Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Равновесие  вторая в модели  предельные Курно  цену достигается  политикой за счет  помече того,  вится что  шающую каждый  аутсайдер из конкурентов  выпуск меняет  фирмы свой  относительно объем  первый выпуска  уравнение в ответ  разуют на изменение  участников выпуска  обеспечивает другого  которые до тех  иметь пор,  которой пока  отнош такие  более изменения  добно увеличивают  этим их прибыль. В  наглядного модели  отсюда Штакельберга  сматривает предполагается,  назначат что  фирма один  показывает из дуополистов  симости выступает  будут в роли  двух лидера,  крупные а другой — в  отрасли роли  этот аутсайдера. Лидер  этом всегда  спрос первым  легко принимает  более решение  фирмы об объеме  выявили своего  начинают выпуска,  изопрофиты а аутсайдер  лидерстве воспринимает  выведем выпуск  будут лидера  такой в качестве  отрасли экзогенного  совместно параметра. В  показана этом  тоже случае  происх равновесные  текущей объемы  всле выпуска  тогда определяются  данной не в результате  получают решения  навстречу системы  следующими уравнений  пуску реакции  фирма дуополистов, а  обладает на основе  большие максимизации  выпуск прибыли  первоначальный лидера,  установления в формуле  установления которой  рынках вместо  выполняется выпуска  увеличить аутсайдера находится  низкую уравнение  действие его  ливается реакции. Определим  могут равновесие  скольку Штакельберга  фирмы в условиях  него примера  ложения Z.

Если  сивно лидером  фирма является  торый фирма А, то  кампании ее выпуск  реклама определяется  расли из равенства  выпускает MRa = МСа. Общая  условиях выручка  прямая фирмы А с  любой учетом  вается уравнения  наименьшими реакции  если фирмы В равна:  фирмам TRa = =  показана Pqa = [100 - 0.5(qa + 50 - 0.25qa)]qa = 75qa - 0.375 qa^2; тогда MRa = 75 - 0.75qa. Следовательно,  выше прибыль  образовании фирмы А будет  чтобы максимальной  когда при 75 - 0.75qa = 1.5qa. Отсюда  определяет qa = 33.33;  необходимо qь = 50 - 0.25 * 33.33 = 41.66;  первый P = 100 - 0.5(33.33 + 41.66) = 62.5; a = 62.5 * 33.3 - 20 - 0.75*33.3^2 = 1230;  графическом b = 62.5*41.7 - 30 - 0.5 * 41.7^2 = 1707.

Таким  ограничивать образом,  выгодно в результате  ниже пассивного  фирмы поведения  только фирмы В ее  увеличить прибыль  правее снизилась,  является а фирмы А возросла. Если  которой бы фирмы  итоге поменялись  общей ролями,  выведем то прибыль  дения фирмы А равнялась  прибыли бы 1189, а  соперник фирмы В — 1747.8.


Рис. 2 Линия  предельный реакции  соответствии и изопрофиты

Для  ного наглядного  условие сопоставления  явленных равновесия  передачей Курно  совместно с равновесием  ственных Штакельберга  рыно линии  сцисс реакции  зультате дуополистов  требование нужно  вовсе дополнить  равенству линиями  конкурентного равной  предложения прибыли (изопрофитами). Уравнение  низкими изопрофиты  вероятность образует­ся в результате решения уравнения прибыли дуополии относительно ее вы­пуска при заданной вели­чине прибыли. По данным примера на рис. 2 построены изопрофиты и линия реакции фирмы А. Чем ниже расположена изопрофита, тем большему размеру при­были она соответствует, так как ее приближение к оси аб­сцисс соответствует росту qa и уменьшению qb.

Наложив на рис. 11 аналогичный рисунок для фирмы В, получим рис. 3, на котором равновесие Курно отме­чено точкой С, а равновесие Штакельберга точкой Sa при лидерстве фирмы А и точкой Sb при лидерстве фирмы В.

Картель. Однако наибольшие прибыли олигополисты получат в случае организации картеля — явного или скрытого сговора о распределении объема выпуска с целью под­держания монопольной цены на данном рынке. В условиях рассматриваемого числового примера суммарная прибыль участников картеля определяется по формуле

 = [100 - 0.5(qA + qB)] (qA+qB) - 20 - 0.75qA^2 - 30 - 0.5qB^2 = 100qA + 100qB - qAqB - - 1.25qA^2 - qB^2 - 50.

Условием ее максими­зации является система уравнений:

Рис. 3. Равновесие Курно и равновесие Штакельберга.

100 - qB - 2.5qA = 0,

100 - qA - 2qB = 0,

из которой следует, что фирма А должна произво­дить 25, а фирма В — 37.5 ед. продукции. В этом случае рыночная цена будет равна Р = 100 - 0.5(25 + 37.5) = 68.75, а прибыли фирм А и В со­ответственно равны A = 68.75 * 25 - 20 - 0.75*25^2 = 1230, B = 68.75 * 37.5 - 30 - 0.5 * 37.5^2 = 1845.

В таблице 2. показано, как меняется величина прибыли дуополистов в зависимости от рассмотренных вариантов их поведения на рынке.

Таблица 2.

Варианты поведения на рынке

двусторонняя конкуренция по Курно

фирма В пассивно приспосабливается к выпуску фирмы А

фирма А пассивно приспосабливается к выпуску фирмы В

образование картеля (сговор)

A

1228.2

1230

1189

1230

В

1744.5

1706

1747.8

1845


В графическом виде ре­зультат решения рассма­триваемого примера пред­ставлен на рис. 4. Точ­ка С на пересечении ли­ний реакции фирм А и В определяет их выпуск в состоянии равновесия по Курно, а точка К — при образовании картеля. При пассивном поведении фир­мы В точка, представляющая объемы выпуска каждой из фирм, находится на линии реакции фирмы В, левее точки С; при пассивном поведении фирмы А эта точка расположена на линии реакции фирмы А, правее точки С.

Рис. 4. Выпуск дуополий при равновесии по Курно и образовании картеля

В рассматриваемом примере создание картеля обеспе­чивает фирме В на 97 ед. прибыли больше, чем при самом благоприятном для нее варианте конкуренции, т. е. при пассивном приспособлении выпуска фирмы А к ее выпуску. Часть этого приращения прибыли фирма В может передать фирме А за согласие придерживаться картельной цены.

Монопольная цена, обеспечивая картелю из­быточную прибыль, сти­мулирует приток в отрасль новых конкурентов. Что­бы предотвратить появле­ние новых производителей данной продукции, кар­тель может установить ли­митную цену (pl), не по­зволяющую новым фир­мам получить прибыль. Графический способ опре­деления лимитной цены показан на рис. 5.

Рис. 5. Определение лимитной цены.

Кривая АС представляет средние затраты на выпуск всех участников картельного соглашения. Для предотвращения появления новых конкурентов вместо сочетания Рм,0м, соответствующего точке Курно, нужно выбрать комбина­цию pl,ql. Тогда остаточный (неудовлетворенный) спрос на данном рынке будет представлен отрезком pl , Q1, ко­торый целиком расположен ниже кривой средних затрат. Поэтому если потенциальные конкуренты имеют одинако­вую с членами картеля технологию, то производить данное благо им не выгодно.

Выведем формулу лимитной цены. Пусть АС = l + k/Q. Прямая отраслевого спроса D построена по формуле цены спроса: Р = g— hQ. Соответственно прямая остаточного спроса при цене pl описывается формулой Рос = pl - hQ. В точке касания кривой средних затрат АС и прямой оста­точного спроса PL,Q1 выполняется равенство

PL - hQ = l + k / Q

и наклоны обеих линий одинаковы. Значит, dPoc / dQ = dAC / dQ, т.е. -h = -k/Q^ 2  Q = (k / h)^1/2.

Следовательно, точка касания линий АС и Рос соответ­ствует Q = (k / h)^1/2. Подставив это значение Q в равенство (4.24), получим формулу для определения лимитной цены:


PL = l + k / Q + h (k / h)^1/2 = l + 2(k / h)^ 1/2

3.3 Кривые реагирования.

То же самое равновесие можно изобразить и другим способом. Кривые реагирования показывают максимизирующие прибыль размеры выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны размеры другой фирмы-соперника.

Кривая реагирования 1 представляет выпуск фирмы В как функцию от выпуска фирмы А, а кривая реагирования 2 - наоборот.

Рис. 6. Кривая реагирования.

Qa

Qc

Линия реагирования 1

1/2Qc

3/8Qc

1/3Qc Линия реагирования 2

1/4Qc

Qb

1/4Qc1/3Qc 1/2Qc Qc

Любой выпуск выше Qc невыгоден, т.к. цена падает ниже уровня средних издержек. Следовательно, если выпуск одной из фирм равен Qc ед., то вторая отвечает нулевым выпуском. Равновесие достигается, когда две кривые реагирования пересекаются и каждая фирма выпускает 1/3Qc. При любом другом выпуске фирмы взаимно реагируют на выбор друг другом величины выпуска.[9]

Заключение

1. Существование олигополий, т.е. отраслей, большая часть продаж в которых совершается несколькими фирмами, обусловлено отчасти экономией от масштаба, обеспечивающей эффективность функционирования подобных отраслей только при наличии в них небольшого числа продавцов. Но уровень концентрации продавцов зачастую выше, чем требуется для реализации экономии от масштаба в производстве.

2. Экономия от масштаба порождает также барьеры, препятствующие вхождению новых фирм в отрасль, что дает олигополистам возможность получать прибыли.

3. Дифференциация продукции, имеющая важное значение для многих рынков, возникает в силу того, что продавцы находят прибыльным удовлетворение различных вкусов покупателей и их стремления к разнообразию. Дифференциация продукции обычно связана с рекламой и другими торговыми издержками.

4. Определяющее воздействие на поведение олигополистов оказывают две основные силы. Во-первых, при помощи сговора фирмы могут удерживать цену выше ее конкурентного уровня и в результате получать прибыли. Во-вторых, нарушая договорные соглашения, от дельные фирмы могут улучшать свое положение до тех пор, пока другие фирмы не реагируют на это. Существование противоречия между этими двумя силами иллюстрируется дилеммой олигополистов.

5. Возникновение сговора наиболее вероятно при условии его законности и наличии небольшого числа продавцов. Различия между фирмами или различия в продукции, изменения в издержках или объемах спроса, а также возможность снижать цены втайне от других затрудняют процесс сговора.


6. Когда сговор носит законный характер, олигополисты в целях установления фиксированных цен и ограничения объема выпуска часто идут на создание картелей. Картели нередко распадаются из-за того, что фирм” обманывая соперников, нарушают соглашения.Долго летняя успешная деятельность картеля ОПЕК была по большей части следствием готовности Саудовской Аравии ограничить свой выпуск и позволить другим поставщикам продавать столько, сколько они хотели, по цене, установленной картелем.

7. Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути к тайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен.

8. Если фирмы не могут договориться, то их поведение зависит от того, какой, по мнению каждой фирмы, будет реакция других фирм на ее собственные действия. Цены могут варьировать в пределах от монополистического до конкурентного уровня.

9. Чтобы не допустить притока новых фирм, находящиеся в сговоре олигополисты могут устанавливать цену ниже монопольного уровня.Иногда для вытеснения новичков они прибегают к политике хищнического ценообразования, но такая политика широко не практикуется.

10. Монополистическая конкуренция существует тогда, когда имеется много фирм, продающих схожие продукты, каждая из которых сталкивается с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Приток новых фирм, продающих близкие, взаимозаменяемые продукты, приводит к снижению цены и прибыли.Состояние долгосрочного равновесия достигается в точке, в которой фирмы имеют нулевые прибыли, как в условиях совершенной конкуренции, однако цена превышает величину предельных издержек.

11. В силу существования экономии от масштаба было бы расточительным производить все возможные виды благ. Нет ясности в том, обеспечивает ли монополистическая конкуренция слишком малое или слишком большое разнообразие.

12. Более 2% ВНП расходуется на различные виды рекламы. Последствия влияния рекламы, по-видимому, весьма различны, и не существует убедительных доказательств того, что рекламы слишком много или, наоборот, слишком мало.[10]

Библиография

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. ― М.: Магистр, 2015
  2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. ― М.: ТЕИС, 2009.
  3. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5 / Под ред. Слуцкого А. – Спб.: Экономическая школа, 2016
  4. Вурос А., Розанова Н.. Экономика отраслевых рынков. ― М: ТЭИС, 2000
  5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. в 2-х т. ― Спб.: Экономическая школа, 1997г
  6. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс / Пер. с англ. А.Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003. – 356 с.
  7. Котерова Н.П. Микроэкономика: Учеб. пособие.- М.: ACADEMIA, 2003.- С. 124.
  8. Кузьмин С.А. Микроэкономика: социальные функции и параметры развития // Народонаселение.- 2005.- № 1.- С. 38-39.
  9. Математические модели в экономике. Картель // http://mylearn.ru/kurs/29/1446
  10. Микроэкономика. Ивашковский С.Н.- 3-е изд., испр.- М.: Дело, 2002.- С. 270.
  11. Модель Бертрана // http://www.enci.ru/
  12. Модель ценового лидерства // http://www.inventech.ru/lib/micro/
  13. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса специализации «Менеджмент». ― М.: ВШЭ, 1999
  14. Селищев А.С. Микроэкономика.- СПб.: Питер, 2002.- С. 321-322.
  15. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 240 с.
  16. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Учебник.- 5-е изд., испр. и доп.- Москва: Знание, 2015.- С. 241.
  17. Теория и российская практика: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова.- 4-е изд.- М.: ИТД "КноРус", 2015.- С. 351.
  18. Тиме И. В. Модель ценообразования на олигополистических рынках при сегментации потребителей на устойчивые группы // Проблемы управления.- 2007.- № 6.- С. 5.
  19. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В. 3-е изд., испр. и доп,- М.: Тетрис, 2016.- С. 142.
  20. Юсупова Г. Ф. Теория отраслевых рынков, Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 –С.280