Файл: "Основные функции в системе менеджмента".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования: Теория управления организацией находится в постоянном развитии. Не существует организаций с абсолютно одинаковыми моделями управления, поскольку они постоянно корректируются в зависимости от ситуации на рынке. От профессионализма руководителя и участия коллектива в делах организации во многом зависит эффективность управления. Для поддержания своего существования и развития любая организация выполняет различные функции. Анри Файоль первым охарактеризовал основные виды управленческой деятельности. Он считал, что руководитель должен осуществлять планирование, организацию, распоряжение, координацию и контроль. А. Файоль - разработчик теории административного управления сформулировал пять основных функций управленческой деятельности: предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль.

Под предвидением он понимал изучение будущего и разработку программы действий. Организация - построение материального и социального организма предприятия. Распоряжение - приведение в действие сотрудников предприятия. Согласование - объединение и сочетание всех действий и усилий. Контроль - наблюдение процессов на предмет соответствия установленным правилам. Постепенно название данных функций претерпели изменения в теории организации, что было связано с произошедшими изменениями в экономике и социальной структуре общества.

Основные функции управленческой деятельности наделены полнотой содержания, стабильностью структуры, системностью, универсальностью применения для различных типов организаций. Основная черта данных функций заключается в том, что каждая из них является самостоятельным процессом управления, связанным с разработкой методов активизации и способов воздействия на сотрудников и их действия с целью достижения общих результатов социально-экономической системы.

Функции управления в систематизированном виде способны дать полное представление о процессах мотивации и взаимодействия, начиная от зарождения идей до их воплощения в жизнь, анализа результата и образования последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить необходимый результат.

Целью курсовой работы является изучение основных функций управления организацией.

Задачи:

  1. Рассмотреть функцию планирования;
  2. Изучить функцию организации в системе менеджмента;
  3. Рассмотреть мотивационную функцию менеджмента;
  4. Раскрыть функцию контроля.

Объектом данной работы является процесс управления организацией.

Предмет исследования: основные функции в системе менеджмента.

В ходе выполнения данной работы была изучена научная и учебная литература, посвященная вопросу управления организацией.

Глава 1. Планирование и организация как ключевые функции в системе менеджмента

1.1 Функция планирования

Функция планирования заключается в том, что она определяет основные цели организации и каким образом возможно их достижение.

Стратегическое планирование — это набор действий и решений, предпринимаемых руководством для разработки стратегий достижения организацией своих целей.[1]

Процесс стратегического планирования — это инструмент, который помогает в принятии управленческих решений. Основной задачей данного процесса является обеспечение изменений в организации в необходимой степени. Другими словами, процесс стратегического планирования дает основу всем управленческим функциям.

Под стратегией понимается детальный комплексный план, используемый для реализации миссии организации и достижения целей ее деятельности.[2]

Стратегический план разрабатывается не с точки зрения определенного индивида, а с точки зрения перспектив развития всей организации. Однако на небольших предприятиях зачастую собственник пытается увязать личные цели с целями организации.

Стратегический план должен разрабатываться на основе различного рода исследований и фактических данных. Для обеспечения конкурентоспособности организации необходимо постоянно осуществлять сбор и анализ информации о рынке, конкурентах и потребителях.

Стратегический план придает деятельности организации направленность, что дает возможность принимать в штат определенные типы сотрудников, которые наиболее всего подходят для реализации поставленных целей. Данный план открывает перспективы перед организацией, позволяя направлять деятельность ее сотрудников в нужном направлении, способствовать привлечению новых, а также эффективно реализовать свою продукцию.


Стратегические планы должны разрабатываться на длительный срок, однако быть при этом достаточно гибкими, чтобы при необходимости была возможность внесения корректировок в них, без необходимости переписывать весь план.

Необходимо отметить, что возможно достижение успеха, как индивида, так и организации, и без составленного плана. Сам по себе стратегический план не является гарантией успеха, поскольку эффективность реализации плана зависит также от организации, мотивации и контроле. Однако планирование способно создать благоприятные условия для достижения целей организации.

В условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации и повышения важности специальных знаний, стратегическое планирование становится единственным способом прогнозирования и оценки будущих возможностей и угроз. Оно является основой для принятия управленческих решений, а также способствует снижению степени риска при их принятии. Стратегическое планирование, создавая почву для постановки целей организации, дает возможность создавать единство процессов внутри организации.

Процесс стратегического планирования основывается на следующих положениях:

- планирование должно затрагивать все уровни управления организацией;

- разработка стратегических планов происходит на ежегодных совещаниях высшего руководства фирмы;

- годовой финансовый план строится на основе стратегического плана;

- в большинстве фирм функция планирования подлежит усовершенствованию.

Первым этапом стратегического планирования является постановка целей организации. Основная цель организации заключается в формулировке миссии. На основании миссии осуществляется разработка целей. Миссия помогает определить статус фирмы и способствует определить цели и стратегии на различных организационных уровнях.

Формулировка миссии организации должна включать в себя ответы на следующие вопросы:

- основные виды деятельности фирмы, рынки и применяемые технологии;

- внешняя среда фирмы;

- культура фирмы, внутренний климат.

Для разработки миссии руководство должно ответить на следующие вопросы:

- кто является клиентом организации;

- каковы потребности клиентов, которые фирма должна удовлетворить.

Под клиентом фирмы в данной ситуации понимается любое юридическое или физическое лицо, которое использует результаты деятельности фирмы. В случае с некоммерческой организацией ее клиентами признаются все, кто использует ее услуги и обеспечивает ее ресурсами.


Таким образом, цели фирмы определяются на основе миссии фирмы, ее ценностей и принципов. Они должны отвечать следующим характеристикам:

- быть конкретными и измеримыми. Цели являются основой для анализа эффективности управленческих решений и оценке рабочего процесса. Конкретность целей заключается в том, что, как правило, цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Краткосрочная цель представляет собой один из планов организации в пределах года. Среднесрочная устанавливается на срок от одного до пяти лет. Долгосрочная – от пяти лет;

- цель должна быть достижимой, чтобы способствовать росту эффективности деятельности фирмы;

- цели должны быть взаимосвязанными — одна цель не должна противоречить другой.

Стратегическое управление во многом зависит от правильности формулировки целей, доведения информации о них до коллектива и мотивации коллектива на их достижение. Эффективность стратегического управления во многом зависит от участия высшего руководства в постановки целей, а также от степени соответствия установленных целей ценностям руководства.

Этап стратегического планирования должен перетекать в этап реализации поставленных планов. Реализация данных планов должна увязываться с остальными функциями управления организацией. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Под тактикой понимаются конкретные краткосрочные стратегии. Политика — это ориентиры для действий и решений. Процедуры определяют действия для конкретной ситуации, а правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.[3]

Разработка и реализация стратегического плана требуют постоянной оценки для его долгосрочного успеха. Оценка производится посредством сравнения результатов с поставленными целями. Процесс оценки является механизмом получения обратной связи для внесения по необходимости корректировок в стратегический план. В целях эффективности оценка должна производиться постоянно и системно, и охватывать все уровни управления фирмой. Оценка стратегического плана предполагает ответ на следующие вопросы:

- соответствует ли стратегия возможностям организации;

- заложена ли в стратегию степень риска;

- есть ли в наличии у организации необходимые ресурсы для достижения ее целей;

- учитывает ли стратегия внешние возможности и угрозы;

- является ли стратегия лучшим вариантом использования ресурсов фирмы.


Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим и устанавливает наиболее эффективные способы достижения стратегических целей фирмы. Тактическое планирование — это детализированное планирование мероприятий реализации стратегии фирмы с внесением необходимых корректировок в связи с изменением внутренней и внешней среды.[4]

Стратегическое планирование подразумевает разработку нескольких альтернативных вариантов, отличающихся между собой бизнес-идеей.

Тактические планы также могут разрабатываться в нескольких вариантах, которые не содержат разные бизнес-идеи, а различаются между собой лишь незначительными моментами в планируемых показателях, которые обусловлены сложностями прогнозирования внешней среды. Как правило, разрабатываются два варианта тактического плана: оптимистический и пессимистический.

Тактическое планирование представлено среднесрочным и краткосрочным планированием. Среднесрочное планирование, как правило, осуществляется на срок от 1 до 3 лет, а краткосрочное — до одного года.[5]

Существует два метода разбивки годового плана на промежуточные этапы:

- разбивка годового плана на квартальные планы, а квартальных — на месячные;

- разбивка годового плана на месячные без составления квартальных планов.

На процедуру тактического планирования существенное влияние оказывает действующая в организации модель управления.

В российской практике получил развитие функциональный подход к тактическому планированию, который основывается на линейно-функциональной структуре управления организацией. Согласно данному подходу, тактическое планирование охватывает все функции организации, в том числе маркетинг, научные исследования, снабжение, сбыт и прочие. По данным функциям создаются отдельные разделы в тактическом плане.

Планирование, исходя из функций организации, направлено на организационно обособленные структурные единицы предприятия. Данный подход рационален в силу того, что он определяет общие пределы ответственности и полномочий соответствующих функциональных подразделений и служб, а также учитывает специфику их деятельности. Однако при этом отдельные подразделения ориентируются на индивидуальные цели, и лишь опосредованно - на нужный потребителю конечный результат.

В связи с этим недостатком на многих предприятиях используется процессный подход к управлению. Согласно данному подходу бизнес-процесс представляет собой организованный комплекс взаимосвязанных действий, которые в совокупности дают ценный для клиента результат.[6]