Файл: Формирование группового поведения в организации (Группа в организации как объект управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С точки зрения В.Н. Лавриненко понятия «рабочая группа» и «команда» идентичны друг другу, различие состоит только в том, что термин «рабочая группа» применяется в управлении российскими организациями, а термин «команда» чаще всего используется в зарубежных странах. По мнению данного исследователя, рабочая группа в своем внешнем выражении является социальной группой, общностью людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. В свою очередь команда является наиболее предпочтительным типом взаимоотношений в рабочей группе, при котором руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, это объединение деловитости и человечности на всех уровнях отношений.[12]

Как считают Г.Р. Латфуллин и О.Н. Громова в своем развитии группа проходит следующие типы:

- рабочая группа, в которой взаимодействие членов группы осуществляется в основном для обмена информацией и опытом, а также для нее характерна персональная ответственность членов группы за результаты их деятельности;

- псевдокоманда, члены которой могут повысить эффективность совместной деятельности, но не прилагают к этому ни малейших усилий;

- потенциальная команда, члены которой осознают необходимость общей цели, согласованности совместных действий и пытаются выработать эффективные приемы и методы сотрудничества;

- настоящая команда, члены которой обладают взаимодополняющими навыками и умениями, имеют общие цели и задачи, выработали эффективные методы совместной деятельности;

- высокоэффективная команда – это группа, обладающая всеми характеристиками настоящих команд и способствующая индивидуальному развитию ее членов[13].

Таким образом, можно констатировать, что одни исследователи отождествляют понятия «рабочая группа» и «команда», другие находят между ними различия, главное из которых состоит в том, что команды достигают более высоких результатов, приобретая коллективный синергетический эффект.

Следовательно, можно сделать вывод, что основное и главное различие между рабочей группой и командой состоит в степени сплоченности членов данных групп. На рисунке 1 приведены стадии сплоченности группы, рассмотрим их более подробно.

Превращение группы в согласованно действующую общность

Глубокое освоение всеми членами группы ее норм, правил, целей, установок


Взаимоадаптация членов группы. Закрепление позитивных личностных отношений между большинством из них

Ориентирование членов группы в социальной ситуации, формирование общих ценностных ориентаций

Рис. 1. Стадии сплоченности группы

Отметим, что на каждом этапе возможно появление негативных тенденций и возврат группы на предыдущие стадии развития или вообще распад группы. На стадии формирования коллектива решаются проблемы совместимости членов коллектива. Эта же задача возникает и в случае каких-либо изменений в составе группы, в статусе ее членов, в организации и условиях труда группы, в расстановке рабочих мест, в технологии или просто при появлении признаков неблагополучия в коллективе, напряженности во взаимоотношениях.

Команда имеет общие черты с рабочей группой (истории, нормы, будущее), однако в команде более постоянный персонал, более жесткое распределение ролей, более ясная и формальная цель. Члены команды воспринимают участие в команде как вознаграждение, они действуют одинаково по отношению к окружению, все горды тем, что вместе могут добиться большего, чем в одиночку. В команде удовлетворяются потребности личности в причастности, уважении, успехе, даже если успех совместный. В команде, как правило, есть лидеры, вклад которых оценивается выше, чем психологические издержки от их поведения. Отметим, что команда всегда стремится к общей цели[14].

В заключении отметим, что превращение рабочей группы в команду происходит, когда:

- все ее члены рассматривают достигнутый успех как общий;

- доверие друг к другу и к руководителю постоянно растет;

- культивируется и усиливается чувство принадлежности к команде;

- принадлежность к команде считается престижным состоянием;

- цели команды постоянно реализуются[15].

Таким образом, можно сделать вывод, что одни исследователи отождествляют понятия «рабочая группа» и «команда», другие находят между ними различия, главное из которых состоит в том, что команды достигают более высоких результатов, приобретая коллективный синергетический эффект. Команда имеет как общие черты с рабочей группой (например, история, нормы, будущее), так и различия, которые выражаются в том, что в команде более постоянный персонал, ее члены воспринимают участие в команде как вознаграждение, действуют одинаково по отношению к окружению, удовлетворяются потребности личности в причастности, уважении, успехе, даже если успех совместный. Перейдем теперь к рассмотрению особенностей формирования команды.


1.3 Особенности формирования команды

В условиях постоянно меняющейся внешней среды одним из самых важных факторов успеха любой организации служит наличие эффективной команды. Некоторые собственники и руководители пытаются сосредоточить управление в собственных руках, однако в большинстве случаев это становится невозможным и неэффективным. Стабильное функционирование и развитие организации не должно зависеть от возможностей и способностей одного человека. И это осознает сегодня большинство руководителей, как за рубежом, так и в России.

По мнению Г.Р. Латфуллина и О.Н. Громовой процесс формирования команды связан с рядом проблем:

- нехватка специалистов необходимой квалификации, обладающих качествами, требуемыми для работы в быстро изменяющихся условиях;

- недоверие руководителя к специалистам, к их способностям, нежелание и неумение руководителя делегировать обязанности и полномочия для решения важных задач;

- сложность создания единой команды из высококлассных, но никогда ранее не работавших вместе профессионалов;

- возможность потенциальной борьбы за сферы принятия решений.

Исходя из этого, можно выделить определенные аспекты, которые должен учитывать руководитель при формировании команды:

- осознавать, что формирование команды – всегда прерогатива и важнейшая задача именно высших руководителей, и понимать, что создание работоспособной эффективной команды профессионалов – это вершина управленческого успеха;

- прежде чем создавать команду, определить, какой будет модель управления в команде;

- оптимально распределить обязанности, полномочия и ответственность в команде, не потеряв при этом контроль;

- совместно с членами своей команды определить процедуры и правила взаимодействия в управленческой команде, установить контрольные показатели для каждого члена команды;

- формировать и развивать навыки и ролевые установки, недостающие в команде;

- наладить и постоянно поддерживать слаженную эффективную работу в команде, направляя ее на успешное функционирование и рост компании в долгосрочной перспективе[16].

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешной деятельности команды руководитель организации должен осуществлять постоянное управление, учитывая не только особенности функционирования группы, но и то, что главная ценность компании – это ее сотрудники, которые и образуют организационные команды.


ГЛАВА 2 Анализ группового поведения в ресторане японской кухни «Васабико»

2.1 Общая характеристика ресторана японской кухни «Васабико»

Предметом изучения данной работы является анализ группового поведения в ресторане японской кухни «Васабико» – организации, созданной в 2003 году в городе Санкт-Петербурге. Ресторан «Васабико» работает с группой компаний «Васаби» на основе договора франчайзинга. Место нахождения ресторана: 196105, Российская Федерация, город Санкт-Петербург, улица Казанская, дом 3.

Группа компаний «Васаби» была образована в 2003 году, и именно в этом году был открыт первый ресторан «Васаби». В настоящее время группой компаний «Васаби» открыто более 25 ресторанов. У группы компаний «Васаби» более 200 тысяч постоянных посетителей, которые владеют дисконтными картами.

Ресторан «Васабико» в настоящее время весьма популярен среди жителей и гостей Санкт-Петербурга, так как предлагает сочетание высокого сервиса, уютного интерьера и качественной кухни. Интерьер ресторана – это, в первую очередь, авторское оформление, учитывающее специфику японской кухни и оформления помещений ресторана.

В ресторане «Васабико» существует система скидок, дисконтные карты. Одновременно данным рестораном проводятся различные акции, в которых активно принимают участие партнеры ресторана.

Среди основных партнеров ресторана можно выделить следующие компании:

- сеть гипермаркетов «Домовой», «Санта Хаус»;

- сеть магазинов бытовой техники и электроники «Просто»;

- ООО «Невская Чайная Компания»;

- American Express;

- Citibank, Альфа-Банк, УралСибБанк;

- магазин одежды «Оксфорд-Стрит», «GANT»;

- сеть салонов мобильной связи «Евросеть», «Связной»;

- фотостудия «Cheese»;

- группа компаний «Евразия»;

- стоматологические клиники «Доктор Дент», «Клиника 32» и другие.

Основная концепция ресторана «Васабико» делает акцент на демократичности цен, на доступности, оригинальном меню, комфорте и удобстве, а также адаптации меню к предпочтениям посетителей ресторана.


В настоящее время в группе компаний «Васаби» работает более 1000 человек, а в ресторане «Васабико» – более 20 человек. Ресторан «Васабико» является одним из 5 ресторанов японской кухни. А в группу компаний «Васаби» также входят 21 крупный ресторан «Васаби», 7 ресторанов итальянской кухни. Главный офис «Васаби» находится в городе Санкт-Петербурге по адресу: проспект Медиков, дом 5. Также у компании есть дополнительный офис по проспекту Богатырскому, дом 15а, где находится отдел кадров компании.

Отдел кадров возглавляет менеджер по работе с персоналом, который назначается приказом генерального директора группы компаний «Васаби» и подчиняется непосредственно ему (либо заместителю генерального директора). Отдел выполняет следующие функции:

- разработка кадровой политики и стратегии организации;

- определение текущей потребности в кадрах и источниках ее удовлетворения, исходя из изучения рынка труда;

- формирование и ведение базы данных о количественной и качественной структуре кадров;

- подбор и отбор работников совместно с руководителями отделов;

- оформление документов о приеме на работу; информирование работников внутри предприятия о вакансиях, и использование для этого средств массовой информации для помещения объявлений о найме работников;

- выдача справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работника;

- прием, заполнение, хранение и выдача трудовых книжек;

- ведение установленной документации по кадрам;

- подготовка соответствующих документов по пенсионному страхованию и представление их в органы социального обеспечения;

- контроль за состоянием трудовой дисциплины в ресторанах группы компаний «Васаби» и соблюдением работниками правил внутреннего распорядка;

- принятие мер к выявлению и устранению причин, порождающих недовольство и жалобы работников.

Ресторан японской кухни «Васабико» – молодое, но перспективное предприятие, действующее на территории Российской Федерации, которое успело зарекомендовать себя как успешно развивающееся предприятие. Клиентская база ресторана является уже сформированной, но привлечение новых постоянных клиентов всегда приветствуется.

Управление рестораном японской кухни «Васабико» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Уставом группы компаний «Васаби». В процессе деятельности в ресторане сформировался порядок выполнения должностных обязанностей, определенные правила и нормы по решению производственных задач и реализации основных целей предприятия.