Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Особенности практического применения недобросовестной конкуренции на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Понятие недобросовестной конкуренции

В юридической науке на сегодняшний день не выработано единого положения на понятие недобросовестной конкуренции. Что такое недобросовестная конкуренция – этот вопрос остается очень спорным, несмотря на то, что впервые был поставлен в XIX в. перед французской судебной практикой, которая, по мнению В.А. Шретера, «по справедливости признаётся творцом проблемы недобросовестной конкуренции»[3, с.90].

Дореволюционные юристы – теоретики, как правило, не желалиделать юридически точных собственных определений, которые касаются недобросовестной конкуренции.

Так, А.И. Каминка опирается на то, что «недобросовестная конкуренция – это вид конкуренции вообще…И если, в общем, и в настоящее время признать конкуренцию как необходимый элемент хозяйственной деятельности может казаться фактом бесспорным, то в такой же мере бесспорно, что недобросовестная конкуренция считается злом, которое не должно быть терпимо»[3, с.90].

В области хозяйственного права значимый специалист В.А. Шретер заявлял, что «недобросовестная конкуренция – явление космополитическое, проделки в этой области отличаются чрезвычайным однообразием во всех странах, где процветает торговля» [3, с.92].

Современные учёные более определенно изложили свои взгляды на недобросовестную конкуренцию.

По мнению В.А. Дозорцева, недобросовестная конкуренция представляет собой «сообщение потребителю (потенциальному потребителю) вопреки обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости данных (ложных или соответствующих действительности), которые способны вызвать у него неправильные представления, которые дискредитируют конкурента, его деятельность и (или) товар (в том числе которые способны вызвать заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара) либо вызвать смешение с конкурентом, его деятельностью и (или) товаром»[3, с.93].

Ю.И. Свядосц считал недобросовестную конкуренцию как «совершение таких действий в промышленных и торговых делах, которые направлены на то, чтобы извлечь имущественную выгоду путём осуществления недобросовестных, противоречащих честным правилам и обычаям действий по отношению к конкурентам в капиталистическом обороте».

В.И. Еременко под недобросовестной конкуренцией считает «любое виновное действие, которое противоречит деловым обычаям, профессиональной этике или добропорядочности при осуществлении хозяйственной деятельности в целях конкуренции, которое причиняет или может причинить вред». Ю.Касьянов определяет недобросовестную конкуренцию как «состязательность независимых хозяйствующих субъектов на товарном рынке с целью получить какие-либо экономические преимущества или выгодыс помощью формирования отрицательного мнения потребителя по отношению к товару своих конкурентов или формирования мнения потребителя по отношению к своему товару, которое не соответствует действительности»[3, с.96].


Легально определение недобросовестной конкуренции закреплено в Кодексе Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан». Здесь недобросовестную конкуренцию признают любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Республики Казахстан, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации[4, с.12].

В данной общей норме определение недобросовестной конкуренции трактуется с применением таких терминов, как «обычай делового оборота», «справедливость», «разумность», «добропорядочность». Так как значения указанных терминов достаточно расплываются, то и определение недобросовестной конкуренции как действий, которые противоречат«обычаям делового оборота», «разумности» и т.д., не устанавливает точных общепризнанных норм поведения. Эти нормы в конкуренции есть не что иное, как отражение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны. С целью нивелирования терминологических проблем при квалификации действия хозяйствующего субъекта как акта недобросовестной конкуренции необходимы три условия:

Во-первых, действия субъекта в обязательном порядкедолжны противоречить требованиям, которые указаны в действующем законодательстве, добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота;

Во-вторых, действия, которые указываются, должны иметь негативные последствия для предприятий-конкурентов (причинение убытков или нанесение ущерба их деловой репутации);

В- третьих, должна присутствовать направленность на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, при этом доказывать стремление к приобретению данных преимуществ необязательно.

Отсутствие доказательств хотя бы одного из этих условий не позволит квалифицировать действия субъекта как недобросовестная конкуренция.

Недобросовестная конкуренция имеет определенные особенности:

- является противоправным и аморальным актом;

- связана с нанесением ущерба конкуренту - конкретному субъекту;

- участником отношений не может быть орган власти;


- бездействие не считается как недобросовестная конкуренция, так какк рассмотрению принимается лишь активное поведение субъекта на рынке.

Причины возникновения недобросовестной конкуренции как одного из разновидностей конкуренции лежат в психологических задатках человека. На что может пойти человек,чтобы достичь своей цели, может ли он преступить закон, нормы морали общества, в котором он живет. Возникновение и существование недобросовестной и добросовестной конкуренции вопрос такой же, как и возникновение добра и зла, того, что мы называем хорошо и плохо, «черного» и «белого».

Можно сделать вывод, что недобросовестная конкуренция - этоборьба за что-либо ограниченное или лучшее, которое осуществляется наперекор существующим этическим нормам, традициям и законам. Причины возникновения недобросовестной конкуренции как своеобразного метода конкуренции лежат в особенностях человека, а именно в его психике.

1.3 Классификация видов недобросовестной конкуренции

Радиус деятельности, которую можно назвать лживой, имеет широкий диапазон.Отечественное законодательство перечисляет открытый список актов недобросовестной конкуренции, которые сформулированы в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан. Согласно этому кодексу не разрешается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространять ложные, неточные или искаженные сведения, которые причиняют убытки конкуренту или наносят ущерб его деловой репутации. Соответственно распространение таких сведений приводит к дискредитации конкурентов. Целью такой дискредитации является привлечение потребителя к своемутовару или услугам за счет распространения искаженной информации о конкуренте, его товарах и услугах;

- вводить в заблуждение на счет следующего: характер, способ и место изготовления, потребительские свойства, качество и количество товара.

Введение в заблуждение, как и дискредитация конкурента, имеет своей целью привлечение потребителя путём распространения искаженной информации. Но в отличие от случаев дискредитации конкурента речь идёт не о клевете на конкурента, его товары и услуги, а о ложных или обманных заявлениях о собственном товаре;

- некорректно сравнивать хозяйствующим субъектом произведенных или реализуемых им товаров с товарами конкурентов. Утверждения, которые содержат некорректные сравненияпродукции разных производителей, могут быть, в частности, двух видов: которые содержат позитивную ссылку на чужой товар («мой товар так же хорош, как и чужой») или негативную ссылку («мой товар лучше, чем чужой»). Позитивная ссылка на товар конкурента, соответственно, бывает тогда, когда его товар всем известен; она может быть опасна - неправомерное присвоение чужой репутации. Критику товара конкурента можно принять за дискредитацию. Однако в обоих случаях сравнения присутствует ссылка на конкурента, который либо называется по имени, либо, безусловно, узнаваем потребителем.


- продавать, обменивать или вводить в оборот товар с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг. Этоположение направлено на то, чтобы недопустить недобросовестной конкуренции, которая связана с нарушением исключительных прав (интеллектуальной собственности) физических и юридических лиц. Использование в коммерческом обороте без согласия владельца таких видов интеллектуальной собственности, как товарный знак или фирменное наименование, осуществляется в двух формах: полное копирование интеллектуальной собственности другого владельца или создание и введение в оборот товарных знаков, сходных до степени смещения со знаками (наименованиями) конкурента;

- незаконно получать, использовать, разглашать информацию, которая составляет коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. Этоположение направлено в основном на то, чтобы не допустить недобросовестной конкуренции, которая связана с «промышленным шпионажем»;

- приобретать и использовать исключительные права на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. То есть использоватьпредприятиями при продвижении своей продукции результаты чужой интеллектуальной деятельности. Например, использовать идейные и типологические характеристики известных брендов.

Анализ правоприменительной практики показал, что значительная доля фактов недобросовестной конкуренции связана в основном с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. При этом около половины возбужденных дел связаны с незаконным использованием товарного знака или применения обозначений, которые сходны до степени смещения; далее по фактам нарушений приходится на распространение ложных сведений (20%). Введение потребителей в заблуждение составляет около 15% всех дел. Действия, которые направлены на введение потребителей в заблуждение, и некорректные сравнения занимают соответственно 15 и 5%.

Парижская конвенция трактует как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

1 все действия, которые ведут к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

2ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, которые дискредитируют предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;


3 использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

Еще двенадцать видов деятельности трактуются как недобросовестная конкуренция в комментариях к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

1) подкупать покупателей конкурентов, для того, чтобы привлечь их в качестве своих клиентов и сохранить на будущее их признательность;

2) выяснять производственные или коммерческие тайны конкурента путем шпионажа или подкупа его сотрудников;

3) неправомочное использовать или раскрывать ноу-хау конкурента;

4) побуждать сотрудников конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;

5) угрожать конкурентам исками о нарушениях патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

6) бойкотировать торговлю другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

7) демпинг, т.е. продавать свои товары ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

8) создавать впечатление, что потребителю дается шанскупить товар на выгодных условиях, когда на самом деле это не так;

9) намеренно копировать товары, услуги, рекламу или другие аспекты коммерческой деятельности конкурента;

10) поощрять нарушения контрактов, заключенных конкурентами;

11) выпускать рекламу, в которой сравниваются товары или услуги с конкурентами;

12) нарушать правовые положения, которые не имеют прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение помогаетполучить неоправданное преимущество перед конкурентами.

Таким образом, можно сделать вывод, что добросовестная конкуренция - поведение товаропроизводителей на рынке, которое не ограничивает возможности, права других товаропроизводителей и обеспечивает продвижение продукции к потребителямтолько за счет его потребительских свойств и настоящей экономической выгоды покупателя; а недобросовестная конкуренция – это противоположность добросовестной.