Файл: Особенности банкротства кредитных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 582

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы настоящей работы объясняется тем, что в современных условиях деятельность кредитных организаций приобретает все большее значение, становится все более распространенным. Увеличение количества людей, вовлеченных в орбиту отношений, связанных с деятельностью кредитных организаций. В этой связи возникает вопрос о необходимости защиты интересов граждан и юридических лиц, вовлеченных в сферу этих отношений. К сожалению, банкротство кредитных организаций в России не редкость, а потому вопрос становится все более актуальным. Это утверждение подтверждается хотя бы тем фактом, что различные специалисты в области экономики, банковского дела и т. д. опять заговорили об угрозе банковского кризиса. Становится, таким образом, все более важным вопрос о потребности качественного правового регулирования отношений банкротства кредитных организаций. Высокое качество законодательной базы в этой сфере-залог и гарантия прав граждан и юридических лиц, вступающих в отношения с кредитной организацией.

Степень изученности проблемы. После принятия специального закона по вопросам банкротства кредитных организаций в научной литературе появилось много публикаций на эту тему, Что следует отметить как положительный момент. Особо хотелось бы отметить работы таких специалистов, как Барисан М. М., Вакка, А. Б., А. Н. Ерофеев, Зайцев в., Михайленко И., Рудаков р. в., М. в. и т. д. В работах этих авторов детально исследуются Современные проблемы правового регулирования банкротства кредитных организаций и правоприменительной практики.

Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, возникающие в связи с банкротством кредитной организации, предупреждением банкротства и ликвидации кредитных организаций признаны банкротами.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих вышеуказанные вопросы.

Цель данной работы-осветить основные положения законодательства о банкротстве кредитных организаций, изучить и проанализировать пробелы законодательного регулирования и их причины.

Таким образом, для достижения цели работы необходимо ся:

1. Общие положения о банкротстве в современном российском праве, изучить действующим законодательством;

2. рассмотреть понятие кредитного института в современном российском законодательстве, указать на особенности правового регулирования банкротства этих организаций;

3. рассмотреть порядок рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций.


1. Общие положения о банкротстве (несостоятельности)

1.1 Понятие банкротства по современному российскому праву, его признаки

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает, что "несостоятельность (банкротство) - признанная уполномоченным Най арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей". Законодательство о банкротстве многих стран уделяется повышенное внимание. Россия в этом смысле не стала исключением (доказательством может служить хотя бы тот факт, что за последние десять лет законодательство в этой области постоянно меняется - законодатель ищет пути совершенствования и приведения в соответствие с потребностями практики). Этот упрощенный подход к несостоятельности в виде неспособности своевременно выполнить свои обязательства приводит к подмене содержания неплатежеспособности субъекта по своей внешней форме. На основе вышеприведенных суждений можно определить понятие несостоятельности. Неудача-это такая степень неэффективности предпринимательской деятельности (бизнеса), в которых объем глотать-города денежных средств, а также накопленных за весь период существования бизнеса ликвидных активов недостаточны для удовлетворения всех внешних требований, связанных с такой деятельностью (перед контрагентами, работниками, налоговыми органами). В экономических исследованиях и в юридической практике существует несоответствие между понятиями "несостоятельность" и "банкротство". Российское законодательство о несостоятельности также не разделяет понятия "несостоятельность" и "банкротство" и употребляет данные термины как синонимы. В то время как во многих странах проводится различие между ними. В некоторых странах, используется только термин "банкротство", и термин "банкротство" не используется. В США, используется только термин "банкротство" несостоятельность (банкротство). В соседней Республике Беларусь между понятиями "банкротство" и несостоятельность" имеется четкое различие. Очевидно, что как в законодательстве, так и в экономике надо сделать различие между этими схожими, но имеющими разный экономический и правовой смысл понятиями. Многие юристы в закон предлагает проводить различие между "несостоятельность" и "банкротство" и применить понятие "банкротство" только в случаях неправомерного поведения должника, причинившего ущерб кредиторам. Существует даже точка зрения, что отказ от неплатежеспособного состояния должника, а также акты о банкротстве должника (в основном нелегальные), которые довели его до такого состояния. Несостоятельность является качественной характеристикой неэффективности бизнеса, внешней стороной которой является банкротство неспособность должника выполнить свои обязательства и удовлетворить требования кредиторов на конкретную дату. Банкротство, в свою очередь, является результатом несостоятельности и представляет прекращение существования бизнеса в рамках заданной организационно-экономической и производственно-технической системы из-за своей неадекватности. Несостоятельного положения предприятия может закончиться как банкротством и реабилитации (санации). Если банкротство является негативным результатом несостоятельности бизнеса, финансового состояния положительная.


1.2 Правовое регулирование банкротства кредитных организаций: развитие на современном этапе

Первая в современном российском праве попытка правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) были предварительно приняты в рамках Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур", который в соответствии с пунктом 30 данный документ был действовать до принятия Закона РФ "о банкротстве". 19 ноября 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации принял закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", который вступил в силу 1 марта 1993 года. Практика применения данного Закона уже с первых шагов выявила его несовершенство, наличие большого количества пробелов, внутренне присущие ему недостатки, одним из которых является отсутствие дифференциации механизма банкротства различных категорий должников. Крупнейшие российские банки и мелкие индивидуальные частные предприятия согласно этому закону должны были проходить одинаковые процедуры банкротства, и признаки их несостоятельности был похож. Правовое регулирование банкротства кредитных организаций закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25февраля 1999. №40-ФЗ отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные этим законом, регулируются законом "О несостоятельности (банкротстве)" под № 6-ФЗ от 8 января 1998 года, если это предусмотрено законом или нормативными актами Банка России. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные этим законом, регулируются другими нормами.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).


2. Банкротство кредитных организаций

2.1 Понятие, признаки кредитной организации. Особенности банкротства

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Кредитных организаций в соответствии с законом подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Признаками банкротства кредитной организации являются:

- неспособность удовлетворить требования кредиторов и (или) использовать нить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязательства не исполняются в течение 1 месяца с даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее имущества недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед его кредиторами;

- требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее ей одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом.

2.2 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации, установленных законом. Такими мерами являются:

финансовое оздоровление кредитной организации;

-назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;


- реорганизация кредитной организации.

По финансовому оздоровлению кредитных организаций осу-westvlaamse следующие меры.

1. Финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами:

- предоставление поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;

- отсрочка и (или) рассрочки платежа;

- перевод долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;

-отказ от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направление на осуществление мер по финансовому оздоровлению кредитной организации;

дополнительный вклад в уставный капитал кредитной организации;

- другие формы.

2. Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации:

- улучшить качество своего кредитного портфеля

-сокращение расходов;

- увеличение собственных средств (капитала);

-иные меры по изменению структуры ее активов и обязательств.

3. Изменение организационной структуры кредитной организации:

- изменение состава и численности сотрудников кредитной организации;

- изменение структуры, сокращение и ликвидация обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также другими способами.

Для целей финансового оздоровления применяются также другие меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Временная Администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемый Банком России. Положение Центрального банка Российской Федерации от 14.05.1999 г. № 76-п "о временной администрации по управлению кредитной организацией" определяется порядок деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией.

Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию, когда у кредитной организации отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Акт Банка России о назначении временной администрации подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" в течение 10 дней со дня его принятия.

Временная администрация назначается Банком России на срок не более девяти месяцев. Банк России имеет право продлить срок временной администрации в течение не более трех месяцев.

Руководителем временной администрации назначен служащий Банка России, они также могут быть писарем государственной Корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций".

В назначении временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. В зависимости от того, ограничены или приостановлены полномочия исполнительных органов кредитной организации, различаются правовые последствия назначения временной администрации и ее функции.