Файл: Мещеряков, Зинченко Большой психол словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 18205

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Большой психологический словарь.

Предисловие.

Персоналии.

Список авторов.

Список сокращений и список символических обозначений.

_А_

_Б_

_В_

_Г_

_Д_

_Е_

_Ж_

_З_

_И_

_К_

_Л_

_М_

_Н_

_О_

_П_

_Р_

_С_

_Т_

_У_

_Ф_

_X_

_Ц_

_Ч_

_Ш_

_Щ_

_Э_

_Ю_

_Я_

Тематический предметный указатель.

Общенаучные, методологические и философские понятия.

Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).

Смежные информационно-кибернетические науки.

Смежные медико-биологические науки.

Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).

Отрасли психологии.

Возрастная психология и психология развития.

Зоопсихология, этология и сравнительная психология.

Инженерная психология, психология труда и эргономика.

Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).

Нейропсихология.

Общая психология.

Парапсихология.

Педагогическая психология и психологическая служба образования.

Психогенетика.

Психолингвистика и психосемантика.

Психология искусства, психология творчества.

Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.

Психология управления.

Психометрика.

Психомоторика.

Психотерапия и психокоррекция.

Психофизика.

Психофизиология и психофармакология.

Сексология и сексопатология.

Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).

Специальная психология.

Этнопсихология.

Юридическая психология.

Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.

Персоналии.

ПАМЯТЬ ИКОНИЧЕСКАЯ (от греч. eikonизображение, картина) — след стимула, его сенсорная копия, представленная в центральном отделе зрительного анализатора (ср. Память сенсорная, Память тактильная). Время хранения в П. и. колеблется в пределах от 0,3 до 1 с. Более продолжительная П. и. со временем хранения до нескольких секунд выступает в виде последовательных образов. Вопрос о длительности сохранения в П. и. продолжает оставаться спорным. Существуют факты, противоречащие кратковременности сохранения информации в П. и. Так, у эйдетиков период сохранения информации может достигать 10 мин. Кроме того, существуют данные, полученные при лечении некоторых болезней электрораздражением мозга (с помощью вживленных электродов), которые свидетельствуют о сохранении фотографически ярких следовых образов давно прошедших событий, преднамеренно человеком не запоминавшихся (напр., В. М. Смирнов, 1976). Поэтому весьма вероятно, что при некоторых условиях, независимо от сознания и деятельности человека, часть информации, содержащейся в П. и., получает непосредственный доступ в долговременную память, где и сохраняется в течение неопределенно долгого времени, возможно, всю жизнь.

П. и. выполняет ряд важных функций в общем процессе обработки информации: 1) хранение информации, обеспечивающее все пространство стимулов для последующего отбора релевантной информации; 2) обеспечение перцептивной непрерывности, выступая как средство связи между настоящими и прошлыми следами; 3) служит для контроля адекватности преобразований, осуществляемых на более высоких уровнях обработки входной информации; 4) в условиях кратковременного предъявления стимула выступает в качестве его заместителя.

В теории перцептивной деятельности понятию П. и. может соответствовать понятие чувственной ткани, введенное А. Н. Леонтьевым на основании результатов исследований инвертированного зрения (А. Д. Логвиненко и др.). Авторы представили экспериментальные доказательства того, что чувственная ткань, или иконический след, сохраняется в качестве своего рода фона на последующих этапах преобразований входной информации. В условиях инвертированного зрения субъект способен дифференцировать реальное поле восприятия и свое внутреннее, феноменальное поле. Первое представлено сознательно значимыми образами, второе — их чувственной тканью.

Некоторые авторы (напр., Р. Хейбер) подвергают сомнению экологическую валидность понятия П. и. Аргумент против П. и. — в восприятии обычно нет кратковременных фиксаций, и глаза и голова человека редко пребывают в неподвижности. Сторонники существования П. и. утверждают, что иконический образ создается в течение первых десятков миллисекунд фиксации, после чего воспринимается уже не стимул, а иконический образ. См. Методика частичного воспроизведения. (Т. П. Зинченко.)


ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ — см. Памяти виды.

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ (англ. working memory)вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия. Син. рабочая память. В П. о. поступает материал как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Характеристики П. о.: объем, точность, скорость запоминания, длительность хранения, лабильность и помехоустойчивость — являются функциями от содержания, особенностей задач и способов деятельности. См. Оперативная единица восприятия, Памяти помехоустойчивость. (Т. П. Зинченко.)

Добавление ред.: Вопрос о самостоятельном статусе П. о. является дискуссионным; П. о. может рассматриваться и как форма, аналог, вид (и даже синоним) кратковременной памяти.

ПАМЯТЬ ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ (англ. primary and secondary memory)син. терминов «кратковременная память» и «долговременная память» соответственно.

ПАМЯТЬ ПРОЦЕДУРНАЯ (англ. procedural memory) в классификации Э. Тулвинга (E. Tulving) — один из 3 видов долговременной памяти (2 др.: семантическая и эпизодическая память). П. п. — низшая форма памяти, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки). Семантическая память — система для приема, хранения и восстановления систематизированного и обобщенного знания субъекта о мире, а также о словах и др. языковых символах, их значениях, о том, к чему они относятся, о взаимоотношениях между ними, о правилах, формулах и алгоритмах манипулирования этими символами, понятиями и отношениями. Эпизодическая память (или «автобиографическая») хранит информацию о событиях, разворачивающихся во времени, и о связях между этими событиями; последние всегда автобиографичны (путешествие на море, первый поцелуй, обед в ресторане и т. п.). См. также Память. (А. И. Назаров.)

ПАМЯТЬ СЕМАНТИЧЕСКАЯ — см. Память процедурная.

ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ (англ. sensory memory) — собирательное понятие для разных модально-специфических видов сверхкратковременной памяти (см., напр., Память иконическая и Память эхоическая); выполняет функцию отражения и запечатления объекта во всей полноте его признаков, доступных воспринимающей системе, т. е. находящихся в зоне ее разрешающей способности. Содержание П. с. полностью зависит от энергетических свойств стимула; напр., в случае зрительной сенсорной памяти — от интенсивности, контрастности, длительности экспозиции, характера до- и послеэкспозиционного поля, на фоне которого предъявлен стимул (см. Тахистоскоп).

Многие рассматривают П. с. как более общее понятие по отношению к понятиям иконической и эхоической памяти. Однако существует мнение о том, что необходимо различать П. с. и иконическую память. 1-я более периферическая, энергетически зависимая и имеет более краткое время хранения (250-300 мс); 2-я в этом случае понимается как собирательное название для разных модально-специфических видов кратковременной непосредственной памяти (как и П. с., иконическая память м. б. зрительной, слуховой, тактильной и т. п.). Содержание П. с. через 30-50 мс попадает в иконическую память в виде следа стимула, его копии. Существование зрительной П. с. м. б. выведено на основании анализа поведения глазодвигательной системы (В. П. Зинченко, 1996). За время зрительной фиксации (250-500 мс) зрительная система выполняет значительное число функций; запечатление информации, находящейся в поле зрения, кратковременное хранение и передача на др. уровни обработки (перед след. скачком глаз), чтобы освободилось место для приема новой порции информации. В соответствии с результатами исследований феномена саккадического подавления (Н. Гордеева, А. Назаров, В. Романюта, 1980), время хранения в П. с. соответствует длительности фиксационной фазы; во время парасаккадической фазы П. с. «закрыта», обработка информации происходит по зрительному иконическому образу. (Т. П. Зинченко.)


ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ (англ. verbal memory) память на мысли, суждения, умозаключения. Син. вербальная память. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. П. с.-л. — специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейшая формах свойственны и животным. П. с.-л. ведущей по отношению к др. видам памяти, от ее развития зависит развитие всех др. видов памяти (см. Памяти виды). (Т. П. Зинченко.)

ПАМЯТЬ СЛУХОВАЯ (англ. hearing memory) — одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов (см. Памяти виды). П. с. может выступать также в качестве индивидуальной особенности памяти человека: у отдельных людей слуховые представления закрепляются и воспроизводятся легче и быстрее по сравнению с др. представлениями (см. Памяти типы). Экспериментально установлено (Дж. Сперлинг, 1960), что П. с. часто является необходимым условием сохранения и воспроизведения вербальной или легко вербализуемой информации, предъявляемой зрительно. Входом для П. с. служат единицы внутриречевой реакции. Они удерживаются в П. с. несколько секунд. Ответная речевая реакция позволяет осуществить обратную связь, поскольку речевые звуки возвращаются в П. с. Возможность образования обратной связи объясняет ту важную роль, которую играет П. с. в кратковременном запоминании. (Т. П. Зинченко.)

ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ — основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. Смысловые связи, устанавливаемые при осмысленном запоминании — это ассоциации, объединенные и обобщенные посредством слов в группы, комплексы. В противоположность П. с. механическая память основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю последовательность явлений. П. с. более продуктивна, т. к. опирается на системы временных связей, уже образованные в прошлом опыте человека, тогда как механическая память лишена такой опоры. (Т. П. Зинченко.)

ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ (англ. tactile memory)хранение информации, полученной путем осязания. Относится к «профессиональным» видам памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими условиями деятельности. Высокого уровня развития достигает в условиях, когда она должна компенсировать недостающие типы памяти (напр., у слепых). Использование методики частичного воспроизведения для исследования П. т. позволило обнаружить наличие иконической П. т. Установлено, что объем иконической П. т. на 50% больше, чем объем тактильной кратковременной памяти. Информация в тактильной иконической памяти стирается на 50% через 1,3 с. См. Памяти типы, Память сенсорная. (Т. П. Зинченко.)


ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ (англ. phenomenal memory) — способность исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объему материала, лишенного внутренней смысловой связи (отдельные слова, числа, даты и т. п.). П. ф. нередко отмечается у выдающихся людей, выступая при этом как высокоразвитая профессиональная память (музыкальная — у В. Моцарта, А. Глазунова, зрительная — у Ф. М. Достоевского и т. п.). См. Гипермнезия. (Т. П. Зинченко.)

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (англ. emotional memory) память на эмоционально окрашенные события. П. э. имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицат. переживания. П. э. м. б. прочнее др. видов памяти: иногда от давно прошедших событий в памяти остается только чувство, впечатление.

Установлено, что события чрезвычайной важности запускают особый механизм П. э., который производит запись всего, что человек переживает в данный момент. Такие воспоминания назвали «яркой памятью». Последние исследования показали, что в хранении эмоциональных воспоминаний участвуют гормоны адреналина и норадреналина (см. Катехоламины), тогда как в хранении обычных воспоминаний они не участвуют. Т. о., эмоционально окрашенные воспоминания хранятся механизмом, отличным от механизма хранения нейтральных воспоминаний.

Иногда на основе П. э. могут развиваться т. н. безотчетные эмоции, вызываемые неосознаваемыми раздражителями; они могут возникать в экстремальных условиях, при напряженной работе, умственном утомлении и пр. (Т. П. Зинченко.)

Добавление: Яркие воспоминания о событиях, которые вызвали эмоциональное потрясение, и событиях, которые только «сопутствовали» эмоциогенным событиям, дали основание для образного выражения — мнемическая фотовспышка (англ. flashbulb memory). Подобные эффекты легче объяснить влиянием эмоций на механизмы запоминания и воспроизведения; значительно труднее доказать существование особого механизма хранения эмоционально окрашенной информации (это еще не удалось сделать). (Б. М.)

ПАМЯТЬ ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ — см. Память процедурная.

ПАМЯТЬ ЭХОИЧЕСКАЯ (англ. echoic memory) — сенсорная копия акустической информации, предъявленной слушающему на короткое время (ок. 1 с). Свойства аналогичны иконической памяти, отличаясь большей длительностью хранения (эффект модальности). Основная функция П. э. — обеспечение условия интеграции последовательно поступающей акустической информации. См. Память иконическая, Память сенсорная. (А. И. Назаров.)

ПАНЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ (англ. information panel)часть щита или пульта управления, представляющая собой комплексное средство отображения информации, компоненты которого (измерительные приборы, сигнальные индикаторы, мнемосхемы) пространственно объединены общим полем — панелью. В зависимости от типа П. и. ее компоненты располагаются в одной или нескольких плоскостях, по внутренней стороне цилиндрической или сферической поверхности и т. д.


Требования, предъявляемые к компоновке П. и., вытекают из закономерностей зрительного восприятия и конкретного анализа деятельности оператора. Так, оптимальные размеры П. и. выбираются в зависимости от величины поля зрения и освещенности помещения; приборы располагаются в разных квадратах П. и. в зависимости от ограничений, накладываемых на время их восприятия, и т. п. Приборы группируются также в соответствии с логикой деятельности по их назначению; наиболее значимые группы приборов размещаются в центре П. и.; при этом учитывается последовательность и частота их использования и т. п.

ПАНЕЛЬ ПРИБОРНАЯ — см. Панель информации.

ПАНТОМИМИКА (англ. pantomime; от греч. pantomimos — все воспроизводящий путем подражания, всему подражающий).

1. Искусство пантомимы.

2. Один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения обычно возникают невольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.

Наиболее важный компонент П. — жест — выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на указательные (индикативные), иллюстративные, поясняющие и выделяющие к.-л. высказываемую мысль, и выразительные, выявляющие эмоционально-волевое состояние человека. Некоторые виды жестов приобрели в процессе общественно-исторической практики определенное символическое обобщенное значение. Жесты специально отрабатывают ораторы, актеры, танцовщики. См. Экспрессия.

ПАНУМА ЗОНА (англ. Panum's area; по имени нем. физиолога П. Панума) — пределы диспаратности, в которых возможно сингулярное видение и патентный стереопсис. Под патентным стереопсисом понимают стереопсис, при котором возможны количественные оценки относительной удаленности (глубины). Сингулярное видение — видение без двоения изображения. П. з. увеличивается при движении от фовеа к периферии. См. Бинокулярное зрение, Глубинное зрение.

ПАНУМА ФЕНОМЕН (англ. panum phenomenon; по имени нем. физиолога П. Панума) — стереоскопический феномен, демонстрирующий минимальные условия, необходимые для возникновения стереопсиса. П. ф. состоит в том, что при стереоскопическом предъявлении 2 изображений, на 1-м из которых изображена 1 вертикальная линия, а на 2-м — 2, воспринимаются 2 вертикальные линии, разнесенные по глубине. Наиболее распространенная интерпретация П. ф. дана Э. Герингом. Согласно ей, единственная вертикальная линия несет двойную нагрузку: 1) задает зрительное направление для фиксационной точки; 2) оказывается диспаратной по отношению ко 2-й линии др. стереограммы. Благодаря этой диспаратности и возникает стереопсис. См. Бинокулярное зрение, Глубинное зрение.