Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Особенности практического применения недобросовестной конкуренции на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция (от лат.сoncure- бежать к цели) – это есть соперничество между людьми в достижении цели.В рыночной экономике конкуренция является свойством товарного производства, борьбой между предпринимателями и производителями за самые лучшие и выгодные условия производства и сбыта. Конкуренциюможно считать общим свойством товарного производства, способом его развития.

Проявление конкуренции видно в процессе производства и реализации продукции, когда каждый производитель своего товара должен постоянно усовершенствовать производство: понижать себестоимость, делать лучше качество товара, регулярно заниматься ассортиментом, обязательно чтобы было внедрение в производство прогрессивных научно-технических разработок.

В литературных источниках и на практике существует добросовестная (использование ценовых и неценовых методов) и недобросовестная конкуренция(использование незаконных методов).

Под добросовестной конкуренцией нужно понимать поведение товаропроизводителей на рынке, не ведущее к узкому кругу возможностей, прав других товаропроизводителей (конкурентов) и обеспечивающее продвижение продукции к покупателям только за счет его потребительских свойств и обоснованной экономической выгоды покупателя.

Недобросовестная конкуренция – это противоположность добросовестной конкуренции. В пример можнопоставить удаление конкурентов с рынка за счет монопольного положения предприятия, рекламы, которая необъективно отражает потребительские свойства товара, который рекламируется или дискредитирует товары конкурентов.

Страны, где очень развита рыночная экономика,существует законодательство, которое направлено на борьбу с недобросовестной конкуренцией. Стержнем этого законодательства можно назватьантимонопольное законодательство.

Конкуренция в условиях современной рыночной экономикиприсутствует на различных типах рынков: потребительский рынок, рынок средств производства, финансовый рынок, рынок труда.

Если посмотреть с одной стороны, то конкуренция - это залог непрерывного прогресса общества, она заставляет препятствовать застой в экономике, а с другой стороны – вместе с конкуренциейв ногу идут конфликты, нестабильное положение, банкротство, увольнение сотрудников. Другими словами, конкуренция – это жизнь торговли и смерть торговцев.

Главным инструментом конкуренции можно назвать ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта). Покупатель чтобы отдать предпочтение определенному товару, для начала должен быть убежден в правильности своего выбора в практической сфере. Необходимо получить от производителей через рекламу всю информацию о товаре.


Базой конкуренции служит свобода выбора, которая реализуетсяв стремлении каждого участника рынка получить для себя лично материальные выгоды.

В современных условиях имеет важное значениепротиворечие недобросовестной конкуренцией в форме борьбы, которая имеет разные формы из-за отсутствия законодательства, требующегося для урегулирования конкуренции. Участие методов недобросовестной конкуренции на рынках делает слабее основы экономики и прогнозирует внедрение в отношения между рыночными субъектами не рыночных методов борьбы. Общепризнано, что недобросовестная конкуренция наносит вред не только добропорядочным субъектам экономической деятельности, но и потребителям (гражданам, организациям) и обществу в целом.

Из всего выше сказанного можно сказать, что проблема недобросовестной конкуренции является одной из самых актуальных проблем в деятельности большинства средних и крупных фирм.

Целью данной курсовой работы является исследование добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции.

В соответствии с выделенной целью в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты понятия добросовестной и недобросовестной конкуренции;

- показать сущность добросовестной конкуренции;

- раскрыть понятие недобросовестной конкуренции;

- рассмотреть классификацию видов недобросовестной конкуренции;

- проанализировать особенности практического применения недобросовестной конкуренции на предприятии;

- выделить методы недобросовестной конкуренции;

- показать методы ценообразования на ТОО «Айла»;

- выявить недобросовестную конкуренцию в ТОО «Айла».

Объектом данного исследования является ТОО «Айла».

Предметом исследования будет являться добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.

1. Теоретические аспекты понятия добросовестной и недобросовестной конкуренции

    1. Сущность добросовестной конкуренции

Основным методом современной экономической деятельности является конкуренция. Конкуренция имеет важное значение, с ее помощью потребитель получает более качественный и недорогой товар. Конкурентная борьба может быть добросовестной и недобросовестной. Добросовестная конкуренция включает в себя методы борьбы, которые не выходят за рамки законодательства. Недобросовестная конкуренция может принести весомый вред конкуренту[1, с.52].


Сегодня изменены понятия в законодательстве о конкуренции. Это дает возможность рекламировать свой товар, не выходя за рамки дозволенного. Добросовестная конкуренция всегда приветствуется. Но вот грани между правильным и не совсем законным представлением своей продукции стали очень тонкими. Требуется четко знать методики рекламы, чтобы не платить многомиллионные штрафы. Конкурентам стоит только пожаловаться на незаконность ваших действий в органы, которые проводят борьбу за соблюдения законодательства в торговых отношениях и начнутся большие проблемы. Закон можно истолковать так, что он станет действовать против законопослушных продавцов.

Сейчас сложно реализовать продукцию, не придумав разные хитрые схемы. Запрещено скрывать от потребителя качество предлагаемого товара. Например, не указывать полный состав ингредиентов продукта или несоответствие его качеств реальным. Нельзя оговорить товар конкурента или сравнить его со своим. Если из-за ваших действий пострадала репутация другого предпринимателя, то он вполне законно может обратиться с исковым заявлением в судебный орган. Недобросовестная конкуренция является по своей сути свободной конкуренцией, когда можно «задушить» конкурента различными способами. Но как же тогда отличить добросовестную конкуренцию от недобросовестной?

Добросовестная конкуренция - это признак «здоровых» рыночных отношений.

При использовании добросовестной конкуренции делается ставка на цену товара. Например, проводятся различные распродажи, акции, конкурсы среди потребителей. Это всегда привлекает потенциальных покупателей. Также возможно улучшить качество товара, которое не ведет за собой увеличение цены. Грамотная проведенная реклама в СМИ, честная характеристика предоставляемых услуг и продукции приведет к повышению продаж. При добросовестной конкуренции в конечном итоге выигрывает тот, кто приобретает товар.

При добросовестной конкуренции, многие производители используют повышение качества и характеристик реализуемого товара, маркетинговые стратегии и рекламу, и создание наиболее совершенной группы товаров и услуг. Но самым известным методом добросовестной конкуренции считается «война цен» -влияние на уровень цен для того, чтобы привлечь потребителя, удержать долю рынка и нейтрализовать влияние конкурентов. Для этого используются:понижение цены, распродажа, различные акции, продление сроков потребительских кредитов и т.д. «Война цен» очень точно подходит для того, чтобы подавить самых слабых конкурентов или чтобы забрать долю рынка, который уже освоен[1, с.55].


Эффективным можно назвать метод конкурентной борьбы, предполагающий улучшить качество реализуемо продукции. Качественныйтоварпомогает привлечь покупателя и обладает долгосрочным эффектом в борьбе с конкурентами. Это можно объяснить - чтобыпринять ответные мерыпредприятия-конкурентам потребуетсяочень много времени и различных материальных затрат для разработки и изготовлениятоваров, которые по качеству и другим показательным свойствам будут намного лучше или не хуже товара – лидера продаж.

В борьбе с конкуренцией также помогут разныемаркетинговые исследования, опирающиеся на запросы потребителя к качественным характеристикам продукта, которые помогают при разработке товара. С помощью запросов потребителей можно прогнозировать ситуацию на рынке, риски и ответные стратегиипредприятий-конкурентов на ввод на рыночную нишу новой продукции.

В борьбе с конкурентами нужно уделить внимание рекламе в средствах массовой информации (в том числе паблисити). С помощью рекламыполучаетсясформировывать мнения потребителей, изменять имидж определенного товара и всей торговой марки.

Добросовестная конкуренция – это свойство «здорового» рынка, так как фактическая польза от используемых методов в конкурентной борьбе достается конечному потребителю.

Рассмотрим добросовестную конкуренцию как экономическую категорию.

Понятие «добросовестная конкуренция» используют как юристы, так и экономисты. При этом считается, что понимают это явления они по-разному. Очень важно выявить похожие экономические и правовые подходы к понятию добросовестной конкуренции как экономико-правовой институт (модель) и на этой базе преодолевать междисциплинарные препятствия.

Экономисты оперируют понятием добросовестной конкуренции для того, чтобы рассмотреть условия экономических теорий, которые описывают разные стороны рынка. Например, условие конкурентной экономической модели – это определенность. Наоборот, при наличии недобросовестной конкуренции присутствует неопределенность,потому что информация о товарах сильно искажена[2, с.66].

Чтобы эффективно применять известный принцип Парето нужно знать какое имеет значение мотивация,когда выбираем различные альтернативы. Недобросовестная конкуренция, напротив, понижает мотивацию и может препятствоватьреальному выбору альтернативного экономическогорешения, с одной стороны конкурентов, с другой стороны потребителей.

Одновременно, в разрезе ордолиберальной экономической теории можно считать, что именнопри условии добросовестной конкуренции «параллельные усилия должны способствовать росту достижений каждого индивида, а в итоге решающее слово должно остаться за потребителем» [2, с.66]. Выборучастников рынка и приемов предпринимательской деятельности обязан происходить в пределах добросовестной конкуренции. Отсюда видим, что недобросовестная конкуренция ограничивает конкуренцию результатов и может способствовать хозяйствующему субъекту, который добивается своей экономической эффективности нечестными методами.


Также, в экономической науке называется условие когда возникают и существуют рыночные цены- это транспарентность экономической системы. Недобросовестная конкуренция весомо снижает такую транспарентность, а также преподноситмотивацию в искаженном виде и поведение потребителей. Назовем признак, который указывает на расположение рынка к эффективному фиксированию цены, – это однородность продукта. Чем однороднее продукт, тем очень сложно ввести потребителя в заблуждение по поводу качественных характеристиктовара. Недобросовестная конкуренция не способствует такой однородности[2, с.68].

Экономическая теория по выявленным предпочтениямдолжна исходить из того, что есть в наличии у потребителя из постоянного определенного набора таких предпочтений. При этом за базу будет браться среднестатистический потребитель, выбор которого учитывается при функциональных свойствах товара. В теории потребительских характеристик товара есть основания, что эти свойства действительно существуют. Недобросовестная конкуренция умеет эти основания существенным образомизменить.

Теория фирмы также имеет основания предполагать наличие добросовестной конкуренции. В соответствии с еезаконами фирма помогает снижать трансакционные издержки и максимизировать прибыль в определенном кругу совершенного конкурентного окружения. Соответственно, предельные размеры предприятиябудут определены рыночной конкуренцией между участниками рынка.

В пределах экономической теории спроса кривая рыночного спроса будет показыватькак изменяется общий объем спроса на товар по мере того, как изменяется его цена (если не меняются другие факторы спроса). Возможная искаженная информации о товаре (например, в результате недобросовестной рекламы) здесь не будет учитываться. Но искаженная информация встречается очень часто.

Таким образом, со стороны экономистов добросовестная (совершенную) конкуренция рассматривается как:

1) набор определенных идеальных условий, которые способствуютдля достижения экономической эффективности;

2) имплицитную предпосылку различных экономических теорий.

Если в настоящей рыночной действительности преобладают обстоятельства, не соответствующие этим идеалам и предположениям, то прогностическая функция таких теорий может существенно снижаться или полностью утрачивает свою силу. Отсюда следует, что правовая защита добросовестной конкуренции в большей степени должна усиливать возможность по прогнозу экономической ситуации на рынке с помощью определенных экономических теорий. Поэтому можно сказать, что юристы, использовав свои инструменты и понятийный аппарат, вольно или невольно работают над тем, чтобы обеспечить существование реальных предпосылок экономических теорий.