Файл: Нотариат в РФ (Сущность, задачи и принципы нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные нотариальные действия – письменные акты. Широкое распространение получила процедура по оформлению сделок. Этому содействовала возрастающая потребность в письменных актах, когда значительно увеличилось число сделок, которые требовалось совершать письменно. В первый раз такая необходимость появилась после издания царского указа 7 июня 1635 года, «в силу которого все договоры займа, поклажи и ссуды также должны были непременно совершаться письменно и даже под страхом их полной недействительности»[6]. Основным требованием, предъявляемым к лицу, изъявившему желание заниматься данной деятельностью, была грамотность. Площадные подьячие не получали жалованья от государства. За совершение актов они получали плату – «писчее», «магарыч». Крепости записывались в книги приказа, за совершение крепостей бралась пошлина. Печати была придана удостоверительная роль.

Важный этап развития российского нотариата связан с Соборным Уложением 1649 года. По Уложению организовывалась последовательность нотариальных действий: сделки совершались только через площадных подьячих, регистрировались в поместном приказе, записывались в книги приказа; бралась пошлина; предъявлялись в печатный приказ, где на них ставилась государственная печать. Улучшение порядка совершения актов продолжалось до 1761 года.

Таким образом, в данный период полномочия нотариуса осуществляли крепостные надсмотрщики, секретари, писцы, «публичные нотариуса» и маклеры. Происходило распределение функций между органами, совершающими сделки и органами, регистрирующими их.

Вклад в перестройку нотариата внесли реформы Александра II, особенно судебная реформа 1864 года. В апреле 1866 года было принято Временное положение о нотариальной части, содержащееся в судебных уставах. Положение содержало статьи, регламентирующие устройство нотариальной части: упразднялись прежние учреждения, нотариусы или лица, заменяющие их, совершали и свидетельствовали различного рода акты. Учреждались нотариальные конторы, ставшие прообразом становления профессионального нотариата в России. Однако Положение имело ряд недостатков, однозначно не был определен правовой статус нотариусов.

Нотариусы считались государственными служащими, однако не имели чинов, не получали пенсии. В то же время они являлись свободными профессионалами, взимающими плату за свои услуги.

Образовалось четыре группы органов и лиц, имеющих право на совершение нотариальных действий: публичные (городовые) нотариусы; биржевые и карабельные маклеры; узкоспециализированные маклеры; магистры, ратуши, таможенные чиновники, думы, приставы, торговые суды. Все лица, исполняющие обязанности нотариуса, должны осуществлять функции: установить самоличность, правоспособность, дееспособность лиц, убедиться в том, что договор является подлинным, установить соответствие содержания договора действующему законодательству, записать договор в книгу, взыскать пошлину (иной сбор), совершать на подлиннике договора надпись о времени засвидетельствования и номере по книге[7]. Нотариусы осуществляли свои полномочия при судебных органах и под их жестким контролем.


В советский период предпринимались попытки к ликвидации нотариата, однако, этим планам не удалось свершиться, так как нотариат в России существовал на протяжении многих столетий, тем самым став органом, оказывающим необходимую юридическую помощь населению. Имущественные отношения занимали центральное место в жизни общества, нотариусы сопровождали данные отношения, занимаясь оказанием квалифицированной юридической помощи в составлении правовых документов, удостоверении фактов и т.д.

Советский период развития института нотариата характеризуется научными деятелями следующим образом: произошедшие изменения вследствие Октябрьской революции 1917 года привели к упразднению института нотариата. Нотариальные функции проявили себя уже в первые годы советской власти, отменить их не смогли. В период революции 1917 года нотариальная деятельность была отменена Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года, были упразднены судебные органы, хотя в Декрете не было сказано о том, что упразднению подлежат и нотариальные конторы. Уже через год Декретом о суде № 2 было закреплено, что нотариальные действия совершаются нотариусами. Таким образом, некоторые функции нотариата восстановились в минимальном объеме. Нотариальные конторы, находившиеся в городах, были закрыты, 2 февраля 1920 года на их месте были созданы нотариальные отделы, состоявшие при местных Советах, возглавляемые народными нотариусами, но и они были ликвидированы. Их функции распределялись между отделами коммунального и социального обеспечения, народными судьями, юридическими отделами. В феврале 1919 года поступило предложение о целесообразности установления нотариальных столов. Затем, 12-13 августа 1921 года Декретом СНК РСФСР и Циркуляром Наркомюста были учреждены нотариальные столы при губернских отделах юстиции, уездных бюро юстиции. Как мы видим, происходило постепенное сокращение, а затем возвращение нотариальных функций. В компетенцию нотариуса входил сравнительно небольшой круг действий: нотариус удостоверял обстоятельства, производил копии с документов, заверял подлинность подписей; нотариат стал один из государственных органов юстиции. 4 октября 1922 года СНК принял Положение о государственном нотариате РСФСР.

Место нотариата как государственного учреждения было определено в системе органов юстиции. Согласно Положению о государственном нотариате РСФСР учреждались государственные нотариальные конторы. Были определены 8 функций, выполнение которых входило в компетенцию нотариуса: нотариус совершал договоры, сделки; свидетельствовал документы; занимался совершением протеста векселя; нотариус удостоверял обстоятельства и т.д. Были определены его основные цели и задачи – охрана социалистической собственности, охрана прав и законных интересов граждан, государственных кооперативно- колхозных и других общественных организаций. Функционирование частного нотариата не нашло своего признания, тем самым была минимизирована его роль. На законодательном уровне был расширен круг нотариальных действий. 14 мая 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», выполнение нотариальных действий возлагалось на государственные нотариальные конторы. При этом разрешалась передача отдельных функций государственных нотариальных контор иным государственным органам (например, если за выполнением нотариального действия обратилось лицо, находящееся за пределами СССР, функции по выполнению этих действий возлагалось на консульское учреждение СССР).


В 1927-1928 годы развитие получила охранительная функция нотариата, в полномочия нотариуса были переданы меры по охране наследственного имущества и распоряжению им. 20 июля 1930 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили новую редакцию Положения о государственном нотариате. В связи с тем, что в период советской власти отсутствовал институт частной собственности, роль нотариата в экономической жизни общества была сведена к минимуму[8] (нотариусы занимались удостоверением сделок, вели наследственные дела).

В годы Великой Отечественной войны в законодательство были внесены изменения в области нотариальных действий. Постановлением СНК СССР от 15 апреля 1942 года устанавливалось, что командиры воинских частей, начальники госпиталей устанавливали порядок удостоверения ими завещаний, доверенностей военнослужащих, обратившихся за совершением такого нотариального действия.

В послевоенное время много усилий понадобилось на восстановление нормального функционирования системы нотариата, особенно в районах страны, которые были временно оккупированы. В советский период происходила так называемая инволюция (что является полной противоположностью эволюции), о чем свидетельствует сокращение и сужение функций нотариата. Лишь восстановление товарно-денежных отношений во времена НЭПа привело к возрождению значимости нотариальной деятельности. Нотариус являлся государственным служащим, получавшим постоянную заработную плату, не зависящую от результатов его деятельности. Учитывая тот факт, что функции нотариуса были сведены к проверке заполнения утвержденных бланков, была низкая заработная плата, данная профессия не являлась престижной.

19 июля 1973 года Верховным Советом СССР был принят Закон Союза ССР «О государственном нотариате в СССР», определяющий компетенцию 21 нотариусов, порядок совершения ими нотариальных действий. Данным Законом были установлены республиканские правовые акты о нотариате – законы о государственном нотариате союзных республик. Был принят Закон РСФСР от 1 ноября 1974 г. «О государственном нотариате», по которому нотариат выступал как придаток правовой системы. Нотариусы занимались удостоверением сделок, оформляли наследственные дела.

Основным значением для развития нотариата в России на современном этапе послужили положения, регламентированные Конституцией Российской Федерации, которые закрепили, что право частной собственности охраняется законом, и что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.


Нотариусы удостоверяли бесспорные права и факты; выполняли охранительную функцию, в том числе, принимали меры по охране наследственного имущества, нотариус налагал запрет на отчуждение имущества. Была существенно расширена сфера деятельности нотариуса, что было обусловлено увеличением количества видов гражданско-правовых сделок. Началом реформы нотариата послужило принятие Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года действующих и по сей день «Основ законодательства о нотариате».

Глава 2 Сущность, задачи и принципы нотариата

2.1 Понятие и задачи нотариата

Термин «нотариат» однозначного толкования в науке и законодательстве не получил, в основном, его используют в следующих понятиях:

1. «как система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями»;

2. «как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий»;

3. «как отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность»;

4. «как отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических знаний о нотариате как правовом институте, а так же как учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере»;

5. «как система специальных действий».

Рассмотрим подробнее различные подходы к понятию нотариата. Традиционная точка зрения сводится к тому, что нотариат является системой специальных органов и должностных лиц, уполномоченных государством на совершение нотариальных действий. Например, данной точки зрения придерживается Е.Б. Тарбагаева, которая выделяет самостоятельное определение «система нотариата»[9].

В гражданском процессуальном праве нотариат рассматривается в рамках внесудебной формы защиты гражданских прав. М.К. Треушников считает, что: «Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других законом предусмотренных действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц»[10].


Идентичное определение дано в учебнике гражданского процесса под редакцией В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота: «Нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, которые обеспечивают и осуществляют юридическую деятельность, направленную на подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав»[11].

Ю.Н. Власов и В.В. Калинина, также считают, что под нотариатом следует понимать: «Систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации»[12].

О.В. Романовская и Г.Б. Романовский солидарны с тем, что нотариат представляет собой систему нотариальных органов, рассматривая эти органы в качестве административных, но с особым статусом, так как нотариат «не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи»[13].

Однако понимание нотариата в качестве системы государственных органов и должностных лиц весьма неоднозначно. Институт нотариата уникален тем, что обладает двойственной природой, функционируя на границе частной и публичной сфер, является связующим звеном между государством и обществом, при этом, нотариус совершает действия от имени государства. Справедливо замечает А.Е. Черников: «Нельзя однозначно охарактеризовать статус нотариусов и нотариата в целом в качестве элементов публично-властного механизма (из чего следует статус государственного органа или государственного должностного лица), либо структурных единиц гражданского общества (которые отделены от публичной власти и не могут квалифицироваться в качестве государственных органов или соответствующих должностных лиц)»[14].

Определение нотариата как системы государственных органов и государственных должностных лиц ставит на первый план публично-правовые функции нотариата, упуская частные. С.А. Авакьян совершенно точно отмечает, что нотариат – это «специально учрежденные государственные органы, некоторые государственные служащие и занимающиеся частной практикой граждане-профессионалы, уполномоченные совершать нотариальные действия»[15].

Представляется невозможным трактовать статус частнопрактикующего нотариуса как государственного должностного лица, это противоречит его конституционно-правовой природе. Частнопрактикующий нотариус самостоятельно планирует и организует свою деятельность. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что нотариат в институциональном смысле – система государственных органов и частнопрактикующих нотариусов, их объединений, осуществляющих нотариальные функции от имени государства.