Файл: Порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Триада "стабилизация-либерализация-реформа собственности" стала классической для содержательного определения направлений системных преобразований в переходной экономике, но, по крайней мере на первом этапе. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика.

Цель данной работы заключается в решении проблемы приватизации и пути его реализации. Приватизация-это огромный комплекс мероприятий, совокупность законодательных актов, в котором каждая деталь является неотъемлемой частью. Таким образом, невозможно рассмотреть способы приватизации без изучения общих положений.

Исходя из цели, следует выделить следующие задачи, стоящие перед нами:

-оценка, анализ проблем, и ход приватизации на рубеже 1998-2003.

-рассмотрение общих вопросов и положений Федерального закона "О приватизации..." от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ и закона Смоленской области от 7 июля 2003 года № 44 З "О приватизации государственного имущества Смоленской области"

-сравнительный анализ обновленного инструментария действующим федеральным законодательством и законодательными актами, действующими на территории Смоленской области.

-изучение способов приватизации государственного и муниципального имущества.

Из-за дефицита, а иногда и полное отсутствие научной литературы по данной теме, следует опираться лишь на экономическую составляющую приватизации и непосредственно на законодательство РФ по данной теме, решения правительства и местных властей. Исходя из этого, методами исследования данной темы являются:

1. Сравнительный анализ Федеральных законов и законов Смоленской области

2. Метод комплексного анализа этой проблемы

3. Формально-юридический метод.

Теперь надо перейти на страницы истории, чтобы проанализировать экономическую составляющую приватизации для построения полной картины происходящих процессов.

В 90-е годы граждане России, и в Смоленской области в частности, стали свидетелями и участниками грандиозного передела собственности под лозунгом повышения эффективности экономики, структурной перестройки, создания класса частных собственников.

В России наиболее интенсивная приватизация происходила в 1993-1994 годах 1995-1998 характерно для стабильного и устойчивого сокращения темпов создания новых объектов. В 1999-2003 годах приватизация как элемент экономических реформ становится еще менее актуальной.

Замедление приватизационного процесса связано со многими объективными и субъективными факторами. Наиболее значимыми являются падение спроса на большинство продаваемых " остаточных пакетов ". Нерешенность проблем с земельными участками, незавершенными объектами, мобилизационными мощностями, большого числа госпакетов акций (фактически неуправляемых) приводила к дополнительному замедлению приватизационного процесса и снижению цены совершенных сделок.


Следует отметить, что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, ряд принятых в последние годы решений о приватизации. С другой стороны, стремление региональных властей установить контроль над как можно большим количеством предприятий в регионе, в том числе в федеральной собственности.

Объективным негативным фактором стало началом кризиса на финансовых рынках в 1997-1998 годах, что снижало эффективность приватизационных сделок, наиболее важных для бюджета.

По данным Министерства имущественных отношений РФ, за 2002 год, общая сумма доходов федерального бюджета от приватизации и использования государственного имущества составили 122,39 млрд рублей (в 3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года). Совокупные поступления от использования федерального имущества составили 31,19 млрд. руб., в том числе 7,8 млрд руб. от аренды федерального имущества, 10 и 25 млрд рублей – за счет дивидендов по акциям в федеральной собственности, на сумму 2,3 млрд рублей арендной платы за землю-0,9 млрд руб. – перечисления части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. Доходы от продажи имущества и акций акционерных обществ составили 91,2 млрд. руб., хотя более 80% этой суммы получено от двух сделок в декабре 2002 года (акции "ЛУКОЙЛа" и "Славнефти").

Однако, кампания по приватизации, в основном исчерпала свои экономические и политические возможности постепенно забыты обществом. Термин "приватизация" редко звучит с экранов телевизоров, используется в прессе. Но есть еще в собственности государства, а приватизация, правительство не отменили - поэтому целью данной работы является актуальной по сей день.

1 Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

Согласно закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ[1], под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездным отчуждением имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц.

Муниципальная собственность движимое и недвижимое имущество, находящиеся в государственной собственности и переданы в управление местным органам власти (земли, природных ресурсов, предприятий и организаций и др.)


Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

1. Приватизации государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этот принцип означает, что любое лицо, желающее приобрести Государственное и муниципальное имущество не будет подвергаться какой-либо дискриминации, будь то касты, религиозной или национальной. Однако, установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации областного имущества (пункт 2 статьи 5 Закона Смоленской области "О приватизации..."[2]). Таким образом, приватизация кажется, основывается на признании равенства, но с другой стороны, наблюдается резкое указание на разделение покупателей на "благочестивые" и "ненужные предметы".

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и/или юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которого оплачен в государственной или муниципальной собственности). Возмездие, т. е. выплатить определенную сумму или выполнение другого вида расчета за недвижимость является одной из причин приватизации в России.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном законом. Субъекты Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты о приватизации государственного имущества, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Продавцы, при продаже имущества, находящегося в федеральной собственности, являются Российский фонд федерального имущества (его отделения) или иные специализированные государственные учреждения, которым Правительством Российской Федерации поручено от его имени осуществлять функции по продаже приватизируемого федерального имущества

Федеральный закон разграничивает полномочия субъектов Российской Федерации по вопросам приватизации областного имущества.


Органами государственной власти Смоленской области, уполномоченным осуществлять деятельность в сфере приватизации областного имущества, являются:

-Смоленская областная Дума;

-Администрации Смоленской области;

-уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области по вопросам государственной собственности Смоленской области.

-иными органами исполнительной власти Смоленской области, осуществляющие управление объектами государственной собственности Смоленской области в соответствии со сферами государственного управления данных органов.

Глава Администрации Смоленской области утвержден перечень областных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ с особым социально-экономическое значение для Смоленской области, в том числе:

-областные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство товаров (работ, услуг), имеющей особое социально-экономическое значение для Смоленской области

-открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Смоленской области и в Смоленскую область для участия в управлении, которое обеспечивает особые социально-экономические интересы Смоленской области.

Администрация Смоленской области руководит работой органов исполнительной власти Смоленской области по вопросам приватизации областного имущества; принимает решения о приватизации и осуществляет контроль за приватизацией областного имущества.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:

государственных и муниципальных унитарных предприятий;

-государственных и муниципальных учреждений;

-юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.

Открытых акционерных обществ может не быть покупателей, разместивших свои акции в процессе приватизации.

Однако, действие этого Федерального закона ограничен. Он не регулирует отношения, возникающие при продаже или передаче:

земли, за исключением отчуждения земельных участков, которые расположены на недвижимое имущество, в том числе имущественные комплексы ;

- природные ресурсы;

- государственного и муниципального жилищного фонда;

-государственный резерв;

- государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;


- государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

- собственность религиозных организаций

-государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

В целях сохранения народного образования и возможности для граждан Российской Федерации доступным и бесплатное образование, запрет на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры, в том числе:

жилища, которые находятся в учебных корпусах, составляющих единый архитектурный ансамбль;

жилые помещения в домах, расположенных в сельской местности;

клинических базах медицинских организаций образования;

-тест подготовки кадров, подготовки и управления производством и других научных, проектных, производственных предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие образования.

2 Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Первый этап приватизации в составе имущественного комплекса предприятия, который фиксируется в передаточном акте. Этот документ основан на данных инвентаризации, аудиторских отчетов и документов на земельные участки предприятия и прав на них. В передаточный акт включаются все виды имущества, отчужденного государством: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье. Как новый владелец будет назначен исковые требования и долги, права на обозначения, обозначения, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания).

При приватизации имущественного комплекса предприятия, все имущество, которое не было включено в состав имущества указанного предприятия, будут удалены владельцем напрямую государству.

Однако, Правительством Российской Федерации могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в имущественный комплекс предприятия. Такие права передаются покупателю для использования в соответствии с лицензионным или договором.