Файл: Опекунство (общая характеристика) (Осуществление опеки (попечительства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение в регионах такой формы устройства детей, как патронатное воспитание, активизация работы по созданию приемных семей позволят значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок; перепрофилировать детские дома (дома ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком. Система патронатного воспитания позволяет выделить ответственность за представительство интересов ребенка между уполномоченным органом (учреждением), кровь родителей (законных попечителей) и приемных родителей.

1.2 Опека и попечительство

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Опекун является представителем недееспособного в силу закона (так называемое законное представительство. Согласно ст. 48 ГПК права и законные интересы недееспособных граждан, граждан не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных недееспособными, защищают в суде их родители, усыновители (естественные опекуны (попечители) несовершеннолетних), опекуны или попечители, которые представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Заполняя недостающие общую гражданскую дееспособность своего подопечного, совершает от его имени и в их интересах все необходимые сделки и другие юридически значимые действия. Исключение составляет ограниченное число сделок, которые по закону вправе совершать малолетние (в возрасте от 6 до 14 лет). Имущественную ответственность по сделкам несовершеннолетних, в том числе совершенным самостоятельно, несет опекун. Воспитателя может быть освобожден от ответственности, если докажет, что они не виноваты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Опекун также отвечает по сделкам, заключенным от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами ограничивается судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотиками.

Попечитель прихода оказывает помощь (помощь – фактическую и правовую) при осуществлении своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняет его от злоупотреблений третьих лиц (эта обязанность в большей степени относится к попечителям). Попечитель дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые это лицо не вправе совершать самостоятельно. Финансовую ответственность за все операции, в том числе совершенным с согласия попечителя, несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, гражданами, ограниченными в дееспособности, несут сами.


Опекуны не могут совершать сделки, в соответствии с пунктом 2 статьи 37 ГК, а попечители дают им совершать без предварительного письменного согласия органов опеки и попечительства (отчуждение, обмен или дарение имущества, сдачу его в наем, безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от прав подопечного, раздел его имущества или выделение из него долей, а также совершения иных сделок, влекущих уменьшение имущества).

Основное различие понятий опека и попечительство состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

В настоящее время роль органов опеки и попечительства в процесс своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, что приведет к постоянному росту числа всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них особое место занимают дети в трудной жизненной ситуации или без попечения родителей.

Органами опеки и попечительства являются местные органы власти. Местные власти, установлении опеки:

- органы здравоохранения (над недееспособными и неспособными).

- органы образования (над несовершеннолетними).

- социальные услуги учреждений (за трудоспособных лиц с ограниченными физическими возможностями)[4].

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в силу решения суда о признании гражданина недееспособным или ограничение его способность Извещать органы опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

До назначения опекуна или попечителя (или помещении лица, нуждающегося в опеке (попечительству) в учреждении) и несовершеннолетних к устройству на воспитание в иных формах (усыновление, приемная семья) обязанностей опекунов (попечителей) выполняют органы опеки и попечительства. Назначить опекуна (попечителя) возможно и после помещения лиц, нуждающихся в опеке (попечительству) в лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения.

Местные органы власти осуществляют свою деятельность на основании Устава муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В Устав муниципального образования, другие документы, регламентирующие работу органов опеки и попечительства, обязательно отражают основные задачи и функции органов опеки и попечительства, круг вопросов, решение которых относится к его компетенции, полномочия, права и обязанности главы муниципального образования или его заместителя как руководителя органов опеки и попечительства, сотрудники соответствующего Департамента возложено выполнение работы по опеке и попечительству над детьми.


Положительно зарекомендовала себя практика создания в органах опеки и попечительства, комиссий по защите прав детей, который рекомендуется включать заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам для решения таких сложных или спорных вопросов об опеке и попечительстве детей, выдачи разрешений на сделки с жилыми помещениями и иным имуществом, споры о воспитании детей, осуществление родительских прав при раздельном проживании родителей и т. д.

В настоящее время Федеральным законом от 24.07.98 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", согласно которому органы местного самоуправления имеют возможность принимать превентивные меры в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что в свою очередь может оказать влияние на сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Сложность в работе органов опеки и попечительства является отсутствие структуры городов, в которых не только координаты, но и контролировал работу региональных органов, решает вопросы опеки и попечительства на уровне субъекта Федерации. Вам нужно определить, какие полномочия органа опеки и попечительства решаются на районном уровне и на уровне администрации города и какие структуры. Это будет способствовать единообразному пониманию и применению действующего законодательства в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних.

В соответствии со статьями Гражданского кодекса РФ, в статьях СК РФ, необходимо тщательную работу по сбору и обработке информации о детях, оставшихся без попечения родителей, учитывать нормы Семейного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При принятии решения о форме устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны, прежде всего, принять меры для приемных родителей не в учреждении, и в семье. Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения, обеспечении экономического и социального прогресса общества, улучшение демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

Целесообразно рекомендовать органам опеки и попечительства в наиболее сложных случаях в план по защите прав ребенка, в какие органы опеки и попечительство устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания ребенка, и организовать переписку между приемными семьями для обмена опытом, накопление и анализ опыта воспитания приемного ребенка; для оказания необходимой педагогической, психологической, социальной и правовой информации; активизация деятельности по семейному устройству детей целесообразно предоставлять гражданам информацию о детях, подлежащих семейному устройству.


Необходимость опеки и попечительства подтверждается опытом и практикой.

2. Осуществление опеки и попечительства

2.1 Порядок осуществления опеки (попечительства)

Закон о браке и семье предусматривает установление опеки и попечительства при определенных условиях. Все они напрямую связаны, в первую очередь, способность гражданина обеспечить правильное воспитание в семье подопечного. Излишне говорить, что воспитатель должен достичь степени социальной зрелости, когда он может сам сформировать необходимые качества своего ученика. Этот вид зрелости связан с возрастом, т. е. восемнадцати лет. Лишенные родительских прав, лица, независимо от основания для утраты этих прав, доверить воспитание несовершеннолетних детей не может. Передачи их на воспитание подопечного возможно только после восстановления родительских прав по суду. Кроме того, каждый раз требует тщательной оценки намерении заменить детей, лишенных родительской опеки, их собственные родители.

Ходовая часть обязанностей по воспитанию подопечного из-за плохой работы права и обязанности опекуна, иными словами, недобросовестность учителя, его нежелание выполнять взятые на себя обязанности. Поэтому он не должен доверять воспитание других детей. Когда попечительство прекращается по другим причинам (вследствие возвращения своих родителей, на их восстановление, по просьбе опекуна и т. д.), заявление о заключении рассматривается на общих основаниях.

Основанием для отмены усыновления могут быть разными. Некоторые из них не компромисс усыновителя в качестве учителя, другие характеризуют его негативно, свидетельствуют о его педагогической несостоятельности, такие черты личности, которые исключают возможность правильного семейного воспитания. Поэтому, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей усыновителя, снова доверить ему воспитание несовершеннолетних в виде заключения под стражу невозможно.

Таким образом, каждый раз, как основанием для полного отказа в удовлетворении просьбы о назначении опекуна появляются обстоятельства, говорить о неспособности правильно воспитывать ребенка, подростка, несправедливость в защите личных и имущественных интересов детей. Другими словами, не могут быть опекунами граждан, интересы которых явно противоречат интересам несовершеннолетних.


Опекунами (попечителями) могут быть назначены только граждане, обладающие необходимыми навыками и качествами. Для лиц, которые не могут быть опекунами (Попечителями), закон будет включать: несовершеннолетних, т. е. лиц в возрасте до 18 лет (в том числе и эмансипированных несовершеннолетних); лиц, признанных судом недееспособными, т. е. душевнобольных и слабоумных (ст. 29 ГК); лиц, ограниченно дееспособными (ст. 30 ГК); лиц, лишенных родительских прав (ст. 69 – 70 СК)[5].

Ряд дополнительных ограничений, предусмотренных Семейным кодексом (ст. 146). Опекунами (попечителями) несовершеннолетнего не могут быть назначены лица, ограниченные в родительских правах (статья 73 СК), опекуны (попечители), отстранен от исполнения своих обязанностей (пункт 2 статьи 39 ГК), бывшие усыновители при отмене усыновления по их вине (п. 1 ст. 141 СК), а также лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или другими хроническими заболеваниями, которые не позволяют им осуществлять воспитание ребенка или являются опасными для самого ребенка. Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. номер 542 (СЗ РФ, 1996, №19, стр. 2304). Среди них: туберкулез (активный и хронический), заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

Про личные качества опекуна надо сказать, в разговорах с ним, знакомясь с его характеристиками, вникая в суть ситуации. Доброта, бескорыстие, заботу по отношению к людям, нуждающимся детям, прежде чем принимать заботу, чтобы видеть, кто претендует на роль опекуна в первую очередь на защиту интересов несовершеннолетних. Полное отсутствие заботы о нем, когда он был один, всех видов корыстных, а иногда и плохо скрытые корыстные мотивы требует более тщательной оценки качеств претендента в качестве опекуна. Чтобы выявить его истинные намерения, это полезно, чтобы объяснить ему, лишению прав и обязанностей личного и имущественного порядка. Характеристика с места работы, а для неработающих – с места жительства могут быть представлены гражданином. Когда она выдается по запросу органов опеки и попечительства, следует обратить внимание на необходимость учета не только сведения о производственной деятельности.

Тщательный медицинский осмотр будущего опекуна является особенно необходимым, если несовершеннолетний вступит в новую для него семья. Если он рождается с ним, необходимость особенно тщательной и обширной медицинской экспертизы для органов опеки нет.