Файл: Задачи нотариата (задачи и функции российского нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Один из наиболее существенных признаков правового государства заключается в связывании власти правом, когда оно ставится над ней. Не случайно в некоторых странах вместо категории «правовое государство» используется понятие «господство права». Теория правового государства исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав, с одной стороны, и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предметов ведения и компетенции. Власть существует лишь для того, чтобы максимально эффективно обеспечивать конституционные права граждан. При этом Конституция наделяет государство возможностью делегирования определенных полномочий институтам гражданского общества, в том числе и таким профессиональным сообществам, каковым является нотариальное, при соответствующей ответственности сообществ и их членов и необходимом контроле со стороны государства[8].

Согласно этой теории государственная власть является политической властью, которая введена в правовые рамки, она в той или иной мере ограничена свободой граждан, участников гражданско-правового общения. Правовые нормы и требования обязательны для всех и потому должны быть облечены в форму законов. Права человека составляют основу права. Государство — особая организация власти в обществе, которая признает, соблюдает и защищает свободу подвластных, и она связана нормами Конституции и права.

Построение такого правового государства послужит мощным фактором полного восстановления и укрепления правопорядка в России. Создание системы нотариата, базирующейся на основополагающих нормах Конституции и гражданского права, будет одним из критериев создания правового государства.

С точки зрения конституционно-правового анализа, в основе реформирования нотариата лежали разные подходы к пониманию отдельных статей Конституции Р.Ф. и природы нотариата как профессии, а также к теоретической модели Конституции, лежащей в основе нашего конституционного устройства.

Тезис о том, что государство должно во всей полноте контролировать нотариуса, связан с соотношением понятий «государство и нотариат» и основан на позитивистском понимании государства Сторонники его считают, что власть государства суверенна по определению и не связана правом. Власть может сама ограничить себя действующими законами, но может в любой момент снять эти самоограничения. Не связанное принципами и нормами Конституции государство вправе принять любой закон, в том числе и о нотариате, о структуре государственной власти, о правах человека и т. д. Такому пониманию государства соответствует и понимание права, при котором обязательными являются любые нормы, установленные государством. При этом не учитываются интересы общественного прогресса, формальное равенство прав граждан, естественные и неотчуждаемые права и институты их обеспечения[9].


В соответствии со ст. 7 Конституции Р.Ф. Россия — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Эта норма имеет непосредственное отношение к нотариату, прежде всего в части обеспечения соблюдения и защиты прав каждого. «Достойная жизнь человека», которая будет обеспечиваться в социальном государстве, в свое содержание включает наряду с материальной обеспеченностью, благополучием также и обеспечение нотариальной защиты прав граждан. В той мере, в какой проблемы нотариата затрагивают интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное решение этих проблем в интересах человека и общества с помощью нотариата является инструментом создания в России социального государства. Одна из наиболее существенных основ конституционного строя России связана с закреплением принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Применительно к сфере нотариата это деятельность по формированию современного законодательства о нотариате и нотариальном процессе, обеспечению его реализации. Соответствующие ветви при этом являются независимыми. Цель разделения — создание гарантий от произвола, обеспечение законности, оспаривание действий нотариуса только на основе закона и только в суде.

С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72) в области прав человека и гражданина. Так, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Однако роль нотариата как института по защите прав гражданина в Конституции четко не определена. Исследователи считают, что ч. 1 ст. 48 Конституции, где говорится о гарантиях права на получение квалифицированной юридической помощи, подразумевает деятельность адвокатов и нотариусов[10].

Между тем из самой сути Конституции вытекает более значительная роль нотариата в развитии гражданско-правовых отношений, который способствует их стабильности и защите прав граждан и юридических лиц.

Возложив на себя конституционную обязанность по защите прав и свобод граждан, государство тем самым возлагает на себя и другую обязанность — создание соответствующих механизмов. В полном объеме функцию такой защиты выполняли и выполняют нотариусы, удостоверяя гражданско-правовые акты и договоры, свидетельствуя определенные факты и документы.


К сожалению, ГК и Основы законодательства Р.Ф. о нотариате не способствуют развитию этого нужного гражданам нашей страны института. Между тем реализация функции защиты прав и законных интересов граждан и иных участников гражданского оборота нотариусом лежит прежде всего в плоскости гражданско-правовых отношений.

Таким образом, в Конституции Р.Ф.  определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства о нотариате и нотариальном процессе. При характеристике Конституции как источника нотариального права нужно обратить особое внимание на специальные нормы о нотариате. Многие из них закрепляют принципиально новые подходы к регулированию отношений собственности.

Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами и лицами, которым в установленном порядке разрешено заниматься этим видом деятельности, возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт[11].

Выполнение нотариусом данной функции не ограничивается сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу, а включает в себя обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, выяснение обстоятельств дела, разъяснение участникам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариального действия, проверку дееспособности физических лиц. При подготовке проектов нотариальных документов нотариус должен следить за тем, чтобы не возникло ошибок, не были ущемлены интересы участников процесса. При этом правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, так как при возникновении сомнения относительно соответствия сделки закону или истинным намерениям сторон нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия либо отложить (приостановить) его совершение[12].

Таким образом, реформа нотариата должна идти в русле развития конституционного процесса. В свою очередь институт нотариата дает государству возможность реализовать во всей полноте свою конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан.


Основным нормативным актом, регулирующим деятельность нотариусов, являются «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», которые были приняты 11 февраля 1993 г. и вступили в силу 11 марта 1993 г[13]. Их принятие было закономерным явлением в связи с зарождением имущественного оборота, объективной необходимостью защиты частной собственности, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного дорогостоящего имущества. Основы пошли по пути учреждения свободного нотариата, т. е. ввели институт свободных нотариусов — независимых представителей государства.

Уникальность данного института (так называемого нотариата латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечить правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Данные преимущества проявляются сейчас, когда государство испытывает трудности с финансированием правоохранительной и судебной системы. Введение института нотариусов, занимающихся частной практикой, является наиболее яркой и положительной чертой Основ законодательства о нотариате. Однако роль государственного нотариата не принижается. Тем не менее, полагается, что государственный постепенно отомрет[14].

Структурно Основы о нотариате состоят из двух разделов: Организационные основы деятельности нотариата и Нотариальные действия и правила их совершения. В первый раздел входят главы о правовом статусе нотариусов, об их правах и обязанностях, порядке учреждения, замещения и ликвидации должностей нотариусов, а также должностей стажера и помощника нотариуса; о финансовом обеспечении и контроле над деятельностью нотариусов и о нотариальных палатах как особых профессиональных объединениях нотариусов, занимающихся частной практикой. Главы второго раздела посвящены определению круга нотариальных действий и правилам их совершения, а также применению нотариусами норм иностранного права и международных договоров[15].

То, что нотариальный процесс как определенная законом процедура совершения нотариальных действий, существует, является очевидным и для практикующих нотариусов, и для ученых. Существует  ряд актов, утвержденных Министерством юстиции РФ и определяющих правовой статус лиц, желающих стать нотариусами: Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса; Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности.


Одним из важнейших законов, регулирующих порядок деятельности нотариусов, является Федеральный закон от 02. 11. 2004 № 127-ФЗ[16] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Согласно которому за выполнение нотариальных действий, нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом (ст. 22 Основ о нотариате). Данное правило является защитой интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, поскольку они самостоятельно несут ответственность, платят налоги и иные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, при этом не получая никакой поддержки от государства; поэтому, если взыскивать плату по всем действиям согласно закону «О государственной пошлине», то нотариус чисто экономически не сможет осуществлять свою деятельность.

Следовало бы сказать и о законах, которые касаются нотариата лишь в части. Так, глава 37 (ст. 310−312) Гражданско-Процессуального Кодекса Р.Ф. определяет порядок подачи жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении. Фактически данная глава ГПК РФ закрепляет контроль судебных органов за законностью правоохранительной деятельности нотариусов, это обусловливается тем, что нотариус осуществляет именно правоохранительную функцию. Этот контроль сопоставим с надзорно-контрольными функциями суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве, что повышает ответственность нотариусов за совершаемые действия[17].

Наиболее суровой мерой ответственности для нотариусов, занимающихся частной практикой, являются санкции, предусмотренные ст. 202 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами». Применяемый в Уголовном кодексе термин «частный нотариус» некорректен и по своей сути противоречит Основам законодательства о нотариате. Данный термин применим скорее в бытовом обороте, но никак не в законе. Кроме того, отнесение данного состава преступления в главу о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (в части, касающейся нотариусов) также противоречит закону, поскольку нотариальная деятельность не является предпринимательской (коммерческой) и никаких управленческих функций в коммерческой организации нотариус осуществлять не может — опять же в силу закона. Под злоупотреблением полномочиями понимается использование своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам и в случае, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества и государства; наказание может быть назначено в виде штрафа, ареста или лишения свободы (до трех лет) с лишением права занимать определенные должности[18].