Витаминный картель);
  • некоторые предприятия способны координировать свою деятельность без создания структуры управления или без явно выраженного сговора. [23.C.100]

Что касается образования надежного и долговременного картельного соглашения, фирмы-участники предпринимают следующие действия:

  • установление барьера для входа в отрасль, чтобы предотвратить продажу товара другими фирмами после повышения цены. Если бы был возможен свободный вход в отрасль, то увеличение цены привлекло бы новых производителей. Следовательно, предложение возросло, а цена упала ниже монопольного уровня, который стремиться поддерживать картель; [9.C.23]
  • организация встречи всех производителей данного вида товара, с целью установления совместных ориентиров по общему уровню выпуска продукции. Сделать это можно, оценив рыночный спрос и высчитав предельный доход для всех уровней выпуска. Выбрать выпуск, для которого MC=MR (предполагается, что у всех фирм одинаковые издержки производства). Монопольный выпуск будет максимизировать прибыли у всех продавцов; [15.C.6]
  • установление квоты каждому члену картеля. Если же квота на производство одной из фирм превышена, данная фирма, как правило, облагается штрафом, заранее установленным картелем. Картель обычно устанавливает штрафы для тех, кто обходит квоты или другие условия картельного соглашения. Но основная проблема заключается в том, что, как только устанавливается картельная цена, отдельные фирмы, стремящиеся максимизировать прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается, т.к. экономические прибыли падают до нуля.
  • установление процедуры проведения утвержденных квот в жизнь. Этот шаг является решающим для того, чтобы сделать картель работоспособным. Но его очень трудно реализовать, т.к. у каждой фирмы есть стимулы расширять свое производство при картельной цене, но если все увеличат выпуск, то картель обречен, т.к. цена вернется к своему конкурентному уровню.[14.C.65]