Файл: Управление рентабельностью на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2017 году по сравнению с 2015 годом чистые активы снизились. Соответственно, можно сделать вывод, что, с одной стороны, у предприятия снижается платежеспособность, с другой стороны, можно отметить положительную тенденцию роста стоимости чистых активов с 2016 года. Предприятию необходимо увеличивать активы и снижать обязательства.

Глава 3 Анализ рентабельности ОАО «ТЯЖМЕХПРЕСС»

3.1 Анализ показателей рентабельности

Показатель рентабельность необходимы для оценки экономической эффективности хозяйствования и использования ресурсов предприятия: чем выше рентабельность производства, тем больше возможностей осуществить научно-технический прогресс, всестороннюю интенсификацию производства, решать социальные проблемы и повышать размеры материального стимулирования работников предприятия. Являясь важнейшим обобщающим показателем экономической эффективности деятельности предприятия, рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. [3, c. 67]

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) показатели рентабельности капитала (активов),

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. [10, c. 75]

Расчет рентабельности производился по следующим формулам:

Общая рентабельность, % ‒ определяется как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации продукции (формула 2).

, (2)

где

П(У)оН ‒ прибыль (убыток) до налогообложения;

Выр‒ выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

Рентабельность собственного капитала, % ‒ определяется как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала организации (формула 3).

, (3)


где

ЧП(У) ‒ чистая прибыль (убыток);

СК – собственный капитал (среднее значение).

Рентабельность акционерного капитала, % ‒ определяется как отношение чистой прибыли к величине уставного капитала, отраженного в пассиве Баланса (формула 4).

, (4)

где УК ‒ уставной капитал (среднее значение).

Рентабельность оборотных активов, % ‒ прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия (формула 5).

, (5)

где ОА – оборотные активы (среднее значение).

Общая рентабельность производственных фондов, % ‒ определяется как отношение прибыли до налогообложения к суммарной стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях (формула 6).

, (6)

где

НА – нематериальные активы (на начало и конец года);

ОС – основные средства (на начало и конец года);

ЗиЗ ‒запасы и затраты (на начало и конец года).

Рентабельность всех активов, % ‒ определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) ко всем активам предприятия за вычетом собственных акций, выкупленных у акционеров и задолженностью участников (учредителей) по взносам в уставной капитал (формула 7).

, (7)

где ВБ – валюта баланса (среднее значение).

Рентабельность финансовых вложений, % ‒ определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений (формула 8).

, (8)

где

ПкП - проценты к получению;

ДоУ - доходы от участия в других организациях;

ДВ - доходные вложения в материальные ценности (среднее значение);

ДФВ - долгосрочные финансовые вложения (среднее значение);

КФВ - краткосрочные финансовые вложения (среднее значение).

Рентабельность производства, % ‒ рентабельность производства определяется как отношение величины валовой прибыли к себестоимости продукции (формула 9).

, (9)

где

ВП - валовая прибыль;

СС - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Оценим рентабельность предприятия и представим данные в таблице 8.

Таблица 8 - Значения показателей рентабельности, %

Наименование

показателя

Усл. обозна-чения

31.12.

2015

31.12.

2016

31.12.

2017

Общая рентабельность

Rобщ.

0,04

-0,16

0,01

Рентабельность продаж

Rпрод.

0,07

-0,08

-0,02

Рентабельность собственного капитала

RСК

0,06

-0,35

0,00

Рентабельность акционерного капитала

RАК

8,59

-41,30

0,06

Рентабельность оборотных активов

RОА

0,02

-0,09

0,00

Общая рентабельность производственных фондов

RПФ

0,01

-0,04

0,00

Рентабельность всех активов

RА

0,02

-0,08

0,00

Рентабельность финансовых вложений

RФВ

4,63

0,06

0,00

Рентабельность производства

Rпр-ва

0,57

0,32

0,28


Показатели таблицы позволяют сделать вывод о том, что в 2016 году в связи с полученными убытками предприятие имело отрицательные показатели рентабельности, за исключением рентабельности финансовых вложений и рентабельности производства. В 2017 году положение улучшается, предприятие получает чистую прибыль, но в связи с небольшим значение показатели рентабельности становятся положительными, но незначительными.

Необходимо отметить и тот факт, что рентабельность производства имеет тенденцию к снижению с 57% в 2016 году до 28% в 2017 году. Положительным фактором является рост рентабельности акционерного капитала в 2017 году.

Соответственно, по проведенному анализу можно сделать вывод, что предприятию необходимо снижать коммерческие и управленческие расходы, увеличивать выручку от реализации, снижать прочие расходы и за счет этого увеличивать чистую прибыль предприятия.

3.2 Факторный анализ рентабельности

Учитывая результаты предыдущего анализа (большинство полученных значений отрицательно или несущественно) и результатов анализа финансового состояния предприятия, проведенного в 1 разделе, который выявил необходимость увеличения собственного капитала предприятия, считаем необходимым в этой части оценить рентабельность собственного капитала предприятия и провести факторный анализ.

Рентабельность собственного капитала определяется по формуле (10):

, (10)

где

ROE - рентабельность собственного капитала, %;

GP - валовая прибыль, рублей;

NS - выручка (нетто) от всех видов продаж, рублей;

EC - собственный капитал, рублей;

TA - сумма активов, рублей;

NI - чистая прибыль, рублей.

В 2016 году валовая прибыль предприятия составила 257172 тыс. руб., в 2017 – 273430 тыс. руб.

Уровень налогообложения – 20%. Выручка от всех видов продаж составила в 2016 году – 1071814 тыс. руб., в 2017 – 1247822 тыс. руб.

Размер среднегодового совокупного капитала составил в 2016 году – 1716980 тыс. руб., в 2017 году – 1800336 тыс. руб.

Размер собственного капитала составил в 2016 году – 321707 тыс. руб., в 2017 – 331469 тыс. руб.

ОМ2017 = 273430*(1-0,2)/273430 = 0,8

ОМ2016 = 257172*(1-0,2)/257172 = 0,8

∆ОМ = 0,8 – 0,8 = 0

МС2017 = 1800336/331469 = 5,43

МС2016 = 1716980/321707 = 5,34

∆МС = 5,43-5,34=0,09

ТАТ2017 = 1247822/1800336 = 0,69

ТАТ2016 = 1071814/1716980= 0,62

∆ТАТ = 0,69-0,62 = 0,07


ROSgp2017 = 273430/1247822=0,22

ROSgp2016 = 257172/1071814 = 0,24

∆ROSgp = 0,22-0,24 = -0,02

ROE2017 = 273430*(1-0.2)/331469 = 0,66

ROE2016 = 257172*(1-0.2)/321707 = 0,64

∆ROE = 0,66-0,64 = 0,02

Рассчитаем влияние факторов на изменение собственного капитала с помощью способа абсолютных разниц:

а) за счет изменения удельного веса чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли:

∆ROEmc = ∆OM*MC2016*ТАТ2016*ROSgp2016 = 0*5,34*0,62*0,24 = 0

б) мультипликатора капитала:

∆ROEmc = OM2017 * MC * TAT2016 * ROSGP 2016 =0,8*0,09*0,62*0,24=0,0107 или 1,07%

в) оборачиваемости капитала:

∆ ROETAT = OM2017 * MC2017 * TAT * ROSGP 2016 = 0,8 * 5,43*0,07*0,64 = 0,1946 или 19,46%

г) рентабельности продаж

∆ ROEROS = OM2017 * MC2017 * TAT2017* ROSGP = 0,8*5,43*0,69*-0,02 = -0,0599 или -5,99%.

Таким образом, на изменение доходности собственного капитала на 2% оказали влияние мультипликатор капитала на 1,07% в сторону увеличения, оборачиваемость капитала на 19,46% в сторону увеличения и рентабельность продаж на 5,99% в сторону уменьшения.

3.3 Основные направления по повышению рентабельности

Таким образом, по результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы. На снижение чистой прибыли оказывают значительное влияние коммерческие и управленческие расходы, а так же прочая деятельность предприятия. Положительными изменениями является снижение дебиторской задолженности, негативной тенденцией является снижение числа денежных средств на фоне активного роста запасов. Структура баланса хорошая, предприятие способно покрыть краткосрочные обязательства за счет наиболее быстро реализуемых активов (оборотных). Долгосрочные обязательства предприятие способно частично покрыть за счет собственного капитала и медленнореализуемых активов (основных средств).

Предприятие ведет верную политику сокращения краткосрочных обязательств, однако, вместе с тем, необходимо наращивать собственный капитал.

Анализ показателей деловой активности предприятия показал, что отдача активов и основных средств в 2017 году растет, что является положительным фактором, т.к. ускоряется процесс самофинансирования предприятия. При этом наблюдается замедление оборотов дебиторской задолженности, на фоне снижения кредиторской задолженности это является отрицательным фактором. Вместе с тем, отдача собственного капитала растет. Предприятию необходимо увеличивать активы и снижать обязательства.


В 2016 году в связи с полученными убытками предприятие имело отрицательные показатели рентабельности, за исключением рентабельности финансовых вложений и рентабельности производства. В 2017 году положение улучшается, предприятие получает чистую прибыль, но в связи с небольшим значение показатели рентабельности становятся положительными, но незначительными.

Предприятию необходимо снижать коммерческие и управленческие расходы, увеличивать выручку от реализации, снижать прочие расходы и за счет этого увеличивать чистую прибыль предприятия.

Обобщающий вывод: предприятию необходимо увеличивать выручку, снижать расходы, повышать эффективность от прочей деятельности, увеличивать собственный капитал.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования. [12, c. 87]

Основным направлением повышения рентабельности продукции на предприятии является снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов.

К основным источникам снижения себестоимости по материальным затратам относится снижение расходов сырья, материалов, топлива, энергии.

Предприятию необходимо снижать коммерческие и управленческие расходы. Организовывать доходность прочих видов деятельности.

При внедрении подобных мероприятий сократится себестоимость продукции, коммерческие и управленческие расходы, образуется положительное сальдо от прочей деятельности, что позволит увеличить прибыль предприятия и собственный капитал.

Таким образом, для устранения всех факторов, отрицательно влияющих на формирование показателей рентабельности и финансовой устойчивости, руководству предприятия необходимо провести следующие мероприятия:

  • обеспечить опережающий рост финансовых результатов над общим капиталом путем интенсификация труда работников и снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости продукции;
  • внедрение новых технологий для снижения себестоимости продукции;
  • выявление наиболее рентабельных видов продукции и оптимизация структуры ее продажи;
  • строгий контроль над затратами во всех сферах деятельности предприятия путем составления смет расходов.