Файл: Рынок ценных бумаг (Перспективные направления развития системы государственного регулирования РЦБ России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

- крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

- макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;

- крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

В современной России в роли главного регулирующего и контролирующего органа на рынке ценных бумаг выступает Служба Банка России по финансовым рынкам(СБРФР).

СБРФР России создана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2014 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2015 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 317, и находится в ведении Правительства Российской Федерации.

В соответствии с нормативными правовыми актами СБРФР является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж и находится в ведении Правительства Российской Федерации.

СБРФР руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о СБРФР[5].

Осуществляет свою деятельность СБРФР непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные полномочия СБРФР.


1. Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам сферы деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты:

– по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов цен-ных бумаг эмитентов, по утверждению единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
– по утверждению обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
– по утверждению обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
– по утверждению норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
– по определению порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
– по утверждению требований к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов;
– по утверждению порядка регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов;

3. На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Служба осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

– регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг), правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правила доверительного управления ипотечным покрытием, правила негосударственных пенсионных фондов, документы профессиональных участников рынка ценных бумаг;
– осуществляет уведомительную регистрацию негосударственных пен-сионных фондов, подавших заявление об осуществлении деятельности по обязательному негосударственному пенсионному страхованию в качестве страховщика;
– осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы, принимает решение о приостановлении действия или об аннулировании соответствующих лицензий;
– осуществляет аккредитацию организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в сфере деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, и принимает решение об отзыве аккредитации;
– контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
– приостанавливает эмиссию ценных бумаг;
– проводит проверки эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев, деятельности жилищных накопительных кооперативов, проводит контрольно-ревизионные мероприятия в отношении бюро кредитных историй;


4. Выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, и др.;

5. Запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг, назначает временную администрацию и принимает решение о прекращении деятельности временной администрации в случаях, предусмотренных федеральными законами;

6. ведет реестр аттестованных лиц, аннулирует квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Соотношение государственного контроля над деятельностью участников фондового рынка и контроля со стороны саморегулируемых организаций определяется общими направлениями государственной политики на рынке ценных бумаг и особенностями государственного режима.

Поскольку ключевую роль в регулировании отношений на фондовом рынке в России играет государство, то приоритетными задачами государства для успешного развития рынка ценных бумаг в современных условиях являются:

– совершенствование правового регулирования на финансовом рынке; 
– повышение его емкости и прозрачности;
– обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
– формирование благоприятного налогового климата для участников рынка;
– снижение инфляционных процессов в экономике страны;
– устранение пробелов в российском законодательстве, а также приведение нормативной базы в соответствие с международными стандартами.

Основными законодательными актами, на основе которых осуществляется регулирование рынка ценных бумаг со стороны государства, на наш взгляд, можно считать следующие. Основополагающие (ключевые) законы в отношении регулирования[1]:

-Федеральный закон «Об акционерных обществах» (2014 г.);

-Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (2013 г.);

- Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (2015 г.).

Законы, имеющие прямое отношение к рынку ценных бумаг:

- Федеральный закон «О переводном и простом векселе» (2015 г.);

- Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (2016 г.);

- Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (2016 г.); - Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (2015 г.);


- Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» (2015 г.).

Кроме указанных законов, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг ,а также Министерством финансов и Центральным банком Российской Федерации издаются постановления, распоряжения, инструкции, являющиеся сопроводительными регламентирующими актами, имеющими прямое отношение к процессу государственного регулирования на рынке ценных бумаг

3. Перспективные направления развития системы государственного регулирования РЦБ России

3.1. Перспективы развития российского рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг, как и любой быстро развивающийся рынок, имеет проблемы. Главными проблемами развития рынка ценных бумаг в России являются организационные, кадровые и методологические.

Организационные проблемы связаны с отсутствием развитой инфраструктуры рынка и слабым информационным обеспечением.

Кадровые проблемы предопределены малым сроком развития рынка ценных бумаг и недостаточным числом высокопрофессиональных специалистов.

Методологические проблемы вызваны непроработанностью методик осуществления многих фондовых операций и отдельных процедур на рынке ценных бумаг.

Проблемы развития рынка ценных бумаг также связаны:

1) с недостаточным объемом финансирования экономики с помощью инструментов фондового рынка (в России — менее 6%, а в странах с развитой рыночной экономикой — до 80%);

2) незначительной долей реального капитала на финансовом рынке;

3) отсутствием современной системы центров клиринговых расчетов, депозитариев, независимых регистраторов, обеспечивающих информационную «прозрачность» рынка для всех участников и соответствующих мировым стандартам;

4) юридической неподготовленностью к заключению договоров с партнерами с учетом возможных убытков от неожиданных изменений на рынке, с учетом надежности партнеров с точки зрения их платежеспособности;

5) отсутствием единых, соответствующих мировым стандартам общероссийских классификаторов операций, технологий банков и бирж;


6) несоответствием действующих форм бухгалтерского учета международным стандартам.

Для того, чтобы рынок ценных бумаг развивался, необходимо искать пути преодоления проблем и намечать пути развития этого рынка. К перспективным направлениям развития рынка ценных бумаг в России относятся:

-совершенствование законодательной базы;

-развитие вторичного рынка ценных бумаг;

-совершенствование контроля государства за фондовым рынком; развитие рынка корпоративных ценных бумаг;

-развитие рынка муниципальных заимствований;

-развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг и его информационного обеспечения;

-обеспечение информационной открытости.

Развитие рынка ценных бумаг предполагает единой системы торгов, клиринга, расчетов и депозитарного обслуживания на всей территории России. Это возможно, если будет налажено сотрудничество ММВБ с региональными биржами. Также важно привлечь региональных эмитентов и инвесторов на рынок и создание для них благоприятных условий работы.

3.2. Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг - результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен.

Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.