Файл: "Сравнительный анализ теории конкуренции".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсового исследования состоит в том, что одной из наиболее мощных сил, оказывающих влияние на компании в современных условиях развития мировой экономики, является глобализация конкуренции.

Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, а особый динамизм конкуренции придает НТР.

В результате ее действия произошло падение стоимости транспорта и связи, нарастание информационных и технологических потоков через границы государств, дальнейшая унификация национальных инфраструктур, снижение торговых и инвестиционных барьеров. Следствием этих изменений стал заметный рост международной торговли и инвестиций.

Неудивительно, что по мере дальнейшей глобализации конкуренции исследования и корпоративная практика в области международной стратегии приобретают для многих компаний все большее значение. Основное внимание специалистов по выработке международной стратегии привлекает способность многонациональной компании создавать конкурентные преимущества за счет своей активности на мировом рынке.

Компании стремятся распространить свою деятельность на международные рынки по любой из трех основных причин: для завоевания новых рынков, из-за конкурентной потребности снизить затраты или из-за желания получить доступ к природным ресурсам других стран. Независимо от того, какая причина движет компанией, международная стратегия должна соответствовать ситуации. Особое внимание должно быть уделено различиям в потребностях покупателей и их традициях на национальных рынках, каналам распределения, долгосрочному потенциалу, движущим силам и конкурентному давлению.

Целью данной курсовой работы является раскрытие темы «Сравнительный анализ теорий конкуренции» - выяснить и проанализировать виды, типы, теории конкуренции.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

- изучить научно-теоретические основы конкуренции;

- проведен анализ теорий конкуренции;

- выявлены проблемы и перспективы развития конкурентоспособности российской экономики.

Объектом курсового исследования являются теории конкуренции.

Предметом курсового исследования выступают анализ теорий конкуренции.

Теоретической основой курсового исследования являются разработки ведущих ученых в области международных экономических отношений, экономистов-теоретиков.


Методологическую основу составляет диалектический метод познания, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В работе использованы общенаучные методы сравнительного анализа, а также методы индукции и дедукции.

1. Научно-теоретические основы конкуренции

1.1 Конкуренция: понятие, сущность, виды конкуренции

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Ценовая конкуренция может иметь место и без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию.

Неценовая конкуренция – это борьба между предпринимателями за получение дополнительной прибыли посредством использования организационных, научно – технических, инфраструктурных факторов, направленных на изменение качества, ассортимента товара и продление его жизненного цикла. Неценовая конкуренция включает повышение технического уровня, новизну и качество товара, создание товаров – субститутов, послепродажное техническое обслуживание, рекламу.

Конкуренция ( от лат. Concurentia – состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что – либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. Другая трактовка этого «конкуренция» предлагает под конкуренцией « в ходе которого борются друг с за потребителей своей ».

По масштабам развития может быть:

1 (один участник стремится занять «место под » - выбрать наилучшие купли – продажи и услуг);

2 Местной (среди товаровладельцев – то территории);

3 Отраслевой (в из отраслей из отраслей идет борьба за наибольшего дохода);

4 (соперничество представителей отраслей рынка за на свою сторону в целях извлечения дохода);

5 Национальной (отечественных товаровладельцев данной страны);

6 (борьба предприятий, объединений и государств стран на мировом ).

Конкуренция и конкурентная являются главным функционирования экономической базирующейся на рыночных ключевыми категориями в схеме категорий хозяйства.


Для чтобы определить содержание понятия «», часто выделяют подхода к его поведенческий, структурный,

В историческом экскурсе подход стал подходом к определению В частности, А. Смит конкуренцию с «честным между продавцами за выгодные условия своих товаров». теория, придерживаясь подхода, определяет конкуренции как за редкие экономические Так, по мнению американского П. Хайне, «конкуренция стремление как лучше удовлетворить доступа к редким ».

Согласно структурному содержание конкуренции типом рынка и условий, которые на нем. «Конкуренция – это на рынке большого независимых покупателей и возможность для и продавцов свободно на рынок и покидать его».

подход смещает экономической сущности в сторону изучения её в экономическом развитии.

последних десятилетий ярко высветили роль конкуренции в производительных сил, её универсальное на национальную экономику и процессы.

В современном ключевым понятием конкурентоспособность. Однако экономическая наука не как единой трактовки содержания «конкурентоспособность», так и общепринятого подхода к ее оценки и формирования.

В случае под принято понимать конкурировать на рынках и услуг. Организацией сотрудничества и развития () конкурентоспособность определена способность компаний, регионов и наций сравнительно высокий дохода и заработной оставаясь открытыми международной конкуренции.

понятие «конкурентоспособность», авторы опираются на «конкуренция», определяя как «экономическое » (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Некоторые примеры определения термина «конкурентоспособность»

Определение

М. Портер

– свойство

товара, субъекта рыночных выступать на рынке с присутствующими там товарами, услугами конкурирующими субъектами отношений

М. Гельвановский

В общем смысле – свойствами, создающими для субъекта соревнования

Р. Завьялов

выражение экономических, – технических, производственных – управленческих, маркетинговых и возможностей страны, реализуются в товарах и успешно противостоящим аналогам как на так и на внешнем

Р.Ф. Фатхутдинов

Свойство характеризующееся степенью или потенциального конкретной потребности по с аналогичными объектами, на данном рынке

Е.Дж.

Способность фирмы сохранить и увеличить на рынке

П.У. Зулькарпаев,

Л.Р.

Интегральная конкурентоспособность – это его занимать определенную рынка продукции и увеличивать/уменьшать долю

М. Мескон,

А.

Ф. Хедоури

Выраженная заключается в том, что делает что – то чем ее конкуренты, т.е. конкурентоспособность, позволяющую привлекать и сохранять


Однако в современной все чаще «конкурентоспособность» используется определения категорий уровня: конкурентоспособность фирмы, отрасли экономики и др. и, наконец, государства. Системно может быт в виде многоуровневой упрощенная схема представляет собой «конкурентоспособности».

Надо неразрывную связь внутринациональной конкуренции с а современные процессы обуславливают тот что международная не только усиливает национальной конкуренции, но влияет на характер ее

С понятием «конкуренция» связан и термин «преимущество». Конкурентное с позиции субъекта – это его и различные характеристики ( для фирмы – позволяющее экономить торговые марки на прогрессивную продукцию собственности на сырье и и т.д.), дающие преимущества над в конкуренции.

Таким конкуренция, с одной является важнейшим существования и развития и именно конкуренция товаропроизводителей постоянно наиболее эффективные производства, обновлять изделий, обеспечивать их формировать спрос, поиски новых рынков сбыта. С – формы проявления и конкуренции прежде обусловлены состоянием его тенденциями и (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Типы рынков и характер конкуренции

Характер конкуренции

Основные параметры

Количество фирм, производящих продукт

Контроль над ценами

Товарная дифференциация

Легкость входа

конкуренция

Много фирм, нет над рынками

определяются рынком

не – различимы по свойствам и

Относительно легкий

Монополи –

стическая

Много фирм, сходные товары и

Влияние ограничено замены

Товары и диффе – ренцированны

сегментов рынка

легкий вход

Несколько крупных произ- водящих то- и услуги

Существует «ценового лидера»

для отдельных (на- пример, авто – ). Мала для - зированных (например, )

Трудный вход, требует больших

Монополия

Один и одна фирма

полный контроль

Нет

трудный

1.2 Основные теории конкуренции

Великая революция во многом толчком для экономической ситуации на рынках в XX в.

Важнейшими экономики XX в. стали производства, образование корпораций, усиление их власти.


Согласно экономической науке и монополия – взаимоисключающие Однако в начале 30 – х гг. выдвинуты новые зрения, которые по оценке ряда к революции в экономической Именно в XX в. и появился подход в теории Среди основоположников подхода можно Э. Чемберлина, Дж. Робинсон и др.

монополистической конкуренции Э. Американский экономист Э. (1899 – 1967) в экономическую теорию «монополистическая конкуренция». В «Теория монополистической » (1933) он отмечает, реальные цены на стремятся к промежуточному определяемому в каждом случае в соответствии с силой чистой и чистой монополии.

Э. показывает, что на существует большое фирм, по сути независимых друг от имеющих свободный на рынок. При покупатели отдают ряду продуктов, за они готовы даже повышенную Основным содержанием конкуренции является продукта.

По мнению Э. фирма стремится контроль над товара и диктовать на рынке, чтобы максимальную прибыль. можно достигнуть, товар, дифференцированный от конкурента, обладающий свойствами, что в итоге должно новых покупателей и возможность поднять

Таким образом , распространение неценовая К ее основным инструментам отнести: повышение товара, выпуск моделей, привлекающие дизайн и упаковка , обслуживания клиентов. Э. отмечает, что «– самая подвижная в системе категория, подвижная, чем ».

Монопольное положение фирм способствует новых производителей дифференцированных товаров. И качества, с точки Э. Чемберлина, эффективнее цен. Достигнув дифференциации фирма получает «» от рыночной власть, монополистом в своем Возникает так «монополия по дифференциации ». В такой ситуации цен на эту не обязательно приводит к всех покупателей.

продукт дифференцирован, одновременно является и и конкурентом. Э. Чемберлин термин «дифференциация » достаточно широко, не только различные продукта, но и все и услуги, связанные с и даже географическое Другими словами, цены не являются фактором обеспечения преимуществ, и в формировании должно много уделяться качеству рекламе, сервисному потребителей.

По мнению Э. «дифференциация может на определенных особенностях продукта, вроде как особые свойства – фабричные фирменные названия, упаковки… или же как индивидуальные относящиеся к качеству, цвету или Дифференциация также существовать в отношении сопутствующих продаже В розничной торговле (ограничиться одним примером) эти включают в себя факторы, как местонахождения продавца, атмосфера или стиль, свойственные заведению, его ведения дел, его как честного любезность, деловая и все личные узы, связывают его либо с ним либо с теми, у него работает.