Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности

В настоящее время повышение роли законов должно привести к тому, что право будет содействовать совершенствованию всей системы управления, так как управление регулируется правовой системой и находится с ней в органичном единстве. В юридической литературе под правовой основой понимают «находящуюся в постоянном движении систему юридического нормативного регулирования, включающую в себя процесс создания правовых норм и процесс их действия»[1].

Под правовой основой ОРД (ст. 4 Закона об ОРД) следует понимать «совокупность нормативных правовых актов, которые регламентируют отношения, возникающие в данной сфере деятельности»[2]. Эти отношения, будучи урегулированным нормативными правовыми актами, приобретают устойчивость и стабильность, осуществляются субъектами правового общения строго в соответствии с нормами, выраженными в таких актах.

ОРД, как одно из направлений борьбы с преступностью, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными и межведомственными нормативными актами, составляющими в своей совокупности ее правовую основу.

Правовая основа ОРД – это фундаментальная часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности. В свою очередь правовое регулирование ОРД носит прежде всего функциональный, служебный характер. «Это регулирование посредством правовых норм общественных отношений между государством и (его представителями) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств»[3]. При этом правовая основа – это не единая составляющая всех источников правового регулирования ОРД, а важнейший элемент одного из них – нормативного акта.

Правовая основа ОРД сложна по составу и представляет собой систему правовых норм. Учитывая требования системного подхода к анализу сложных явлений и процессов, целесообразно провести определенную дифференциацию ее элементов по тому или иному основанию. Наиболее удачной можно считать классификацию в зависимости от уровней правового регулирования. Согласно данной классификации правовая основа ОРД состоит из четырех уровней, которые могут иметь подуровни.


Международный уровень. Несмотря на то что международно-правовые акты не входят в число источников правовой основы, закрепленных в ст. 4 Закона об ОРД, следует сделать вывод о наличии особой группы нормативных источников, регулирующих сферу ОРД. Наличие данного самостоятельного уровня обусловлено нормой Конституции РФ[4] (ч. 4 ст. 15), в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Конституционный уровень правового регулирования охватывает институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления. Если определять оно Конституцию самым еще общим образом, оно то можно еще сказать, что политика это нормативный политика акт, имеющий оно высшую юридическую еще силу, содержащий оно систему правовых оно норм, регулирующих оно отношения между оно человеком и обществом, с но одной стороны, политика человеком и государством – с оно другой, а также но основы организации политика самого государства.

Законодательный уровень политика правового регулирования но включает все политика институты и нормы, еще определяющие основные но задачи, направления и политика формы борьбы с политика преступностью, в том политика числе оперативно- еще розыскными мерами.

Подзаконный уровень политика правового регулирования еще включает основную еще массу нормативно-политика правовых материалов, еще относящихся к сфере политика ОРД.

«Все перечисленные но уровни правового но регулирования оказывают оно нормативно-организующее еще воздействие на оно общественные отношения политика путем установления оно правовых норм еще по юридически но значимым вопросам, но возникающим в сфере еще ОРД»[5].

Пределы еще правового регулирования еще оперативно-розыскной

политика деятельности

Существенное еще значение для оно понимания назначения и еще содержания ОРД еще имеет уяснение еще вопроса пределов но правового регулирования.

От его политика решения во политика многом зависит политика действенность сыскной оно работы и, следовательно, политика реальность мер еще по предупреждению и еще пресечению преступлений, но совершаемых отдельными политика лицами, а также еще гарантированность защиты политика прав и свобод оно гражданина, попавшего в еще поле зрения еще российских правоохранительных но органов и спецслужб. Однако следует политика помнить, что еще изучение пределов политика правового регулирования еще ОРД затрудняет но то обстоятельство, еще что в теории оно российского права политика еще не оно сложился единый оно подход к пониманию но пределов общего оно правового регулирования (мы, но определяя пределы политика правового регулирования еще ОРД, будем но понимать под но пределами общего но правового регулирования оно обусловленные определенными политика факторами границы оно властного государственного оно вмешательства в общественные политика отношения при политика помощи норм политика права).


«Пределы оно правового регулирования в но сфере ОРД – политика это обусловленное еще объективными и субъективными но факторами государственно-оно властное вмешательство в политика общественные отношения, политика возникающие в связи с еще большой степеью политика вероятности совершения политика преступления, его еще совершением либо политика его предупреждением, еще пресечением путем еще применения специальных еще сил, средств и политика методов ОРД»[6].

оно Границы правового но регулирования условно еще можно разделить но на внутриотраслевые и еще межотраслевые. Границы внутриотраслевые но определяются исключительно оно сферой ОРД и оно включают: а) проверку политика информации посредством но применения сил, оно средств и методов еще данной деятельности; б) политика осуществление превентивных оно мер в форме еще оперативно-розыскной политика профилактики; в) законодательные политика процедуры ограничения еще конституционных прав оно человека и гражданина.

Существенное значение еще имеют межотраслевые но границы правового оно регулирования, которые но смыкаются с процессуальными но отраслями права, оно позволяющими реализовать оно информацию, полученную но оперативно-розыскным политика путем, и достичь оно целей правосудия. Подобные границы оно охватываются уголовно-еще процессуальным законодательством, еще регламентирующим взаимодействие оно оперативного сотрудника оно со следователем и но порядок предоставления политика результатов ОРД но органу дознания, еще следователю, прокурору и в политика суд.

Не менее политика значимыми являются еще границы регулирования оно общественных отношений в оно сфере ОРД, но которые осуществляются в еще рамках уголовно-но исполнительных и административно-политика процессуальных процедур.

Подводя итог оно изложенному можно но сделать вывод, политика что правовую но основу оперативно-политика розыскной деятельности оно представляет собой политика совокупность нормативных политика актов, регулирующих но группы общественных политика отношений, возникающие в еще сфере этой политика деятельности.

2. Структура правовой но основы оперативно-но розыскной деятельности


2.1. Международный и конституционный оно уровни правовой политика основы оперативно-еще розыскной деятельности

еще Уровни правового политика регулирования целесообразно оно рассматривать в зависимости оно от юридической оно силы нормативного еще акта, пределов еще его действия и но специфики той политика группы общественных оно отношений, которые но они регулируют.

Россия, получив политика официальный статус политика члена Совета но Европы, взяла еще на себя оно обязательство по еще приведению национального политика законодательства в соответствие с еще европейскими правовыми еще принципами и стандартами. Это относится к но определению более еще совершенных правовых, но организационных средств и оно способов усиления еще защиты прав и политика законных интересов но личности в уголовном еще судопроизводстве.

Федеральным законом политика от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных еще договорах Российской политика Федерации»[7] закреплено, но что Россия, оно выступая за еще соблюдение договорных и оно обычных норм, еще подтверждает свою политика приверженность основополагающему оно принципу международного но права – принципу еще добросовестного выполнения но международных обязательств.

В связи с тем политика что Российская но Федерация является но субъектом международного политика права, существенно политика возрастает значение но ее межгосударственного политика сотрудничества в сфере политика борьбы с преступностью. Это обусловило оно заключение Россией оно целого ряда оно межгосударственных, межправительственных и политика межведомственных договоров, но подписание различных оно соглашений, конвенций, но пактов, которые еще затрагивают межгосударственные политика отношения в сфере политика взаимодействия оперативно-оно розыскных органов.

В последние годы еще подписан ряд но международно-правовых оно документов: Резолюция № 1373 но Совета Безопасности оно ООН (2001); Конвенция политика против транснациональной еще организованной преступности (2000); оно Конвенция ООН еще против коррупции (2003); политика Соглашение о сотрудничестве еще между Российской оно Федерацией и Европейской еще полицейской организацией (2003) и др. Ряд документов но регламентируют взаимодействие еще государств — участников оно СНГ: Соглашение еще Совета министров но внутренних дел еще государств — участников политика СНГ о сотрудничестве в политика сфере специального но сопровождения ОРД (1998); еще Положение об оно Антитеррористическом центре но государств — участников еще СНГ, утвержденное оно решением Совета оно глав государств оно участников СНГ (2000), и др.


В настоящее время оно усиливается влияние но международного права политика на конституционное еще право. Международное право в еще значительной мере политика определяет содержание политика конституционного права, а еще именно норм о политика правах человека. «Соответственно конституции политика многих стран, в политика том числе и оно России провозглашают, политика что права оно человека определяются в но соответствии с международным политика правом»[8]. Поскольку но ОРД располагает еще много численным еще арсеналом сил и еще средств, которые но могут затрагивать еще права и свободы еще человека и гражданина, оно нормы международного политика права являются еще для нее оно основополагающими.

В правовую основу оно ОРД не политика включены международные но правовые акты политика по вопросам еще борьбы с преступностью, оно хотя Конституция политика РФ (ч. 4 ст. 15) рассматривает нормы но международного права и еще международные договоры еще РФ в качестве политика составной части но ее правовой но системы. Однако анализ еще содержания Закона еще об ОРД еще позволяет заключить, оно что «международные еще правовые акты еще являются самостоятельными политика источниками правового политика регулирования ОРД»[9]. В еще частности, п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона об оно ОРД рассматривает политика запросы международных но правоохранительных организаций в еще качестве самостоятельного политика основания проведения оно ОРМ, а п. 3 ст. 14 закрепляет в числе политика обязанностей оперативных еще служб необходимость еще выполнения запроса еще правоохранительных органов политика иностранных государств).

К еще числу международных еще правовых актов, еще регламентирующих наиболее политика важные отношения в но сфере ОРД, оно следует, в частности, но отнести Европейскую политика конвенцию о взаимной но правовой помощи оно по уголовным оно делам, принятую оно Советом Европы 20 оно апреля 1959 г., которая закрепила оно обязанность государств - политика участников этой оно международной организации политика выполнять любые но судебные поручения еще по расследуемым оно делам и оказывать политика другую правовую еще помощь в вопросах политика уголовного преследования еще за преступления.

Источником правового но регулирования ОРД еще являются и международные политика правовые акты, оно принятые государствами - еще членами СНГ, в оно числе которых но первостепенное значение но имеют Конвенции о но правовой помощи и оно правовых отношениях еще по гражданским, но семейным и уголовным но делам, подписанные в г. Минске 22 января 1993 г., а также в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.