Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Современное состояние проблемы профессиональной мотивации и подходы к ее рассмотрению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации

1.1. Современное состояние проблемы профессиональной мотивации и подходы к ее рассмотрению

1.2. Мотивационный механизм и методы мотивации персонала

1.3. Оценка эффективности управления мотивацией в организации

2. Оценка мотивационного потенциала сотрудников и предложения по его повышению в условиях ОАО «Слонимский мясокомбинат»

2.1. Организационно-экономическая характеристика компании ОАО «Слонимский мясокомбинат»

2.2. Анализ мотивационного потенциала персонала организации

3. Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности ОАО «Слонимский мясокомбинат»

3.1. Политика эффективности действующей системы мотивации

3.2. Оценка мотивационного потенциала молодых работников компании и предложения по его повышению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Теория человеческого капитала получила широкое распространение в развитых зарубежных странах, таких, как США, Великобритания и другие

Применение ресурсного подхода на уровне предприятия сталкивается с рядом методических трудностей, связанных, прежде всего, с характеристикой рабочей силы. Потребление ресурсов в процессе производства представляет собой также текущие затраты. Поскольку потребление рабочей силы - это труд, выраженный в затратах времени (человеко-часы, человеко-дни), а затраты живого труда имеют денежное выражение в форме заработной платы, то их объединяют с материальными затратами и получают общую сумму затрат на производство и реализацию продукции (себестоимость).

Таким образом, затраты на рабочую силу предстают не частью авансированных затрат (ресурса), четко выраженных в количественном измерении, а как фактические затраты предприятия на заработную плату (с соответствующим начислением налогов) в текущем периоде.

Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от занятого на нем персонала. Хорошо подготовленный и обученный персонал с высоким уровнем мотивации на высококачественную работу представляет собой такое же большое богатство, как и новейшее оборудование или передовые технологии.

На сегодняшний день руководители отечественных предприятий вкладывают в развитие трудового потенциала меньше средств, чем в развитых зарубежных странах. Так, например, в США предприниматели совокупно расходуют на подготовку персонала более 238 млрд. долл. в год, а общие затраты на общественное образование составляют 310 млрд. долл. в год. На каждый доллар, вложенный в развитие производства в США, приходится 85 центов, вложенных в развитие рабочей силы. В России на каждый рубль, вложенный в развитие средств производства, приходится 15 копеек, направленных на развитие рабочей силы. Разница очевидна.

В условиях плановой экономики СССР отсутствие у предприятия интереса к вложению средств в рабочую силу определялось тем, что большую часть затрат на образование и профессиональную подготовку квалифицированной рабочей силы брало на себя государство. Поэтому учёт и анализ издержек предприятия, связанных с содержанием рабочей силы, не проводился. Организация заработной платы была жестко регламентирована государством через систему тарифных ставок, различий в оплате в зависимости от квалификации работника, условий и интенсивности труда. Поэтому задачи совершенствования систем оплаты труда также не приводили к анализу затрат и издержек, связанных с содержанием рабочей силы[18].


Управление персоналом на предприятии, работающем в рыночных условиях, а следовательно, и управление материальной основой мотивации труда - стимулированием работников определяет необходимость конкретизации затрат на рабочую силу, учета и анализа всех издержек, связанных с ее функционированием[19].

Кроме затрат на рабочую силу, при оценке экономической эффективности используется показатель эффекта от этой деятельности. Развитие трудового потенциала коллектива предприятия в целом и отдельного работника как следствие принятых управленческих решений служит для получения дополнительного результата от производственной деятельности.

Этот результат и является источником эффекта, который может принимать различную форму и оцениваться различными показателями. Эффект от управления может найти свое выражение в следующем виде:

- увеличения выпуска продукции вследствие роста производительности труда и повышения ее качества;

- удовлетворенности трудом (мотивационный эффект), если работа с персоналом строилась на учете социальных моментов в трудовых отношениях;

- эффект может проявиться также в повышении производительности труда, уменьшении ущерба от текучести кадров в связи со стабилизацией коллектива;

- относительной экономии средств за счет сокращения сроков обучения благодаря подбору профессионально подготовленных работников (эффект выражается экономией средств, необходимых для достижения определенного состояния трудового потенциала).

Может иметь место и промежуточный результат - повышение квалификации работников (разряд, категория, класс и т.д.). Конечным же результатом является увеличение объема произведенной продукции или выручки от реализации продукции лучшего качества.

Общий конечный результат можно рассчитать как обобщенную величину всех результатов (прироста объема производства, выручки от реализации и т.п.); во-вторых, как сумму частных эффектов от реализации конкретных мероприятий, проводимых кадровой службой (мотивационные мероприятия). Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки.

В случае использования в качестве общего показателя деятельности коллектива предприятия таких факторов, как прирост объема производства, изменение уровня производительности труда и т.п., на их величину оказывает влияние не только личный фактор производства, мобилизованный через мотивацию персонала, но также технико-технологические и организационные факторы. На результат текущего года затраты прошлых лет могли оказать большее влияние, чем затраты текущего периода. Поэтому однозначно оценить влияние управления персоналом на экономический эффект работы предприятия довольно сложно[20].


При соизмерении затрат и результатов в оценке экономической эффективности от мотивации персонала необходимо конкретизировать и определить, что именно предстоит оценить.

Во-первых, достижение определенного конечного результата деятельности с помощью специально подобранного, обученного и мотивированного коллектива предприятия, сформированного в результате реализации выбранной кадровой политики.

Во-вторых, достижение целей, поставленных перед управлением мотивацией с минимальными затратами средств.

В-третьих, выбор наиболее эффективных методов управления, обеспечивающих результативность самого процесса управления.

Каждый из этих подходов заслуживает отдельного рассмотрения.

1. Достижение конечного результата

Общий экономический эффект можно рассматривать как результат всей хозяйственной деятельности предприятия. Экономическим эффектом является объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении. Кроме этого, принимается во внимание еще и объем реализованной продукции, прибыль. Продукция должна быть выражена в действующих ценах, так как это позволяет соизмерять результаты с затратами.

Повышение эффективности может быть достигнуто либо путем сокращения затрат для получения того же по объему производственного результата, либо за счет более медленных темпов увеличения затрат по сравнению с темпами возрастания результата, когда увеличение последнего достигается за счет лучшего использования имеющихся ресурсов.

Выявить и проанализировать эффективность мотивационного управления можно по конкретным направлениям этого процесса - эффективности кадровой политики, подготовки и переподготовки кадров, повышению квалификации, сокращению сроков адаптации персонала и др.

Источником эффекта в любом случае является экономия средств на достижение поставленных целей, однако главная задача проводимой политики - достижение такого состояния трудового потенциала, которое обеспечивало бы определенный экономический и социальный эффект, а не максимальную экономию затрат на рабочую силу, так как известно, что дешевая рабочая сила не всегда самая лучшая, особенно для выпуска высококачественной продукции[21].

Следовательно, минимизация затрат как критерий эффективности должна рассматриваться применительно к достижению конкретных количественных и качественных параметров трудового потенциала.


2. Оценка мотивационного потенциала сотрудников и предложения по его повышению в условиях ОАО «Слонимский мясокомбинат»

2.1. Организационно-экономическая характеристика компании ОАО «Слонимский мясокомбинат»

ОАО «Слонимский мясокомбинат» - одно из старейших предприятий Республики Беларусь - было создано в 1923 году на базе частного скотобойного пункта. С тех пор комбинат прошёл долгий и сложный путь преобразования в стабильное и современное предприятие.

ОАО «Слонимский мясокомбинат» создано приказом комитета «Гроднооблимущество» № 72 от 30 декабря 1995 года путём преобразования государственного предприятия «Слонимский мясокомбинат» в открытое акционерное общество в соответствии с Законом РБ «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», другими нормативно-правовыми актами по разгосударствлению государственной собственности.

Учредительным документам ОАО «Слонимский мясокомбинат» является Устав.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Слонимским райисполкомом 31 мая 2000 года.

Уставный фонд общества составляет 9527 млн. рублей и делится на 476 372 простые акции номинальной стоимостью 20 тыс. рублей каждая.

Основная цель предприятия заключается качественном и полном удовлетворении потребностей организаций и частных лиц в реализуемых продуктах, а также получение прибыли.

Миссией предприятия является удовлетворение потребностей потребителей имеющегося сегмента рынка лучше, чем конкуренты и обеспечение преимуществ производимого товара за счёт оперативного реагирования на запросы потребителей.

Основной род деятельности – переработка сельскохозяйственного животноводческого сырья.

Основными видами деятельности ОАО «Слонимский мясокомбинат» является:

• производство мяса и мясных продуктов.

Основная продукция ОАО «Слонимский мясокомбинат» – мясо и субпродукты I категории, колбасные изделия, полуфабрикаты, в том числе пельмени, консервы, сухие экструдированные корма для домашних животных.

Второстепенными видами деятельности являются:

• производство спецодежды и других швейных изделий


• физкультурно-оздоровительная деятельность

• услуги автостоянки

• розничная торговля в неспециализированных магазинах.

Вспомогательными направлениями деятельности являются:

• оптовая и розничная торговля продуктами питания

• реализация сухих животных кормов

• реализация шкур.

Всего на предприятии выпускается более 350 наименований продукции. Основными рынками для сбыта продукции ОАО «Слонимский мясокомбинат являются г. Минск, Минская область, г. Слоним, г. Гродно, Гродненская область. Лидирующее положение занимает выпуск мяса и субпродуктов, так как именно эта группа продуктов является продукцией повышенного спроса.

За пределы Республики Беларусь – в Россию реализуется мясо, в страны дальнего зарубежья – рубец и шкуры.

Планируемые показатели прогноза социально-экономического развития предприятия в 2016 году:

- темп роста производства продукции в сопоставимых ценах – 110,0%;

- темп роста экспорта товаров - 115,0%;

- сальдо внешней торговли товарами и услугами - 29800 тыс. долл. США;

- годовое значение показателя по энергосбережению - 5,0%.

Для выполнения доведённых темпов роста прогнозных показателей, акционерному обществу необходимо произвести:

- мяса и с/п 1 кат. - 19475 тонн, темп роста - 105,7%;

- колбасных изделий - 11520 тонн, темп роста - 106,2%;

- полуфабрикатов - 3690 тонн, темп роста - 100,0%;

- консервов – 3950 туб, темп роста - 130,4%.

Предприятие планирует в 2016 году заготовить 33385 тонн скота в живом весе, что составит 105,9% к уровню предыдущего года. Этого количества сырья достаточно для выполнения доведенных прогнозных показателей.

В дополнение к объемам производства мяса планируется приобретение импортного сырья, при условии выгодности цен, в объеме 1500 тонн, в т. ч. свинины – 1000 т, МДМ – 500 т. Итого объем мясного баланса – 20975 тонн или 105,7% к уровню прошлого года.

Рост производства колбасных изделий планируется за счёт увеличения объемов продаж всех групп колбасных изделий, пользующихся спросом у покупателей. Рост объёмов может обеспечить конкурентоспособность товара и его вкусовые и качественные характеристики.

Рост объёмов производства полуфабрикатов планируется за счёт постепенного выхода объёмов производства пельменей, фаршей, вареников и котлет на проектную мощность.

Рост объёмов консервов планируется за счёт увеличения объёмов продаж говядины тушеной высший сорт из мяса «Халяль», вторых блюд из мяса «Халяль» и консервов для животных при условии обеспеченности производства необходимым сырьем в нужном количестве.