Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Особенности практического применения недобросовестной конкуренции на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По аналогичной схеме предприятие работает и с покупателями – юридическими лицами, от работы с физическими лицами их отличие в форме оплаты – наличная/безналичная. Кроме того, покупатели – юридические лица в более частых случаях являются оптовыми покупателями, приобретают оборудование и услуги по его монтажу сразу на несколько объектов.

Отпуск товаров в магазине производит кассир-учетчик. Консультационная работа с покупателями закреплена за продавцом-консультантом, он помогает в осуществлении покупок, информирует о новых поступлениях товаров, их изготовителях, наличии комплектующих и дополнительных товаров.

Ассортимент товаров –это набор товаров, который объединен по какому-либо определенному или совокупности признаков. Торговый ассортимент -ассортимент товаров, который представлен в торговой сети. Ассортимент формируется путем подбора товаров по группам, видам, сортам, моделям и другим признакам. Формирование ассортимента - это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого - наиболее полно удовлетворить потребности населения в товарах. Кроме того, правильно сформированный ассортимент позволит обеспечить прибыльную работу торгового предприятия.

Одним из важных факторов реализации товаров на предприятии ТОО «Айла» является его ассортимент.Для анализа ассортимента предприятия нужно сгруппировать его в товарные группы и подгруппы в таблице 1.

Таблица 1

Ассортимент товаров ТОО «Айла»

Группы товаров

Подгруппы товаров

1

Домофон

Панели:Цифровая, координатная, малоабонентная, вызывная

2

Видеомонитор

MПХ-VM1, MПХ-VM2

3

Блок вызова серий

МК с модификациями НН и ОТ

4

Коммутатор координатный

модификация марки ППТ

5

Трубки квартирные переговорные

СерияППТ

6

Ключи

ОТ, ОР-ключи, Proximity

7

Кнопка выхода

КВ-2, КВ-3

8

Контроллер

YUI, N

9

Плата замка

10

Доводчик дверной

BB, DFR

11

Адаптер и адаптеры-программатор

MN и POI

12

Пульт консьержа

13

Блок питания

БП-2У, БП-2С

14

Замок электромагнитный, электромеханический

YU с модификациями, YY с модификациями

15

Разветвитель трубок и разветвитель видосигнала

МКТ-V и МПХ-D

16

Контактор ключей

КТМ, KUY

17

Видеоусилитель

MGH-AMP, MGH-TX, MGH-RX

18

Прочее дополнительное и сопутствующее оборудование

индикатор вызова, фильтр, модуль индикации, считыватель


Спрос на продукцию предприятия имеет сезонный характер - в летний и осенний период спрос на все виды товаров предприятия резко возрастает (из-за отъезда покупателей на юг, дачи и пр., а также в связи с окончанием строительства жилья – пик сдачи домов приходится на осень).

В основу формирования ассортимента товаров положено изучение различных видов покупательского спроса, для того, чтобы провести его дальнейший анализ и использовать полученные результаты. В ТОО «Айла» уделяется заметное внимание этому этапу коммерческой деятельности.

Товарные запасы формируются по всем товарным позициям, из остатков предыдущего дня и поступления за день. При изучении товарных запасов ТОО «Айла» применяет следующие методы анализа и учета:

- метод инвентаризации – это метод сплошной проверки в целом по всем товарным группам, инвентаризация проводится один раз в месяц;

- оперативный учет, или снятие остатков - сверяется фактическое наличие товаров с данными товарного отчета.

При анализе товарных запасов, ТОО «Айла»должно решить следующие задачи:

- выявить соответствие фактических товарных запасов к их нормативу;

- определить динамику и оценку изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товара;

- выявить и рассчитать факторы, которые оказывают влияние на изменение товарных запасов.

В процессе анализа требуется выявить, нет ли на складе залежалых товаров, и выяснить причины образования сверхнормативных или заниженных по сравнению с нормативом товарных запасов, а также установить причины ускорения или замедления товарооборачиваемости.

Как видно, исследования показывают, что в целом ТОО «Айла» достаточно эффективно осуществляют свою коммерческую деятельность.

Таким образом, на сегодняшний день ассортимент ТОО «Айла»представляется широким спектром координатных домофонных систем, абонентских устройств, электромагнитных замков и ключей, контроллеров.

2.3 Выявление недобросовестной конкуренции в ТОО «Айла»

Рассмотрение недобросовестной конкуренции целесообразнее всего начинать с ценовой конкуренции - это более действенный и часто применяемый метод.

Требуется проанализировать ценовую стратегию предприятия. При всем многообразии ценовых стратегий ТОО «Айла»соответствует стратегии ценообразования, которая более часто используется и которая ориентирована на затраты, спрос и конкурентов - «треугольник цен». Для этого, ТОО «Айла»необходимо решить, какие именно цели оно желает и стремится достигнутьс помощью конкретной продукции (в данном случае – домофоны и комплектующие к ним). Если правильно выбрать целевой рынок и рыночное позиционирование тщательно продумать, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, достаточно ясен.


Руководство ТОО «Айла»поставило цель - сохранить лидирующее положение на рынке товара по показателям качества систем контроля и ограничения доступа. При установлении окончательной цены ТОО «Айла» использует один из подходов дифференцированного ценообразования «временный», т.е. цену устанавливают в зависимости от времени года. Летом и осенью цена на товар выше, чем в другое время года, что связано с увеличением спроса на товар.

Но в то же время руководство любыми путями желает сохранить лидерство на рынке, поэтому использует демпинг - устанавливает самую низкую цену, даже иногда ниже себестоимости.

Таким образом, конкретное выражение дифференцирования - это так называемая «меняющаяся цена», которая реагирует на изменение затрат и спроса.

Изучим поэтапно процесс формирования цены на домофоны.

1. Выбор цели ценообразования.

Прежде всего,ТОО «Айла»требуется решить, какие точно цели оно желает достигнуть с помощью товара. ТОО «Айла» преследует цель, предполагающую сохранение стабильного положения при отслеживании ситуации на рынке и цен конкурентов.

2. Определение спроса.

Участнику рынка требуется точно знать, как будет чувствителен спрос если изменится цена.

Чтобы это узнать нужно, построить кривую спроса, воспользовавшись таблицей 2.

Проанализируем график спроса, и сделаем вывод, что даже небольшое увеличение цены на домофоны приведет к тому, что спрос на них будет падать.

Рассмотрим,как изменяется спрос на домофоны ТОО «Айла» при изменении цены. Посчитаем коэффициент ценовой эластичности предложения домофонов по формуле:

Таблица 2

Данные для анализа спроса

Период

Объем сбыта, тыс. шт.

Цена за одно изделие, тенге.

Июнь 2016

7,7

13541,9

Сентябрь 2016

6,3

13888,5

Январь 2017

4,4

13969,6

Рост (абсолют.)

60,52%

106%

Используя эти данные, построим кривую спроса.

0

11000

12000

13000

14000

15000

июнь

сентябрь

январь

Рисунок 1 – График кривой спроса на продукцию ТОО «Айла»

В случае товара, который исследуем, это соотношение составляет 60,52/106=0,4521. Отсюда видно, что спрос на домофоны не назовешь эластичным, так как модуль коэффициента эластичности 1.

Руководству ТОО «Айла» не надо думать о понижении цены на свойтовар. Заниженная цена итак приносит объем общего дохода. И такой подход имеет смысл до тех пор, пока нет непропорционального роста издержек по производству и сбыту товара.


3. Анализ издержек.

Спрос, соответственно, определяет максимальную цену, которую предприятие может выставить за свой товар. Минимальная цена определяется издержками предприятия. ТОО «Айла», как и любое другое предприятие, должно стремиться назначать на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту. Но руководство держит цену, которая не покрывает все издержки (демпинг), чтобы сохранить лидерство на рынке.

Для получения прибыли требуется, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек. Постоянные издержки - это расходы, которые остаются неизменными при росте объема производства, в данном случае - это сумма общепроизводственных, общезаводских затрат и топлива. К ним относятся: затраты вспомогательного производства (бензин, амортизация, командировки); общепроизводственные расходы и общехозяйственные расходы (услуги, оказанные предприятию, проценты за кредит, почтово-телеграфные расходы).

Переменные издержки меняются в прямой зависимости от уровня производства. Это сумма следующих компонентов: расходы на сырье и основные материалы, расходы на транспорт, расходы на вспомогательные материалы, отчисления на заработную плату и начисления на заработную плату. Расчет всех издержек должен предусматриваться методом калькуляции полной себестоимости, который позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и сбытом товара.

4. Анализ цен и товаров конкурентов.

Так каксамая высокая цена определена спросом, а самая низкая - издержками, то чтобы установить предприятию средний диапазон цен, нужно обратить внимание на влияние цен конкурентов и их рыночную реакцию. Все знания о ценах и товарах конкурентов предприятие должноприменить для отправной точки для необходимости своего ценообразования. Поэтому ТОО «Айла»помимо затратного метода пользуется методом ориентации на конкурентов, устанавливает свои цены самыми минимальными. Можно отметить, что цена на домофоны ТОО «Айла»считаетсясамой оптимальной для того, чтобы удержать значительную долю рынка. Вести конкуренцию с товарами, которые находятся в самой высокой ценовой нише, не считается целесообразным, так как можно потерять долю рынка.

5. Выбор методов ценообразования.

При графике спроса, расчетной суммы издержек и цен конкурентов, ТОО «Айла»подготовилось к выбору цены своей продукции. Цена продукции конкурентов и товаров-заменителей определяет средний уровень, этого уровнянужно придерживатьсяТОО «Айла», когда назначает своюцену. Также при реализации стратегии ценообразования ТОО «Айла»пользуется методом расчета своей цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этим методом можно учитывать отдельные рыночные факторы: цена конкурентов и возможный объем продаж при различных ценах. При этом предприятиютребуется рассмотреть разные варианты цен и их влияние на объем сбыта, который нуженчтобы преодолеть уровень безубыточности и получить целевую прибыльпри установлении целевой цены, которая должна предполагать прибавление к цене безубыточности фиксированную надбавку - маржу.


Рынок систем контроля и ограничения доступа условно делится на три целевых сегмента, поэтомунужно предлагать каждому из них определенную цену. Например, для систем контроля и ограничения доступа, которые разработаны для физических лиц – это единичные покупатели, ценунеобходимо устанавливать пониженную, чем для других покупателей, так как этоттовар покупается за наличный расчет и здесь функционирует реклама товара (принцип «мне посоветовали знакомые»). Системы контроля и ограничения доступа для организацийможно установить по завышенной цене, так как организации, заботящиеся о своей безопасности, как правило обращают внимание на свойства и качество систем контроля и ограничения доступа, а цена редко имеет значение.

Можно сделать вывод, что ТОО «Айла» не будет в убыточном положении, так как цена для одного покупателя компенсирует цену другого. Подводя итог, можно сказать, что ТОО «Айла» использует недобросовестную конкуренцию – метод демпинга, а желательно основываться на комплексное изучение рыночной ситуации, политики конкурентов и собственных затрат на производство продукции.

Антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию. В ряде случаев недобросовестная конкуренция может осуществляться с целью захвата монопольного положения в какой-либо сфере предпринимательской деятельности или в каком-либо регионе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкуренция -главный элемент рынка, который оказывает влияние на рыночное ценообразование, способствует тому, что вытесняются из производства неэффективные предприятия, рационально используются ресурсы, предотвращается диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителям.

Предполагается, что конкурентная борьба осуществляется в условиях, где ни один из участников рынка не может применять методы конкуренции неэтичного или преступного характера, а должен использовать определенные правила: легальная ценовая конкуренция, конкуренция качества товаров, реклама, упаковка, дизайн товара.

На сегодняшний день в бизнесе термин «конкурировать» больше соответствует понятию «уничтожить» конкурента любой ценой. Конкуренция – это жестокая борьба.

В современных условиях борьба с недобросовестной конкуренцией является очень важной, так как недобросовестная конкуренция приобрела разнообразные формы из-за отсутствия законов, которые требуются для регулирования конкуренции.