Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отдельную группу политика международных правовых оно актов составляют оно соглашения о сотрудничестве еще между правоохранительными политика органами государств - политика участников СНГ, в но числе которых но необходимо указать еще Соглашение о взаимодействии еще министерств внутренних но дел независимых политика государств в сфере политика борьбы с преступностью, политика подписанное в г. Алма-Ате 24 оно апреля 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве но между министерствами но внутренних дел в но борьбе с незаконным но оборотом наркотических политика средств и психотропных но веществ, подписанное в г. Киеве 21 октября 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве еще министерств внутренних оно дел в сфере оно борьбы с организованной еще преступностью, подписанное в г. Ашгабаде 17 февраля 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве в но сфере специального еще сопровождения оперативно-оно розыскной деятельности, оно подписанное в г. Москве 16 - 18 декабря 1998 г., а также некоторые но другие многосторонние и но двусторонние международные политика соглашения и договоры в политика сфере борьбы с оно преступностью.

Конституционные нормы но являются исходной политика правовой базой но для определения политика направленности и границ политика последующего развития и политика регулирования непосредственного еще объекта оперативно-оно розыскных отношений. Высшая юридическая еще сущность Конституции но РФ на еще данном уровне еще проявляется двояким политика образом. «Во-первых, ее оно нормы имеют еще приоритет над но нормами законов и но подзаконных нормативных оно актов. Во-вторых, сами еще законы и иные но акты принимаются политика предусмотренными Конституцией но органами и в установленном но ею порядке»[10]. политика Таким образом, политика можно рассматривать еще Конституцию РФ но как основной политика источник права в политика системе нормативно-оно юридического регулирования еще общественных отношений в оно государстве.

Статья 1 Конституции РФ, но провозглашая Россию еще демократическим федеративным политика правовым государством, еще тем самым политика утверждает обоснованный но юридической наукой но принцип обязательности но нормативного регулирования оно любой деятельности, в еще том числе но ОРД как но одной из политика форм государственной политика правоохранительной функции.

В статьях 17-64 Конституции оно РФ определяются но основные права и еще свободы гражданина. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 каждый гражданин но имеет право но на тайну политика переписки, телефонных но переговоров. Статья 25 гарантирует еще неприкосновенность жилища. Ограничение этих оно прав допускается политика только на политика основании судебного оно решения, причем политика только в той но мере, в какой еще это необходимо в еще целях защиты еще основ конституционного но строя, нравственности, еще здоровья, прав и но законных интересов оно других лиц, но обеспечения обороны еще страны и безопасности но государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[11]).


При но правовом регулировании но оперативно-розыскной но функции борьбы с оно преступностью данные политика конституционные нормы оно определяют ее политика границы, правовое политика поле действия. В частности, они но ограничивают возможность но вторжения в личную оно жизнь и хозяйственную политика деятельность граждан оно рамками их еще противоправного поведения, оно предоставляют им политика право обжалования но действий субъектов оно ОРД, нарушивших оно эти конституционные политика права, и каждому политика гражданину гарантируется оно судебная защита но его прав и но свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Статья 8 еще Конституции РФ еще гарантирует обеспечение но единства экономического политика пространства, свободного еще перемещения товаров, еще услуг, финансовых еще средств, свободы оно экономической деятельности (ч. 1), а также равной еще защиты частной, еще муниципальной и государственной но собственности (ч. 2). Данные конституционные политика положения частично еще получили развитие в политика различных отраслях еще законодательства (уголовном, но административном, уголовно-политика процессуальном и др.), особенно в части политика декриминализации и криминализации оно хозяйственных правонарушений, и политика являются определяющими политика для регламентации политика ОРД в борьбе с оно экономической и организованной но преступностью.

Данные конституционные политика положения получили политика частичное развитие в но уголовном, административном и политика уголовно-процессуальном политика законодательстве, особенно в еще части декриминализации и оно криминализации хозяйственных еще правонарушений и являются политика определяющими для политика регламентации ОРД в политика борьбе с экономической и оно организованной преступностью.

Таким образом, оно конституционный уровень но правового регулирования оно ОРД создает оно исходную правовую еще базу для политика определения направленности и оно границ последующего еще ее развития еще по регулирования, в оно свою очередь, но непосредственного объекта оно оперативно-розыскных политика отношений.


2.2. Законодательный и подзаконный оно уровни правовой политика основы оперативно-политика розыскной деятельности

но Законодательный уровень но регулирования затрагивает оно общественные отношения, еще подлежащие моделированию оно только в законах (политика при необходимости с но отсылкой к дополнительным политика правовым актам).

еще Правовые и организационные еще основы оперативно-еще розыскной деятельности политика заложены в ФЗ «оно Об ОРД». «оно Содержание Закона но представлено шестью еще главами, включающими в политика себя 23 статьи»[12]. В оно первой главе еще определяется сущность политика оперативно-розыскной еще деятельности, ее политика задачи и принципы, оно правовая основа, а политика также гарантии еще соблюдения прав и еще свобод человека и еще гражданина при еще осуществлении оперативно-еще розыскной деятельности. Вторая глава еще посвящена проведению но оперативно-розыскных оно мероприятий. В ней приводится политика система оперативно-оно розыскных мероприятий, еще основания и условия еще ихпроведения, основания и еще порядок судебного оно рассмотрения материалов политика об огничении оно конституционных прав политика личности при оно проведении оперативно-политика розыскных мероприятий. Ряд статей политика главы касается оно информационного обеспечения и оно документирования в оперативно-оно розыскной деятельности, но использования ее оно результатов в уголовном оно судопроизводстве и при еще решении вопроса о оно допуске отдельных еще лиц к рассматриваемому но виду правоохранительной но деятельности. Система органов, но осуществляющих оперативно-политика розыскную деятельность, оно определяется в третьей но главе. При этом еще перечисляются также оно полномочия этих еще органов при но осуществлении оперативно-но розыскной деятельности. В отдельной статье оно закладываются основы но социальной и правовой но защиты должностных политика лиц, наделенных политика оперативно-розыскными оно полномочиями. Четвертая глава политика посвящена правовым еще основам содействия еще граждан органам, оно осуществляющим оперативно-политика розыскную деятельность. Важное ме-

сто в но этой главе но отводится социальной и оно правовой защите еще граждан, содействующих но проведению оперативно-оно розыскной деятельности. В пятой главе оно определяются правовые и но организационные основы оно финансового обеспечения политика оперативно-розыскной политика деятельности. Вопросы контроля и политика надзора за еще оперативно-розыскной но деятельностью представлены в оно нормах шестой политика главы. Положения ФЗ «оно Об ОРД» оно определяют основы оно оперативно-розыскной политика деятельности в Российской оно Федерации, представляют оно собой базу политика ведомственных нормативных еще актов, непосредственно но регламентирующих организацию и оно тактику оперативно-оно розыскной деятельности.


К другим федеральным оно законам, имеющим политика непосредственное отношение к оно правовой основе но оперативно-розыскной политика деятельности, следует но отнести законы, но регулирующие общественные но отношения, возникающие и но действующие в сфере оно оперативно-розыскной еще деятельности. Такие федеральные политика законы можно но подразделить на но три основные оно группы:

– законы, политика устанавливающие основные но положения осуществления оно оперативно-розыскной оно деятельности;

– законы, оно регламентирующие деятельность политика отдельных субъектов оно оперативно-розыскной еще деятельности;

– законы, еще регулирующие отношения, оно возникающие при но решении частных еще задач оперативно-еще розыскной деятельности.

«В настоящее время политика общественные отношения в оно области ОРД еще регулируют более 20 еще законодательных актов»[13].

политика Нормы федеральных но законов определяют но стратегию уголовной оно политики, основные политика задачи, компетенцию политика оперативно-розыскных но органов в борьбе с еще преступностью, направления, еще формы и методы но борьбы с криминальными оно проявлениями. В них могут оно содержаться важнейшие политика положения, регламентирующие оно оперативно-розыскные но меры борьбы с политика преступностью. Среди законов но данного уровня еще ключевым является политика Закон об оно ОРД, поскольку политика его нормы политика определяют содержание оно этой деятельности и политика закрепляют систему но гарантий законности политика при проведении еще ОРМ.

В России множество еще законов, в той еще или иной еще степени влияющих оно на содержание политика правовой основы еще ОРД. Однако определяющую но роль в этом политика аспекте играют но УК РФ и но УПК РФ.

Уголовный кодекс политика РФ раскрывает но понятие преступления, но перечисляет общественно оно опасные деяния, еще позволяет осуществлять политика поиск признаков политика преступления в действиях (но бездействии) лица, но что составляет политика суть некоторых политика задач ОРД. Вместе с тем политика он содержит еще ряд правовых оно норм, реализация но которых происходит и в оно оперативно-розыскной оно деятельности (ст. 37-39, 41, 42 — о необходимой обороне, еще причинении вреда, но крайней необходимости, еще об обоснованном но риске, исполнении оно приказа или политика распоряжения и др.).

Например, ст. 37 УК РФ[14] гласит, но что лицо, оно находящееся в состоянии но необходимой обороны, но может быть еще освобождено от еще уголовной ответственности. В подобном положении политика часто оказываются еще штатные сотрудники еще оперативных аппаратов и но конфиденциальные сотрудники политика при выполнении но ими оперативно-оно розыскных задач.


Весьма актуальным еще дня ОРД политика остается и вопрос оно использования института но крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) по еще отношению к конфиденциальным политика сотрудникам, внедренным в политика криминальные группы.

В борьбе с опасными но криминальными проявлениями политика оперативные сотрудники еще действуют в условиях политика оправданного профессионального но риска (ст. 41, 42 УК РФ). Аналогичное но значение имеют и оно уголовно-правовые но нормы о ненаказуемости оно обнаруженного преступного политика умысла, о добровольном еще отказе от политика доведения преступления оно до конца и др.

Уголовно-процессуальное но законодательство, систематизированное в политика УПК РФ, регулирует политика общественные отношения в еще сфере уголовного еще судопроизводства в части но предупреждения, пресечения, оно раскрытия преступлений и оно изобличения преступников. Так, ч. 4 ст. 157 УПК РФ[15] обязывает но органы дознания в но случае, если политика лицо, совершившее политика преступление, не оно обнаружено, принимать еще розыскные и оперативно-политика розыскные меры оно для его оно установления, уведомляя политика следователя об политика их результатах. В данном случае но возникает государственная оно необходимость и целесообразность политика осуществления оперативно-оно розыскных мер в еще целях обнаружения но признаков преступлений и политика лиц, их еще совершивших, а также оно для принятия еще мер по но предупреждению и пресечению политика преступных деяний.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ еще следователь уполномочен в политика пределах своей еще компетенции давать оно органу дознания политика письменные поручения о но проведении ОРМ.

Наиболее очевидна политика связь ОРД с оно процессуальной деятельностью в еще процессе документирования еще противоправных действий. На данном еще этапе выявляются политика фактические данные – еще носители доказательственной политика информации, происходят но их фиксация и политика последующее использование в оно доказывании в соответствии с оно уголовно-процессуальными еще требованиями, предъявляемыми к но доказательствам (ст. 73-74 УПК РФ). В этом политика отношении документирование еще во многом политика сходно с процессуальным но доказыванием.

Как показывает оно практика, из еще обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ, наиболее но часто предметом оно документирования до политика возбуждения уголовного оно дела служат но время, место, еще способ и другие политика признаки объективной оно стороны состава оно преступления; виновность политика конкретных лиц в еще совершении преступления; оно характер и размер политика ущерба, причиненного оно преступлением.