Файл: Удовлетворенность трудом как фактор эффективной деятельности персонала (на примере УДП «Cлонимский винодельческий завод») (Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности сотрудников и результатов их деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА: УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Проблемы стимулирования и мотивации в управлении персоналом

1.2 Удовлетворенность, лояльность, вовлечённость персонала: уточнение и конкретизация понятий

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ УДП «СЛОНИМСКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД»

2.1 Краткая характеристика предприятия и его хозяйственной деятельности

2.2 Анализ персонала предприятия

2.3 Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности сотрудников и результатов их деятельности предприятия

2.4 Предложения по повышению уровня удовлетворенности сотрудников предприятия

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Высокое качество алкогольной продукции УДП «Слонимский винодельческий завод» подтверждается наградами, полученными на международных конкурсах и выставках.

Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности УДП «Слонимский винодельческий завод» за 2015-2017 годы представлены в таблице 2.2[18].

Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности УДП «Слонимский винодельческий завод» за 2015-2017 годы позволяет сделать следующие выводы:

- в течение всего анализируемого периода предприятие развивалось и наращивало объемы производства и реализации продукции;

- в 2015-2017 годах у предприятия возникли сложности с реализацией продукции, что в первую очередь связано с запретами на реализацию плодовых вин в отдельных районах Гродненской и других областей. В результате на складах предприятия образовались значительные запасы готовой продукции;

- высокие темпы роста выручки от реализации продукции в 2015-2017 годах обусловлены как высокими темпами инфляции, так и повышением акцизных налогов;

- высокие темпы роста себестоимости продукции обусловлены ростом цен на сырье и повышением заработной платы работникам предприятия;

- несмотря на то, что объемы производства и реализации продукции в анализируемом периоде росли, финансовое положение предприятия в 2017 году ухудшилось, эффективность его хозяйственной деятельности снизилась, о чем свидетельствует снижение значений показателей рентабельности. Основная причина снижения рентабельности работы предприятия - значительный рост акцизных налогов в 2015 году.

Вместе с тем, УДП «Слонимский винодельческий завод» принимались меры по недопущению снижения эффективности работы в 2015 году. Не смотря на запреты на реализацию плодовых вин, принятые отдельными районными исполнительными комитетами, удельный вес запасов готовой продукции снизился в сравнении с уровнем 2016 года на 57,4 процентных пункта. Объем экспорта товаров в сравнении с уровнем предыдущего года увеличился на 10,2%. Объем импорта товаров вырос на 29,6%, что связано с изменениями в структуре производства продукции. В 2015 году предприятием освоена и внедрена технология производства коньяка.

2.2 Анализ персонала предприятия

Постоянно повышающийся уровень сложности технологических процессов производства винодельческой продукции требует постоянного совершенствования уровня профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов.


На 1 января 2018 года списочная численность работников на предприятии составляет 368 человек.

Все работники предприятия работают в соответствии с коллективным договором и контрактами, с учетом уровня образования руководящих работников, специалистов и профессиональной подготовки рабочих.

На предприятии преобладает женский коллектив. Качество трудовых ресурсов определяется уровнем образования и практическим навыком работы (стажем работы по специальности).

Предприятие укомплектовано в основном квалифицированными специалистами, имеющими высшее и среднее специальное образование.

Имеющийся состав аппарата управления обладает необходимыми знаниями и практическим опытом, стабильно обеспечивающим эффективную хозяйственную деятельность предприятия.

УДП «Слонимский винодельческий завод» самостоятельно организует свою деятельность, исходя из необходимых объемов производства продукции, а также определяет перспективы развития. Структура предприятия составлена в соответствии с поставленными задачами и функциями структурных подразделений предприятия.

Персонал предприятия составляют руководители, специалисты, другие служащие и рабочие.

Общее управление деятельностью предприятия осуществляет директор предприятия, назначаемый Генеральным директором Гродненского областного унитарного предприятия «Гроднопищепром». Директор УДП «Слонимский винодельческий завод» возглавляет предприятие и через главного инженера и начальников отделов служб и цехов осуществляет руководство деятельностью предприятия.

Главный инженер через подчиненные ему службы обеспечивает бесперебойную работу оборудования, осуществляет мероприятия по внедрению новой техники и технологии, планов технического перевооружения и модернизации производства, контролирует их выполнением.

Лабораторию возглавляет начальник производственно-технологической лаборатории, который осуществляет работу по внедрению новых технологических процессов, схем и режимов, установлению оптимальных параметров технологического процесса, разработке и освоению новых видов продукции. На 1 января 2018 года в лаборатории предприятия работает 9 человек: 4 инженера – химика, 4 технолога и микробиолог.

В бухгалтерии УДП «Слонимский винодельческий завод» трудятся 11 человек: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, 8 бухгалтеров и кассир. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, который отвечает за бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.


Бухгалтерия является самостоятельной функциональной службой, ответственной за отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществленных хозяйственных операций, представление оперативной информации о финансовом состоянии предприятия, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и участие в экономическом анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В своей деятельности бухгалтерия руководствуется действующим законодательством; нормативными, методическими и другими руководящими материалами; приказами и указаниями директора; Положением о бухгалтерии.

Бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, а также контроль за движением имущества и выполнением обязательств, совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб контролирует:

- соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

- правильность расходования фонда оплаты труда, установления должностных окладов, строгое соблюдение кассовой дисциплины;

- соблюдение установленных правил проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;

- взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

- законность списания с бухгалтерских счетов недостач, дебиторской и кредиторской задолженности и других потерь.

Численность планового отдела на 1 января 2018 года составила 4 человека. Плановый отдел возглавляет начальник отдела, который несет ответственность за организацию рентабельной работы предприятия, эффективную организацию труда и заработной платы, обеспечение выполнения прогнозных показателей, ценообразование, составление перспективных и текущих планов, бизнес-планов.

Кроме того, в состав планового отдела входят 2 экономиста и экономист по труду и заработной плате. Основными задачами, выполняемыми специалистами планово-экономического отдела являются:

- формирование единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли;

- формирование и определение экономической стратегии развития предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям;

- статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия, систематизация статистических материалов. Подготовка статистической отчетности в установленные сроки;


- экономическое планирование и анализ экономического состояния предприятия;

- разработка плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, расчет оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли. Составление нормативных калькуляций продукции;

- анализ роста цен на аналогичную продукцию конкурентов.

Непосредственно в отделе по маркетингу и сбыту работает 13 человек: начальник отдела, два заместителя начальника отдела, два специалиста по маркетингу, пять товароведов и три оператора. Начальник отдела маркетинга и сбыта подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам. Основная функциональная обязанность начальника отдела организация работы отдела в целом.

Отдел маркетинга и сбыта проводит мероприятия по изучению степени удовлетворенности потребителя, а также разрабатывает систему маркетинговых исследований, которые в дальнейшем служат основой для разработки стратегии и тактики поведения на рынке. Осуществляет разработку маркетинговой, сбытовой, товарной политик на предприятии на основе анализа потребительских свойств производимой продукции, прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры. Выполняет работу по заключению договоров на поставку производимой продукции, согласованию условий поставок и готовит пакет сопроводительных документов, необходимых для поставки продукции потребителям (сертификат, удостоверение качества, ГГР и др.). Принимает участие в мероприятиях по организации и создании торговой сети сбыта производимой продукции. Выявляет потенциальных потребителей продукции (оптовые и розничные торговые организации, торговые агенты, иные посредники) и устанавливает с ними деловые контакты.

Данные для анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами в 2017-2018 годах представлены в таблице 2.3[19]. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами приведена на рисунке 2.

Рисунок 2. Обеспеченность УДП «Слонимский винодельческий завод» трудовыми ресурсами (чел.)

Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами УДП «Слонимский винодельческий завод» показал, что предприятие практически полностью обеспечено кадрами. Фактическое наличие руководителей и специалистов соответствует количеству штатных единиц служащих. Кадровый состав руководителей и специалистов стабильный. В течение 2016 года с предприятия в связи с выходом на пенсию уволился 1 бухгалтер, на место которого был принят новый работник.


Для УДП «Слонимский винодельческий завод» наиболее эффективной является ситуация, когда фактическая численность рабочих соответствует ее нормативному значению, так как недостаток рабочей силы ведет к отступлению от установленной технологии и непроизводительным выплатам, а излишек рабочей силы приводит к недогрузке рабочих, использованию рабочей силы не по назначению, а в итоге - к снижению производительности труда.

Данные за 2015 год об уровне образования работников УДП «Слонимский винодельческий завод» представлены в таблице 2.4[20]. Структура персонала предприятия по уровню образования приведена на рисунке 3.

Рисунок 3. Образовательный уровень персонала УДП «Слонимский винодельческий завод» (%)

Руководители предприятия подразделяются на три категории: руководители высшего звена, руководители среднего звена и руководители низшего звена. К руководителям высшего звена относятся директор предприятия и главные специалисты. Руководители среднего звена – начальники отделов, цехов, структурных подразделений. Руководители низшего звена – мастера и бригадиры.

Из 30 руководителей 23 человека или 76,7% имеют высшее образование, 7 человек или 23,3% - среднее специальное образование. Все руководители высшего и среднего звена имеют высшее образование.

Образовательный уровень специалистов предприятия также достаточно высокий. Из 66 специалистов высшее образование имеют 46 человек, что составляет 69,7%, среднее специальное – 15 человек или 22,7%, и 5 человека или 7,6% имеют общее среднее образование.

По состоянию на начало 2018 года в УДП «Слонимский винодельческий завод» работает 272 работника рабочих специальностей, из них с высшим образованием – 11 человек или 4%, со средним специальным – 72 человека или 26,5%, профессионально-техническим – 104 человека или 38,2%, с общим средним – 83 человека или 30,5%, с базовым образованием – 2 или 0,8%.

В целях повышения квалификации персонала УДП «Слонимский винодельческий завод» специалистами отдела кадровой работы составляется план подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на год. В соответствии с планом в 2016 году повысили квалификацию 2 руководителя, 6 специалистов и 6 рабочих, кроме того двое рабочих освоили новые специальности. В 2017 году квалификацию повысили 2 руководителя, 3 специалиста и 12 рабочих.

Руководители и специалисты повышают квалификацию в высших учебных заведениях: Могилевский университет продовольствия, Белорусский экономический университет, Белорусский государственный университет, Академия управления при Президенте Республики Беларусь. С данными учебными заведениями у предприятия заключены договоры на повышение квалификации специалистов предприятия.