Файл: Управление формированием затрат на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.1. Расходы предприятия: сущность,  структура и классификация

1.2 Характеристика финансовых методов управления затратами

1.3 Роль и место управления затратами в системе управления предприятием

2. СИСТЕМА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ВОДОКАНАЛСЕРВИС»

2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности

2.2. Механизм процесса формирования затрат на предприятии

2.3. Анализ существующей практики управления затратами предприятия

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ВОДОКАНАЛСЕРВИС»

3.1 Влияние финансовых факторов и рычагов на уровень и характер затрат предприятия

3.2 Анализ чувствительности прибыли предприятия к применению финансовых методов управления затратами

3.3. Рекомендации по применению финансовых методов управления затратами

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Планирование затрат важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость планирования и анализа затрат на производство и реализацию продукции растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат. При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость совершенствования и создания четкой системы группировки, учета, контроля и управления затратами на производство и реализацию продукции.

Актуальность темы заключается в том, что формирование расходов производства и их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций – это важно не только в связи с тем, что предприятие несет расходы в производстве товаров и услуг, которые являются важной характеристикой деятельности, а также и с тем, что неправильная организация расходов ведет к катастрофическим последствиям. Каждый опытный руководитель понимает, что минимизация расходов – это главный фактор максимизации прибыли и укрепления конкурентных позиций, но достаточно сложно обнаружить причины низкой отдачи от производства, если не уделяешь достаточного внимания к самой организации этих расходов.

Обзор литературы: В работе использовались как специальная литература, периодические издания, такие как публикации, в газетах, журналах посвященные управлению затратами предприятия. Вопросы управления затратами на предприятии рассматривались такими авторами как Акулов В.Б., Барабанов А.И., Варламова М.А., Кириченко Т.В., Пузанкевич О.А., Сироткин С.А. и многие другие. Нормативно - правовая база, регулирующая управление затратами предприятия основывается на Налоговом кодексе Российской Федерации.

В учебниках Остапенко В.В., Берзона Н.И, Тихомирова Е.Ф. приведены методы определения расходов, доходов, прибыли организаций, применяемые для целей бухгалтерского (предусмотрены соответствующими правилами бухгалтерского учета) и налогового учета.

Методы управления текущими затратами рассматриваются в учебном пособии Никитина Н.В. как совокупность мер, направленных на их оптимизацию с целью повышения эффективности работы организации и получения преимуществ перед конкурентами.


Объектом исследования данной курсовой работы является открытое акционерное общество «Водоканалсервис».

В качестве предмета исследования рассматриваются расходы предприятия, возникающие ходе его деятельности.

Цель курсовой работы – совершенствование управления затратами на предприятии «Водоканалсервис».

Задачи:

  1. Раскрыть основные теоретические аспекты управления затратами;
  2. Изучить существующую практику управления затратами на предприятии;
  3. Разработка программы совершенствования управления затратами на предприятии.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, заключения, трех глав и приложения.

В первой главе рассматриваются теоретические основы управления затратами предприятия. Дается определение расходам и затратам предприятия, основные отличия этих понятий, приводится характеристика методов управления затратами, а также взаимосвязь и роль управления затратами в общей системе управления предприятием.

Во второй главе анализируются система и методы управления затратами на предприятии ОАО «Водоканалсервис». Практическая часть описывает характеристику объекта и его хозяйственной деятельности, механизм процесса формирования затрат на предприятии, а также рассматривает процесс управления затрат на предприятии ОАО «Водоканалсервис».

В третьей главе предлагается план совершенствования процесса управления затратами на предприятии. Приводится влияние финансовых факторов и рычагов на уровень и характер затрат предприятия. Анализируется чувствительность прибыли предприятия к применению финансовых методов управления затратами. Выведены рекомендации по применению финансовых методов управления затратами.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ  ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Расходы предприятия: сущность,  структура и классификация

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени[1].

Как видно из определения затраты характеризуются:

  • денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов;
  • целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);
  • определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.

Если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Кроме того, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что существенно различается классификация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать[2].

Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты».

Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства — это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях.


В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются следующим образом:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы (в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные расходы).

Таблица 1.1.

Классификация расходов и их состав

Вид расходов

Состав расходов

1. Расходы по обычным видам деятельности

Расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ);
Расходы по переработке (доработке) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие расходы управленческие расходы и др.);
Расчеты по оплате труда;
Отчисления в страховой фонд;
Амортизационные отчисления

2. Операционные расходы

Расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату
Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности
Расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций
Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции
Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами)
Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями
Прочие операционные расходы

3. Внереализационные расходы

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией
Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году
Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания
Курсовая разница
Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов)
Прочие внереализационные расходы

4. Чрезвычайные расходы

Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.)

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей[3]:


  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

Состав расходов, учитываемых в налогообложении, отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете. В отличие от приведенной выше классификации расходов организации в налоговом учете расходы подразделяются на[4]:

  • расходы, связанные с производством и реализацией продукции;
  • внереализационные расходы (без выделения операционных и чрезвычайных расходов).

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации;
  • прочие расходы.

Как видно из сопоставления, Налоговый кодекс РФ предусматривает выделение не пяти, а четырех элементов затрат. Такой элемент затрат, как отчисления на социальные нужды, не выделяется обособленно, а входит в состав статей «Расходы на оплату труда» и «Прочие расходы» в зависимости от принятой учетной политики предприятия.

1.2 Характеристика финансовых методов управления затратами

Управление в области затрат должно охватывать совокупность методов, которые с опережением влияют на структуру и динамику затрат в сторону их снижения. В современной мировой практике используются следующие методы определения и регулирования затрат предприятия.

Метод запланированных затрат — при определении пла­новых (целевых) затрат делается упор на ранние фазы разработки продукта[5].

Плановые затраты формируются в три этапа:

  • устанавливаются реалистичные плановые цены на товары и услуги;
  • намечается размер прибыли;
  • рассчитывают максимально допустимые затраты на продукт.

Этот метод позволяет вырабатывать долгосрочную конкурентную стратегию в области затрат на новую продукцию.

Для уже выпускаемой продукции в центре внимания оказываются общие затраты — выявляются факторы их роста и возможности сниже­ния. При разработке новых продуктов маркетологи задают целевые установки по величине затрат, ориентируясь на основных конкурентов.

Таким образом, этот метод можно рассматривать как стратеги­ческое средство управления затратами.