Файл: Формирование группового поведения в организации (Группа в организации как объект управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях XXI века каждая организация становится сложной системой с постоянно повышающимися экономическими, финансовыми и другими затратами, и важную роль в ней начинает играть персонал. В настоящее время успех организации все в большей степени зависит от ее сотрудников. Персонал организации – это ее главная ценность, достояние, он способен помочь организации достичь вершины своего существования. При этом многочисленные исследования показывают, что высокая степень вовлеченности сотрудников в дела организации, чему способствуют эффективные и регулярные коммуникации, самым благоприятным образом сказывается на результативности. В современных условиях растет самосознание работников, уровень их образования и квалификации. У персонала усиливается потребность в причастности к делам организации, потребность в использовании своего творческого потенциала. Наилучшие условия для этого создаются именно при совместной групповой работе. Именно поэтому изучение особенностей создания и формирования рабочей группы в организации является наиболее актуальной темой исследования.

В качестве теоретической базы по данной тематике в курсовой работе использованы труды известных российских и зарубежных ученых, таких как Н.П. Беляцкий, Л.Г. Зайцев, Л.В. Карташова, Г.Р. Латфуллин, Т.В. Никонова, М.И. Соколова, Т.О. Соломанидина, В.А. Спивак, Дж. Стредвик и другие.

Объект исследования в курсовой работе – группа в организации. Предмет исследования – особенности группового поведения в организации.

Цель курсовой работы – проанализировать групповое поведение в организации на примере ресторана японской кухни «Васабико».

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть группу в организации в качестве объекта управления;

- проанализировать основные черты рабочей группы и команды;

- описать особенности управленческой команды;

- дать общую характеристику ресторану японской кухни «Васабико»;

- провести анализ групповых коммуникаций в ресторане и предложить пути их совершенствования.

К основным методам исследования можно отнести следующие методы: логический метод, метод аналогий, анализ и синтез.

Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение. Во введении рассматриваются актуальность работы, научно-теоретическая база, главная цель работы и задачи, посредством которых достигается цель курсовой работы, выделен объект и предмет работы, обозначены методы исследования. В первой главе рассматривается теоретико-методологические основы группового поведения в организации. Во второй главе проведен анализ группового поведения в ресторане японской кухни «Васабико». В заключении подведены итоги работы и сделаны основные выводы по главам курсовой работы.


ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы группового поведения в организации

1.1 Группа в организации как объект управления

В процессе деятельности каждой организации важную роль играют деловые и личностные взаимоотношения персонала в коллективе. Отметим, что, по мнению зарубежного ученого Джона Стредвика, персонал – «это главное достояние организации»[1]. Любое взаимодействие в организации невозможно без группового влияния. Группа оказывает огромное влияние на поведение человека. В свою очередь поведение человека вносит определенный вклад в жизнь группы. Как утверждает российский исследователь В.А. Спивак «коллективный характер труда приводит к необходимости учитывать влияние на трудовое поведение личности групп, формальных и неформальных, и проявлений группового поведения в трудовой жизни»[2].

Перед тем как перейти к рассмотрению сущности группы в организации, дадим определение самой организации. Организация – это формальная группа, которая является одной из самых значимых для человека.

Признаки организации, которые оказывают влияние на группы:

- разделение труда;

- иерархический характер статусов;

- несовпадение целей участников с целями организации;

- регламентация поведения каждого участника;

- наличие управленческой коммуникации;

- наличие неформальных отношений.

Рассмотрим теперь понятие группы. С точки зрения Л.Г. Зайцева и М.И. Соколовой группа – это «двое и более людей, которые общаются между собой и влияют друг на друга»[3]. Отметим, что при всей своей простоте понятие «группа» является достаточно сложным и крайне важным, так как группы и их работа оказывают огромное влияние на эффективность деятельности организации в целом и отдельного взятого работника в частности. Нет ни одной организации, которая не использовала бы группы для решения широкого спектра проблем, с которыми ей приходится сталкиваться. Служащие из различных функциональных подразделений объединяются для того, чтобы решать различного рода задачи, начиная с разработки планов стратегического развития компании и заканчивая решением об отказе от той или иной стратегической зоны хозяйствования.


Как считает Н.П. Беляцкий группа – это общность людей, которой присущи следующие черты:

- основой деятельности группы служат групповые процессы и совместная работа;

- логическая концентрация ориентирует каждого члена группы на приоритетные задачи организации;

- внутригрупповые коммуникации служат основой групповых процессов[4].

Для того чтобы понять, какими могут быть группы в организации, необходимо также учитывать коммуникационный процесс между участниками группы. Как считает зарубежный ученый Майкл Х. Мескон, коммуникация – «это обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми»[5]. По мнению отечественных ученых Г.В. Осипова и Л.Н. Москвичева коммуникация – это «необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей»[6]. Но коммуникация – это не только передача информации, это и передача значения или смысла с помощью символов. Эффективная коммуникация очень важна для успеха в управлении.

Приведем основные виды коммуникационных процессов в организации:

- системная коммуникация (направлена на поддержание самой организации);

- базовая коммуникация (направлена на достижение цели, ради которой создавалась организация);

- ориентационная коммуникация (направлена на достижение целей участников в организации);

- внутренняя коммуникация – между членами организации;

- внешняя коммуникация – с внешней средой;

- формальная коммуникация – направлена на достижение целей организации;

- неформальная коммуникация – дополняет или является сопутствующей, основана на симпатиях/антипатиях;

- вертикальная коммуникация (от низших к высшим и наоборот);

- горизонтальная коммуникация (между субъектами одного статуса).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что существует два основных типа групп в организации – формальные (структурные подразделения организации во главе с формально назначенным руководителем, которые выполняют регулярные функции организации) и неформальные (создаются членами организации на основе общих симпатий и общих интересов; действуют на основе своих правил и норм поведения; во главе – лидер).

Причины формирования групп заключаются в следующем:

- выделение определенных функций в результате разделения труда;


- необходимость в решении целевых задач организации;

- стремление человека к объединению с другими людьми.

Любая группа находится под воздействием следующих параметров:

- характеристики членов группы (образование, квалификация);

- структурные характеристики (коммуникации, роли);

- ситуационные характеристики (размер группы, задачи, вознаграждение).

Отметим, что каждой группе, независимо от ее размера, природы образования и целевого назначения, присущи следующие характеристики.

Во-первых, гомогенность. Данная характеристика позволяет оценить однородность группы, исходя из заданных параметров. Гомогенность группы и ее анализ позволяет глубже понять группу, принимать правильные решения в отношении ее развития.

Во-вторых, фоновые характеристики. Отметим, что группы образуются и развиваются в разном окружении, и от состояния внешней среды зависит эффективность их деятельности.

В-третьих, статус членов группы. Статус устанавливается для определенной должности и обычно представляет собой сумму признаков, отличающих одну должность от другой. Это относительная позиция человека внутри группы.

В-четвертых, открытость. Степень открытости – это характеристика, которая определяет уровень входных барьеров в ту или иную группу.

И, наконец, в-пятых, сплоченность. Сплоченность группы – это показатель, определяющий наличие в группе связей особого типа, характеризующих социально-психологическую общность людей, единство взглядов и стремление к общей цели[7].

Взаимодействие человека и группы носит двусторонний характер: во-первых, человек своими действиями способствует решению групповых задач; во-вторых, группа оказывает влияние на человека (уважение, безопасность). Группа меняет поведение человека – изменение мотивации, расширение системы оценок; повышение творческого потенциала; усиление рискованности человека и так далее.

Отметим также, что, по мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, в структуру группы могут входить такие компоненты как формальное лидерство, роли, нормы, статус, размер и состав[8].

Взаимодействие человека и группы носит следующий характер:

- кооперации (доверие и благожелательные отношения);

- слияние (человек – это единое целое с группой);

- конфликта (противопоставление интересов).

Возникновение конфликта обычно приводит к благоприятным последствиям, так как происходит повышение мотивации на достижение целей, улучшение отношений, выявление межличностных отношений.


Выделяют следующие этапы развития трудового коллектива:

- диффузная группа (случайная);

- группа кооперация;

- группа автономия;

- трудовой коллектив (отличается социальной значимостью результатов деятельности)[9].

Механизм формирования групп включает: определение групповой структуры, отбор членов группы, управление группой. Управление группой предполагает выделение лидеров и внедрение мероприятий по формированию организационной культуры. Отметим также, что независимо от того, на какой стадии развития находится группа, между ее членами обязательно должны присутствовать доброжелательные отношения. Этика деловых отношений – это система норм взаимоотношений между различными сторонами делового процесса, а также социальная ответственность организаций по отношению к своей внутренней и внешней среде[10].

Именно поэтому формирование этической ответственности как признака профессиональной зрелости, как руководства, так и членов группы, их весомости, солидности, основы деловой репутации является важнейшей задачей бизнеса.

Следовательно, можно сделать вывод, что группа – это небольшое количество людей, которое находится в постоянном взаимодействии и осуществляет совместную деятельность в течение долгого времени. При этом взаимодействие внутри группы чаще всего основано на общем интересе или общей цели. Перейдем теперь к рассмотрению сходств и различий между рабочей группой и командой.

1.2 Основные черты рабочей группы и команды

Для того чтобы понять, чем различаются рабочие группы и команды, а также, что между ними есть общего, рассмотрим их определения, которые дают различные авторы. Как считает исследователь В.А. Спивак рабочие (целевые) группы – это группы которые созданы с определенной целью и на время выполнения определенного задания, а команды – это соподчиненные группы руководителя – лидера и его сотрудников[11].

По мнению данного ученого команда – это рабочая группа, которая достигла высокого уровня сплоченности, и действует как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков, обеспечивая наиболее эффективное достижение результатов организации и удовлетворение личных и социальных потребностей членов команды.