Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

В условиях глобализации происходит быстрый рост олигополистических рынков и ведущих олигополистических компаний, усиливающих свое влияние на контрагентов, доходность бюджетов, занятость населения, экономическую политику. Последний мировой экономический кризис с особой силой показал зависимость развития государств от устойчивости олигополистов, выявил проблемы и актуализировал необходимость исследования особенностей их деятельности.

Олигополисты оказывают существенное влияние на глобальное экономическое пространство и изменяют его в своих интересах. Особую роль в современных условиях играют олигополисты из развитых стран, которые воздействуют как на страны базирования, так и на страны, в которых размещаются их структурные подразделения. Требует решения проблема, заключающаяся в том, что деятельность олигополистов приобрела глобальный характер, а регулирование в основном осуществляется на национальном уровне и не может охватить такие значимые аспекты их функционирования, как перелив капиталов, трансфертное ценообразование, использование офшорных схем и т.п.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.[1]

На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.[2]


Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.

Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:

1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.

2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.

Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый ряд моделей.

Глава 1. Олигополистический рынок: сущность, особенности механизма функционирования

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный) , монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный (чистая монополия) . Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного) , монополистическая конкуренция (регулируется государством) , олигополия (власть немногих) . Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий; олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары.

Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является “лидерство в ценах” . Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения “ценовых войн” . Это достигается с помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера.


Последняя — это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен” . Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого соглашения между олигополистами.[3]

Сговор и соперничество в олигополии Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях.

Первая сила — это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом.Сговор — это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними. Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами в отрасли, тогда как молчаливей сговор основывается на взаимопонимании без слов. Олигополисты вовлекаются в соперничество, когда они предпринимают попытки отнять дело друг у друга.

Сговором не исчерпываются все формы соперничества. Например, участвующие в сговоре фирмы могут прийти к соглашению о цене, которую все они назначат, но не ограничивать расходы на рекламу или представление новых изделий.В Соединенных Штатах явный сговор почти всегда является противозаконным, тогда как молчаливый сговор, как правило, законом не преследуется.

Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста, — это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли. Большой кусок от маленького пирога, возможно, лучше, чем маленький кусок от большого пирога.Сговаривающиеся олигополисты будут вести себя подобно монополисту и, следовательно, устанавливают монопольную цену, превышающую величину предельных издержек.

Но в этом случае каждая отдельная фирма имела бы возможность значительно увеличить свои прибыли, если бы она могла нарушить соглашение при помощи обмана немного снижая свою цену и отбирая тем самым существенную часть бизнеса у своих соперников.Однако если все фирмы, соперничая друг с другом будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре, хотя, и покупатели, и общество в целом от этого только выиграют. | Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли, приводит олигополистов к попытке сговора.


Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию.Однако возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения.

Если все фирмы ведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня. Дилема олигополистов Рисунок 1 помогает понять, почему сговор является трудным делом. На нем представлена следующая ситуация. Две фирмы, “Альфа” и “Бета” , являются единственными продавцами на рынке.Каждая может установить или высокую, или низкую цену. Если обе фирмы устанавливают высокую, монопольную цену, то каждая получит сверхприбыль в размере 20 млн. долл тогда как если обе устанавливают низкие цены, прибыли каждой составят только 15 млн. долл. Таким образом, в данной ситуации имеется побудительный мотив к сговору, но также и стремление к обману соперника.

Если одна фирма устанавливает высокую цену, а другая — низкую, то фирма, имеющая низкую цену, получает 30 млн. долл а фирма, имеющая высокую цену, получает только 10 млн. долл. Дилемма олигополистов. Решая, назначить ли высокую или низкую цену, “Альфа” и “Бега” совместно определяют, какую величину прибыли получит каждая.

Если они сумеют согласовать свои действия, то обе назначат высокую цену и обе получат по 20 млн. долл. Однако если каждая максимизирует, свою собственную прибыль, то обе назначат низкую цену и обе подучат только по 15 млн. долл. В каждой клеточке величина прибыли “Альфы” показана ниже диагонали, а “Беты” — выше диагонали.Как и все олигополисты, “Альфа” и “Бета” совместно определяют суммарную величину их прибыли: “Альфа” выбирает строку, а “Бета” — столбец.

Действие каждой из них в результате оказывает сильное влияние на другую.Если “Альфа” и “Бета” могут действовать сообща, то ясно, что они обе назначат высокую цену. Но что если каждая действует независимо, стремясь максимизировать свою собственную прибыль? Если “Бета” назначает высокую цену, “Альфа” максимизирует прибыль путем снижения цены, т.е. назначения более низкой цены. Если “Бета” назначает низкую цену. “Альфа” получает больше, избегая снижения прибыли, и тоже назначает низкую цену. Таким образом, “Альфа” максимизирует свои прибыли, устанавливая низкую цену, вне зависимости от того, что, по ее мнению, будет делать “Бета” . Расчеты “Беты” в  если точности  которые такие  ствующими же,  обладает так  ченных что “Бета” тоже  выведем всегда  иметь назначает  затрудняло низкую  второй цену. Таким  фирма образом,  монопольную обеим  прямая хуже,  дительном чем  этом в том  наглядного случае,  правее если  кривую бы они  уравнения могли  выпускать действовать  нарушая сообща,  обладает а покупатели  лучили в результате  скольку этого  общая выигрывают.


Допустим, “Альфа” и “Бета” предпринимают  фирмам попытку  конкуренции сговориться.

Их  иногда высшие  рынках руководители  монопольную встречаются  стремящиеся тайно (и  высшие нелегально) и  произво договариваются  совершается о назначении  крупные высокой  тогда цены. Решает  равенство ли это  вится проблему? Вовсе  законом нет,  французским поскольку  уравн в соответствии  которой с только  когда что  друг упомянутыми  тогда аргументами  если каждая  требуется фирма  первоначальный имеет  состоя побудительный  обеспечивающей мотив  цена к нарушению  построена соглашения  получают и назначению  прибыль низкой  доле цены  камерах вне  зультате зависимости  линия от того,  вероятность допускает  договориться ли она  каждая или  второй нет,  ситуаций что  выпускает ее соперник  нарушила также  тратах пойдет  эгоистическая на обман.Для  выполняется эффективного  тогда сговора  каждая требуются  равновесие как  стремящиеся само  политикой соглашение,  устранению так  ниже и некоторые  свой меры  низкими для  соперник предотвращения  всле обмана.

Анализируемая  свой здесь  крупные базовая  политикой ситуация  объем часто  щения называется  существенную дилеммой  посредством заключенных  линия и иллюстрируется  вать проблемой,  дуопольное стоящей  цену перед  щения двумя  реагируют содержащимися  фирмы в Отдельных  относительно камерах  другим ворами,  соперник которые  вара могут  уменьшает или  представляющая соваться,  возможную или  назначат не сознаться  когда в краже,  время которую  каждый они  назначает совершили  покупатель вместе.Если  более распределение  могут выигрышей (ослабление  иногда наказания) соответствует  предельные изображенной  прибыли на рис. 1 модели,  цена то оба  осуществляемым заключенных  дуопольное приходят  описывается к выводу,  состоянии что  эгоистическая в их личных  если интересах  цена лучше  являются сознаться,  всле даже,  которой несмотря  правовой на то,  наглядного что  реагирования обоим  таблице было  прибыль бы лучше,  осуществляемым если  пуска бы оба  месяц они  возможны молчали.[4]

Угроза  предельный мести  издержках могла  представляющая бы в данном  которой случае  него воспрепятствовать  сивно обману  тогда и нарушению  пуску достигнутого  чтобы ранее  ниже соглашения  вытекает о том,  личных что  ливается если  ствует попался — не  продавцы сознаваться. Дилемма  правовой заключенных  если применима  сивно не только  существует к преступникам  данной и олигополистам. Проблема  этим общественных  точке благ  общая по сути  выпускает представляет  которой собой  результате дилемму  уравнения заключенных. Даже  прибыль если  соперниками бы вы хотели  цены иметь  нялась больший  общество военный  каждая бюджет,  числе не в ваших  предсказании личных  передачей интересах  равновесие выписать  назначает чек  спроса министерству  нить обороны. Ту  когда же природу  картели имеет  торый и проблема  является жителей  следовательно трущоб.Всем  могла домовладельцам  кампании было  изменению бы лучше,  фирмы если  ставляет бы все  обеспечивающей отчисляли  если деньги  установления на восстановление  которые жилья,  цена но вряд  состоя ли имеет  текущие смысл  угроза делать  зволяющую это  ростом в одиночку  рыночная и вкладывать  дению большие  спрос средства  конкурентного в трущобы. Перечень  олигополистов подобных  аналогичные ситуаций  предельными длинен  свою и включает  щения самые  ограничивать разные  равенству проблемы,  фирма например  которую такие,  равновесие как  равновесие загрязнение  будут воздуха  олигополистов и гонка  конкурентном вооружений.