Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности (Государственная антимонопольная политика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Выход на рынок сбыта практически всегда предполагает вступление в конкурентную борьбу, смысл которой заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке. Поэтому изучение конкуренции и конкурентов в рамках маркетинговых исследований представляется достаточно важным и актуальным. При этом одним из наиболее важных направлений изучения конкурентов является количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия и товаров в сравнении с уровнем конкурентоспособности конкурентов. Все эти направления ориентированы на конкуренцию производства товаров и услуг, т.е. способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Товаропроизводители должны строить свою деятельность исходя из главного принципа: удовлетворить требования потребителя, не нарушая закона. А этого можно достичь, только с экономически эффективной, качественной, и конкурентоспособной продукцией, производство которой определяет финансовое благополучие производителей.

Государственное регулирование в области защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках осуществляется путем определения организационных и правовых основ:

- поддержки и развития конкуренции,

- предупреждения и пресечения монополистической деятельности.

Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством:

- Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, с изменениями от 26.07.2006 N 135-ФЗ)

- Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изменениями  от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ).

И иных федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации. Такие отношения регулируются также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение указанных Федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, регулирующие подобные общественные отношения. Отношения, влияющие на конкуренцию на финансовых рынках и связанные с защитой такой конкуренции, могут регулироваться также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и нормативными правовыми актами Федеральной антимонопольной службы и иных органов, осуществляющих регулирование на рынке финансовых услуг.


Глава 1. Понятие и виды конкуренции в предпринимательском праве

Конкуренция – это процесс взаимодействия и взаимосвязи экономических субъектов, выступающий в форме экономического соперничества за лучшие условия производства; за наиболее выгодные условия сбыта; за право обладания экономическим благом, приносящим полезность. По форме или применяемым методам различают несколько видов конкуренции. Одно бесспорно, если нет конкуренции, то нет и рынка, нет самоуправляемости, саморегулирования рыночной системы. По критерию формы конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой. По методам осуществления конкуренция подразделяется на ценовую, неценовую, недобросовестную. По степени ограничения конкуренции различают типы рыночных структур совершенной и несовершенной конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция представлена соперничеством производителей аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Этот вид конкуренции называют ещё предметной или межфирменной. Внутриотраслевая конкуренция втягивает производителей (продавцов) в борьбу за технический процесс, побуждает к скорейшему использованию достижений науки и техники, к совершенствованию применяемых технологии и техники производства; к совершенствованию организации управления производством; к повышению квалификации работников и т. д. Таким образом, внутриотраслевая конкуренция втягивает экономических субъектов отрасли, в борьбу за совершенствование всех условий производства, стимулирует поиск экономного и наиболее эффективного использования всего многообразия материальных и людских ресурсов (основных и оборотных средств предприятий), способов обеспечения высокого качества товаров, услуг и обслуживания покупателей (потребителей). Межотраслевая конкуренция представляет соперничество экономических субъектов разных отраслей, т. е. производителей товаров, удовлетворяющих различные конкретные потребности. Конкуренция ведется за платежеспособный спрос, как и при внутриотраслевой конкуренции, но в иной форме. Поскольку одним из главных критериев экономической эффективности деятельности отрасли является норма прибыли, то в результате межотраслевой конкуренции происходит «перелив» реального капитала из отрасли с низкой нормой прибыли в отрасль с более высокой нормой прибыли. Таким способом обеспечивается корректировка отраслевой структуры народного хозяйства в соответствии с изменяющейся структурой потребностей общества. Норма прибыли, как относительный экономический показатель, характеризует степень доходности, роста, выгодности вложения средств в отрасль. Рассчитывается норма прибыли как выраженное в процентах отношение всей массы прибыли, полученной за период (год) к стоимости всей массы средств, вложенной в отрасль. Так, например, в отрасли с нормой прибыли в 10 % обеспечивается прибыль в 10 копеек на каждый рубль, вложенный в ресурсы отрасли, а в отрасли с нормой прибыли в 5 % каждый вложенный рубль (затраты) оборачивается доходом в 105 копеек, т. е. прибылью лишь в 5 копеек. В более прибыльных отраслях создаются новые предприятия или увеличивают объемы производства, старые – за счет перераспределения, «перелива» средств (ресурсов) из наименее прибыльных отраслей. Ценовая конкуренция предполагает продажу товара или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, с целью их разорения или вытеснения из отрасли. Победитель получает возможность производить и продавать большее количество товара за счет привлечения покупателей от проигравшего конкурента. По мере укрупнения конкурирующих предприятий снижаются возможности ценовой конкуренции. Все большее распространение обретает конкуренция неценовая. Неценовая конкуренция основана на совершенствовании производства, качества товара и условий его продажи. Важными инструментами борьбы конкурентов на рынке становятся товарные знаки и товарные марки фирм, гарантии качества, предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции длительного пользования, условия продажи и расчета, организация фирменной торговли и транспортного обслуживания покупателей, рекламы и т. д. В ее содержании присутствует демонстрация лучшего внимания и отношения к покупателю (потребителю) продукции фирмы. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями иногда используются методы, связанные с нарушением цивилизованных норм и правил конкуренции, т. е. имеет место «недобросовестная конкуренция». К её средствам относятся: установление контроля над деятельностью конкурента с целью усложнить ее осуществление, злоупотребление господствующим положением на рынке, ложная информация и реклама, недобросовестное копирование продукции конкурентов, «промышленный шпионаж», тайный сговор «против» и т. д. Недобросовестная конкуренция в большинстве стран с рыночной экономикой запрещена законодательством. Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур. Структуры рынка отличаются друг от друга по количеству и размеру фирм, действующих на данном рынке, по характеру продукции производимой ими, по возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, по доступности, равномерности информации, необходимой для принятия экономических решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. В итоге основными направлениями деятельности предприятия являются совершенная и несовершенная конкуренция.


Схема 1.1 Формы конкуренции

Глава 2. Государственная антимонопольная политика

В Российской Федерации антимонопольное законодательст­во появилось только с переходом к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества, и представ­лено общими и специальными законами, а также подзаконными актами. Прежде всего в ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финан­совых средств, поддержка конкуренции, свободы экономиче­ской деятельности.

Наше законодательство дает ряд определений, которые имеют отношение непосредственно к антимонопольной политике.

— конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, ограничивающая свободу этих субъектов на рынке.

— недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельно­сти, которые противоречат положениям российского законодательства.

— доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъ­ектов на рынке товара, не имеющего заменителя.

— монополистическая деятельность — противоречащие анти­монопольному законодательству действия (бездействия) хозяй­ствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, огра­ничение или устранение конкуренции.

— монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим исключительное поло­жение на товарном рынке.

— монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, ус­танавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доми­нирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенса­ции необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, зани­мающим доминирующее положение на товарном рынке в каче­стве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи дан­ного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытес­нения конкурентов с рынка.


— аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на другие лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность и др.

Для проведения государственной политики по предупреждению, ог­раничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции было создано Министерство РФ — МАП РФ. Постановлени­ем Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 793 было утвержде­но Положение о Министерстве РФ по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства.

МАП РФ является феде­ральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития пред­принимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспече­ния контроля за соблюдением законодательства Российской Фе­дерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте.

Министерство в своей деятельности руководствуется:

- Кон­ституцией РФ,

- федеральными конституционными законами,

- федеральными законами,

- указами и распоряжениями Президен­та РФ,

- постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,

- международными договорами Российской Федерации.

Основными задачами Министерства являются:

1. предупреждение, ограничение и пресечение монополисти­ческой деятельности и недобросовестной конкуренции

2. содействие формированию рыночных отношений на ос­нове развития конкуренции и предпринимательства

3. осуществление государственного контроля за соблюдени­ем антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей

4. проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства

5. государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъ­ектов естественных монополий на транспорте (железнодорож­ные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэ­ропортов).

Функции МАП РФ:

— обобщает практику применения антимонопольного зако­нодательства РФ, а также законодательства РФ о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке пред­принимательства, о товарных биржах, о естественных монопо­лиях в области связи и на транспорте и вносит в Правительство РФ предложения о его совершенствовании;


— дает в установленном порядке заключения на проекты за­конов и иных нормативных правовых актов, регулирующих от­ношения в области антимонопольной политики, рекламной дея­тельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;

— рассматривает факты нарушений антимонопольного зако­нодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потреби­телей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, о товарных биржах, о естественных монополиях в об­ласти связи и на транспорте и принимает соответствующие ре­шения на основе законодательства РФ;

— дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направ­ленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;

— разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);

— формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, а также реестры субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

— осуществляет контроль за соблюдением требований анти­монопольного законодательства РФ при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (сою­зов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммер­ческих организаций;

— согласовывает решения федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам создания, реор­ганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

— предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;

— организует работу Комиссии по товарным биржам;

— принимает участие в разработке государственной полити­ки в области защиты прав потребителей, обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления и общественных объединений (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей;

— подготавливает в пределах своей компетенции предложе­ния по усилению государственной поддержки и развитию пред­принимательства, особенно малого и среднего;