Файл: Управление формированием затрат на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.1. Расходы предприятия: сущность,  структура и классификация

1.2 Характеристика финансовых методов управления затратами

1.3 Роль и место управления затратами в системе управления предприятием

2. СИСТЕМА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ВОДОКАНАЛСЕРВИС»

2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности

2.2. Механизм процесса формирования затрат на предприятии

2.3. Анализ существующей практики управления затратами предприятия

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ВОДОКАНАЛСЕРВИС»

3.1 Влияние финансовых факторов и рычагов на уровень и характер затрат предприятия

3.2 Анализ чувствительности прибыли предприятия к применению финансовых методов управления затратами

3.3. Рекомендации по применению финансовых методов управления затратами

Заключение

Список использованной литературы

г) Центр прибыли - этот центр ответственности отличается от предыдущего расширением полномочий руководителя. Здесь он имеет право варьировать затратами и ценами реализации с целью максимизации прибыли от операций. Примером такого рода центра ответственности может служить хозрасчетное производственное подразделение, выделенное на отдельный баланс. Однако здесь в полномочия менеджера еще не включаются решения в области капитальных затрат (инвестиций).

д) Центр инвестиций - здесь, в добавление к предыдущему пункту, при оценке эффективности управления затратами включается процент на задействованный капитал. Центры инвестиций имеют право определять политику в сфере капитальных и долгосрочных финансовых вложений в достаточно широких пределах.

Нормативные базы должны стать основой системы управления затратами на производственных предприятиях различного типа и организационно-правовых форм. В настоящий момент для большинства отечественных хозяйствующих субъектов характерна ситуация, при которой там существуют и действуют лишь отдельные фрагменты нормативной базы, при этом отмечается ряд недостатков в их функционировании.

Важнейшим направлением в формировании нормативных баз для целей управления затратами хозяйствующего субъекта является замена децентрализованных нормативных баз централизованной формой, которая должна стать основой системы бюджетирования и аккумулировать следующие информационные потоки[34]:

  • определение нормативных сумм затрат на производственные и коммерческие (сбытовые) процессы;
  • лимитирование отпуска в производство и на хозяйственные нужды материальных и топливно-энергетических ресурсов;
  • расчет численности персонала и фонда оплаты труда;
  • расчет затрат на содержание аппарата управления;
  • расчет потребности в хозяйственных ресурсах;
  • расчет коэффициентов использования материалов, выхода готовой продукции, ремонтных затрат и др.;
  • расчет проектов отпускных цен на готовую продукцию и продукцию подразделений хозяйствующего субъекта.

Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты и обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции. Стандарты норм и нормативов разрабатываются предприятием самостоятельно.


Заключение

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.

Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей.

Управление в области затрат должно охватывать совокупность методов, которые с опережением влияют на структуру и динамику затрат в сторону их снижения. В современной мировой практике используются следующие методы определения и регулирования затрат предприятия: метод запланированных затрат, метод формирования затрат на основе отдельных процес­сов, метод, учитывающий жизненный цикл продукции, метод сравнения с лучшими показателями конкурентов и метод стратегического управления затратами.

ОАО «Водоканалсервис» создано постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №480 от 07.07.2000 г. В целях реализации Программы «Энергосбережение в РТ на 2000-2005 годы».

Основными видами деятельности ОАО «Водоканалсервис» являются: проектирование, связанное со строительством инженерных сетей и систем водо - канализационного и теплового хозяйства, разработка и ведение единой технической политики а области достоверного учета количества холодной и горячей воды, тепла, обследование, проектирование, производство, монтаж, сборка, установка, метрологическая поверка и ремонт узлов учета энергоносителей, создание технической базы для производства, ремонта, метрологической поверки приборов учета расхода энергоносителей с целью обеспечения достоверного учета их расхода.

С 2006 года ОАО «Водоканалсервис» расширило перечень видов деятельности, дополнив его деятельностью по выработке и транспортировке тепловой энергии добычи и транспортировке питьевой воды, отведению и биологической очистке сточных вод.

За период с 1.01.2012 г. по 20.12.2013 г. платежеспособность ОАО «Водоканалсервис» характеризовалась положительной динамикой, о чем свидетельствуют коэффициенты текущей ликвидности. Финансовое состояние предприятие можно оценить как стабильное (коэффициент автономии собственных средств составил 0,68.


Дебиторская задолженность по состоянию на 30.12.2013 года составляет 19 633 т.р., в т.ч. покупатели и заказчики 16 352 т.р., а кредиторская задолженность – 17 056 т.р., в т.ч. покупатели и подрядчики 6 036 т.р.

Доходы по хозяйственной деятельности составили 35 170 тыс. руб., в т.ч.: водоснабжение - 34 661 тыс. руб.; Расходы – 34 661 тыс. руб. Убыток отчетного периода составил 564 тыс. руб.

Среднесписочная численность работников по предприятию – 612 человек. Среднемесячная зарплата работников – 12 300 руб. Просроченной задолженности по заработной плате и налогам не имеется.

К постоянным затратам предприятия относятся расходы на амортизацию, заработная плата служащих и руководителей, арендная плата, оплата электроэнергии. На данный вид затрат приходится около 65 % всех расходов.

К переменным затратам предприятия «Водоканалсервис» относятся затраты на заработную плату рабочим, покупка материалов и сырья и другие. На долю переменных затрат приходится в среднем 35% расходов предприятия «Водоканалсервис». Наибольшие расходы предприятия «Водоканалсервис» приходится на выплату заработной платы работникам организации.

В компании «Водоканалсервис» используется группировка затрат по калькуляционным статьям, которая позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и отдельных его подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.

Управление затратами на предприятии ОАО «Водоканалсервис» предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ.

На уровень и характер затрат действуют различные финансовые факторы и рычаги. Операционный рычаг - это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация).

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.


Анализ чувствительности позволяет оценить влияние отдельных факторов на критическое соотношение доходов и расходов. На его основе определяется возможная реакция результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия на изменение как внутренних, так и внешних факторов производства и реализации продукции.

Для удельных переменных затрат рассчитывается: планируемая прибыль предприятия, величина чувствительности прибыли, точка безубыточности объема продаж и процент его прироста, уровень выпуска при котором предприятие получит прежнюю величину прибыли.

Для предприятия «Водоканалсервис» все показатели получили положительную динамику, что означает, что прибыль компании неизменно растет.

Управление затратами представляет собой не только процесс воздействия на расходы предприятия, но и совокупность субъектов, осуществляющих эту деятельность. Именно люди, участвующие в процессе управления, должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Таким образом, субъективный фактор занимает немаловажную роль в управлении затратами.

Нормативные базы должны стать основой системы управления затратами на предприятии «Водоканалсервис».

Для решения проблемы снижения затрат производства и реа­лизации продукции на предприятии должна быть разработана об­щая концепция (программа), которая должна ежегодно корректи­роваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т. е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции.

В общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

Комплекс мероприятий по более рациональному исполь­зованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходо­вать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшение ка­чества продукции и др.).

Мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизиро­вать затраты в зависимости от объема производства.

Мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних ма­шин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду; улуч­шение качества обслуживания и ремонта основных средств; обес­печение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и обору­дование; применение ускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.);


Мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной числен­ности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улуч­шение условий труда; механизация и автоматизация всех производ­ственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводи­тельного труда и др.);

Мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (совершенствование организационной структуры управления фирмой, внедрение научной организации труда, сокращение потери рабочего времени и т.п.)

Кроме того, комплексная программа по снижению затрат производства должна иметь четкий механизм ее реализации.

Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование расходов производства и их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только в связи с тем, что предприятие несет расходы в производстве товаров и услуг, которые являются важной характеристикой деятельности, а также и с тем, что неправильная организация расходов ведет к катастрофическим последствиям.

Список использованной литературы

Статьи и периодические издания:

  1. Горобец О. И. Совершенствование системы управления затратами на предприятии [Текст] / О. И. Горобец.// Финансовый менеджмент. – 2008. - № 3. – с. 22 – 28.
  2. Дорман В.Н. Совершенствование управления затратами предприятия [Текст] / В. Н. Дорман // Финансовый менеджмент. – 2009. - № 5. – с. 20 – 27.
  3. Калинина Е. А. Систематизация методов и подходов для трех уровней управления затратами [Текст] / Е. А. Калинина // Финанси и кредит. – 2009.- № 5. – с. 27 – 31.
  4. Крючкова Е.Ю. Проблемы учета затрат предприятий, которые обслуживают дома, сооружения и придомовые территории [Текст] / Е.Ю. Крючкова. // Финансы и кредит. – 2009.- № 1. – с. 11-17.
  5. Лабзунов П.Т. Организация управления затратами в условиях рыночной экономики России [Текст] / П.Т. Лабзунов // Финансовый менеджмент. – 2009.- № 2. – с. 11 – 19.
  6. Молвинский А.Д. Как разработать и внедрить систему управленческого учета на предприятии [Текст] / А.Д. Молвинский // Финансовый менеджмент. – 2008.- № 2. – с. 28 – 33.
  7. Саранцева Е.Г. Совершенствование управления производственными затратами на промышленных предприятиях [Текст] / Е.Г. Саранцева // Финансовый менеджмент. – 2009. - №5. – с. 19 – 25.
  8. Сухоносенко Г.Г. Место бухгалтерского учета в управлении затратами предприятия [Текст] / Г.Г. Сухоносенко // Финансовый менеджмент. – 2009. - №2. – с. 28 – 36.
  9. Федотов Н. Л. Управление затратами предприятия [Текст] / Н. Л. Федотов // Экономика и жизнь. – 2009.- № 2. – с. 14 – 20.
  10. Шаповал С.С. Управление логистическими затратами на предприятии [Текст] / С.С. Шаповал //Генеральный директор. – 2008. - № 11. – с. 29 – 36.