Файл: Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России (Актуальные проблемы регулирования деятельности индивидуального предпринимателя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

создание потребительского союза является единственным способом борьбы мелкого бизнеса с крупными торговыми сетями;

  1. Торгово-промышленные палаты (ТПП) - не государственные некоммерческие организации. Организация такого типа создаются на основе членства. Цель создания - реализация целей и задач связанная с предоставлением интересов российских предпринимателей с органами власти, а так же в помощи формирования правовой среды и оказания помощи предпринимателям в установлении деловых взаимоотношений с иностранными партнерами;
  2. Объединения работодателей, созданные для защиты интересов работодателей в сфере социально-трудовых взаимоотношений. Объединения создаются в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;
  3. Некоммерческие организации - Центры развития предпринимательства. Создаются при участии государства. Деятельность направлена на осуществление консультативной, юридической, бухгалтерской и иную помощи предпринимателям.

В каждом регионе существует областное Министерство экономики, под его ведомством работают департаменты или корпорации развития предпринимательства, а также региональные центры поддержки предпринимательства. Также можно получить консультацию о мерах финансовой поддержки в местной администрации и в районных центрах развития предпринимательства.

Участие в программах государственной поддержки может принять как состоявшиеся субъекты предпринимательства, занятые в своей сфере не один год, так и молодые предприниматели, а так же те, кто только собирается регистрировать свою деятельность.

Основные виды государственной поддержки предпринимательства, действующие на территории РФ:

  1. Предоставление субсидии или грантов на открытие и развитие собственного дела, до 300 тыс. рублей. Для инновационного предпринимательства да 500 тыс. рублей;
  2. Субсидирование процентной ставки по кредитам, полученными предпринимателями в кредитных организациях РФ, в размере ставки рефинансирования ЦБ 8%;
  3. Субсидирование первого взноса по договорам лизинга до 30%, но не более 1 млн. рублей;
  4. Предоставление субсидии начинающим фермерам в рамках федеральной программы развития сельского хозяйства до 1,5 млн. рублей;
  5. Субсидирование до 1 млн. рублей в целях компенсации расходов на приобретение оборудования по производству тепловой энергии и электроэнергии путём использования альтернативных источников;
  6. Поддержка экспортно-ориентированных предприятий. В рамках данной программы поддержки предоставляется помочь в поиске иностранных партнеров в целях заключения договоров экспорта и импорта поставки продукции.

Самым популярным видом государственной поддержки является предоставление грантов на открытие собственного дела.

Гранты на открытие собственного дела или стартап является безвозмездной финансовой поддержкой для начинающих предпринимателей со стороны государства. Размер субсидии в рамках данной поддержки ограничен суммой до 300 тыс. рублей, для инновационного бизнеса - до 500 тыс. рублей. По условиям предоставления гранта предприниматель в праве распоряжается полученными финансами только на приобретение основных средств (ОС), указанных в бизнес-плане. ОС могут быть: оборудование, здание, материалы для строительства, автомобиль, сельскохозяйственные животные. Финансовые средства предоставляется предпринимателю по целевому назначению. Организация, предоставившая грант, осуществляет проверку целевого расходования предоставленной суммы гранта.

Основные условия для получения государственной поддержке в виде гранта на стартап :

  • Заявитель - начинающий предприниматель, регистрация которого произошла не более 1 года;
  • В отношении заявителя не осуществляются процедуры ликвидации и банкротства;

Отказ в поддержке стартапа будет осуществлен, если деятельность субъекта относится к сфере игорного, страхового бизнеса и к производству подакцизных товаров.

Выводы:

Государство, предоставляя такую поддержку, выполняет регулирующую функцию экономики. Приоритет в рамках данной поддержки больше отдается таким сферам предпринимательства как: производство, строительство, инновационный бизнес, сельское хозяйство, общественное питание. Для таких сфер деятельности выделены большие финансовые вложения, экономика и политика страны также направлена на развитие и поддержание этих сфер деятельности. Менее, но все также являющиеся в приоритете выступает сфера предоставления услуг, сфера развлечений и на последнем месте отдается предпочтение торговли. Торговля считается самой перенасыщенной сферой деятельности.

Глава 2. Актуальные проблемы регулирования деятельности индивидуального предпринимателя


2.1. Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя как основа его деятельности

Гражданско-правовой основой обеспечения деятельности индивидуального предпринимателя являются положения законодательства, регулирующие вопросы статуса субъекта права и субъекта гражданского права; а в основе изучения статуса предпринимателя без образования юридического лица лежит правовая категория гражданской правоспособности.[4]

Правоспособность гражданина-предпринимателя следует понимать, как признаваемую государством юридическую возможность лица обладать субъективными правами и обязанностями, необходимыми для осуществления любых видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством.

Правоспособность гражданина обуславливает наличие у него конкретных, субъективных прав, необходимых для нормальной и полноценной жизнедеятельности. Правоспособность согласно ст. 17 ГК РФ признается- в равной мере за всеми гражданами независимо от их пола, возраста, социального положения, религиозной принадлежности и прочего; правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается со смертью.[5]

Ст. 18 ГК РФ относит право заниматься предпринимательской, деятельностью к объему общей правоспособности граждан. Реализация данного права осуществляется гражданином-предпринимателем в особом юридическом статусе и с соблюдением специально установленных процедур государственной регистрации, лицензирования и др. - легализации деятельности, но, тем не менее, право на осуществление предпринимательской деятельности следует относить к объему общей правоспособности гражданина, а не специальной, т.к. данное право закреплено и гарантировано каждому физическому лицу без исключения конституцией и гражданским законодательством. Предпринимательская, правоспособность заключается в способности физического лица иметь права и нести обязанности по осуществлению предпринимательской деятельности и управлению своей экономической активностью.

Индивидуальный предприниматель, как гражданин в силу своего основополагающего конституционного статуса, а также как субъект гражданского права, должен соответствовать следующим общим правовым признакам: гражданская правоспособность, гражданская дееспособность, иметь имя, фамилию и отчество, а также иметь определенное место жительства.


Для реализации возможностей, составляющих объем гражданской правоспособности, физическое лицо должно обладать гражданской дееспособностью (для реализации права на предпринимательскую деятельность - только полной гражданской дееспособностью). В соответствии со ст. 21 ГК РФ, гражданская дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (сделкоспособность и деликтоспособность). Согласно ст. 22 ГК РФ, никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом; сделки, направленные на полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности, признаются ничтожными и не порождают юридических последствий.

Предпринимательская правоспособность физического лица, как было сказано выше, есть его возможность иметь гражданские права и нести обязанности в объеме, необходимом для осуществления любых видов коммерческой деятельности в рамках закона. Однако основным сущностным признаком субъекта предпринимательства является именно гражданская дееспособность, в то время как правоспособность - это лишь общеправовая предпосылка для осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности. Дееспособность преобразует потенциальную возможность в юридически значимые факты и реальные предпринимательские отношения.[6]

Согласно ГК РФ (ст. 21, 27), полная дееспособность приобретается гражданами тремя основными способами:

  • с наступлением совершеннолетия — по достижении 18 летнего возраста;
  • со вступлением в брак до достижения 18 летнего возраста;
  • в результате эмансипации.[7]

Институт эмансипации, появившийся современном гражданском праве с вступлением в силу части первой ГК РФ; является новым правовым явлением для России.

По мнению ряда современных авторов, применение эмансипации возможно и оправдано лишь в исключительных случаях, при крайне неблагополучной материальной ситуации в семье несовершеннолетнего. «Подросткам надо учиться, а не заниматься коммерцией. Каждый год в начале сентября печать сообщает о десятках и сотнях тысяч детей, которые не вернулись в школу. Многие из них, очевидно, пошли торговать на улицу. Это страшная опасность для общества. Если Россия потеряет подрастающее поколение, их интеллект, - она потеряет все».[8] Приведенное мнение специалиста представляется справедливым и обоснованным; между тем, видится неверным законодательно ограничивать экономическую свободу граждан, хотя и не достигших совершеннолетия, но уже готовых и способных вести самостоятельную предпринимательскую деятельность (может быть даже более способных, чем иные совершеннолетние индивидуальные предприниматели).


Иной широко распространенной формой предпринимательского хозяйствования является правовая конструкция юридического лица. Подробное рассмотрение правового статуса юридического лица не входит в структуру работы по причине ограниченности ее объема, но сравнение правового статуса индивидуального предпринимателя с юридическим лицом позволяет сделать вывод, что деятельность индивидуального предпринимателя носит более рисковый характер ввиду того, что индивидуальной предпринимательской деятельности характерна повышенная собственная финансовая и имущественная- ответственность. При этом индивидуальная предпринимательская деятельность - это деятельность целиком и полностью основанная на нормах законодательства, и никаких послаблений (регистрационных, налоговых, финансовых, в части разрешительных процедур и пр.) для предпринимателей без образования юридического лица закон не содержит.

Таким образом, правовой статус индивидуального предпринимателя можно определить, как специфическую правовую форму, созданную посредством юридической техники с целью дать возможность физическим лицам вести предпринимательскую деятельность, не прибегая к корпоративным формам предпринимательства.

Правовой статус индивидуального предпринимателя объединяет в себе общегражданские правомочия физического лица и специальные правомочия юридического лица - коммерческой организации. При рассмотрении правового положения индивидуального предпринимателя необходимо принимать во внимание, что данная правовая конструкция всего лишь незначительно расширяет гражданско-правовой статус физического лица, с одной стороны, и значительно ограничивает его конституционные права (в части наступления ответственности без вины, полной имущественной ответственности, а также налоговых обязательств индивидуального предпринимателя и пр.), с другой. В результате гражданин-предприниматель осознанно и добровольно принимает на себя дополнительные экономические и гражданско-правовые обязанности коммерческого субъекта.

П. 3 ст. 23 ГК РФ установлено общее правило, что к индивидуальной предпринимательской деятельности граждан надлежит применять правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Из этого следует, что предприниматель без образования юридического лица может обладать любыми правами, необходимыми для осуществления любых видов экономической деятельности в рамках закона.