ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 18313
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.
Большой психологический словарь.
Список сокращений и список символических обозначений.
Тематический предметный указатель.
Общенаучные, методологические и философские понятия.
Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).
Смежные информационно-кибернетические науки.
Смежные медико-биологические науки.
Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).
Возрастная психология и психология развития.
Зоопсихология, этология и сравнительная психология.
Инженерная психология, психология труда и эргономика.
Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).
Педагогическая психология и психологическая служба образования.
Психолингвистика и психосемантика.
Психология искусства, психология творчества.
Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.
Психотерапия и психокоррекция.
Психофизиология и психофармакология.
Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).
Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.
П. формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном «приятного удовольствия». Образование многих П. начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. От их поведения в значительной степени зависит, какие П. сформируются у ребенка.
П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать П. полезные (П. к труду, П. помогать товарищам, гулять перед сном и др.) и вредные (несдержанность, П. перебивать говорящего и др.). Жизненно важные, общественно ценные П. облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицат. — дезорганизуют поведение. Формирование полезных П. и борьба с вредными — важнейшие задачи воспитания.
ПРИВЯЗАННОСТЬ (англ. attachment) — термин, используемый в детской психологии для обозначения формирующейся (обычно во 2-м полугодии) у младенцев избирательной П. к одному или нескольким лицам (прежде всего, к родителям или лицам, их замещающим). Эта П. выражается в любви и доверии к объектам П., а также в негативных эмоциональных реакциях на разлуку (сепарацию) с ними (см. Анаклитическая депрессия). Некоторые психологи категорически утверждают, что без формирования П. нормальное психическое развитие невозможно; данные лонгитюдных исследований показывают лишь то, что сила П. умеренно-позитивно коррелирует с социальной адаптацией и познавательной активностью в более старших возрастах. (Б. М.)
ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ (англ. reception of information) — совокупность психических процессов, с помощью которых осуществляется восприятие человеком сигналов внешнего мира. Принято выделять 4 основных режима работы оператора при П. и.: 1) поиск и обнаружение сигналов (выделение сигналов из шума), 2) различение сигналов; 3) идентификация (установление тождества сигналов); 4) опознание — соотношение поступающих сигналов с заданной системой эталонов или признаков с последующим декодированием сигналов. См. Идентификация перцептивная, Информационный поиск, Опознание.
Проблемы П. и. рассматриваются с учетом оценки предельной пропускной и разрешающей способности сенсорных и перцептивных систем человека-оператора, а также микроструктурного анализа сенсорно-перцептивных процессов, реализующих П. и. В 1-м случае определяются г. о. предельные, пороговые параметры сенсорно-перцептивных систем человека-оператора и временные характеристики П. и. Здесь оцениваются, напр., максимальная пропускная способность человека при П. и., пороги П. и. при решении разных задач, общая эффективность работы и т. д. Во 2-м случае П. и. связан с психологическим анализом и попытками построения моделей сенсорно-перцептивных процессов.
П. и. в реальной операторской деятельности лежит в основе информационной подготовки решения.
ПРИЕМЫ ТРУДОВЫЕ (англ. working techniques) — способы выполнения операций и их элементов, обеспечивающие решение производственных задач.
Различают продуктивные (рациональные) и непродуктивные П. т. К непродуктивным относятся ошибочные, повторные, случайные П. т. Продуктивность П. т. зависит от направленности внимания, темпа, координированности, синхронности, последовательности и направления движений, распределения усилий между работающими руками в разные моменты трудового процесса, от количества движений, их амплитуды и т. д. Напр., снять металл с заготовки можно 2-3 проходами фрезы (рациональный П. т.) или 5-10 проходами (нерациональный П. т.).
Опытного рабочего отличает многогранность П. т. и гибкость их применения. Изменение П. т. происходит не изолированно, оно связано с перестройкой всех компонентов трудовой деятельности. Напр., скоростное точение предполагает не только выбор соответствующих П. т., обеспечивающих выполнение действий в заданном темпе, но и перестройку самоконтроля, обдумывание предстоящих действий, наладку станка и т. д. Производственное обучение, основанное на понимании деятельности как системы входящих в нее компонентов, предполагает не столько отработку отдельных движений и П. т., сколько формирование соответствующего вида деятельности.
ПРИЗВАНИЕ (англ. vocation) — см. Склонность.
ПРИЗНАК (англ. feature) — все то, что выражает природу объектов (явлений), их сходство или различия. По П. объекты и явления опознаются, обозначаются и описываются. Каждый объект и каждое явление обладают множеством П., среди которых выделяются простые, сложные, комплексные, целостные. Один и тот же П. может выступать как общий, присущий нескольким объектам или явлениям, и как отличительный, характерный только для одного из них. По своему значению все П. делятся на существенные и несущественные. Существенный П. при всех условиях принадлежит объекту и является необходимым для его существования, выражает его коренную природу, тем самым отличая от др. объектов, др. видов и родов. Выделение существенных П. — основа формирования понятий. Наличие или отсутствие несущественного признака никак не влияет на существование объекта.
П. различаются не только по содержанию, но и способу их выделения и использования в процессах познания и формирования образа. К наиболее простым (элементарным) относятся отдельные сенсорные П., которым соответствует система общественно фиксированных сенсорных эталонов. Они оказывают организующее и регулирующее влияние на формирование перцептивного образа. Более сложными (составными, комплексными, интегральными) являются перцептивные П., на основе которых осуществляется идентификация и опознание (категоризация) объектов и выбирается способ действий с ними. Посредством эмпирического мышления эти П. классифицируются и по ним формально определяется вид или род объектов. С сенсорных и перцептивных П. начинается и на их основе осуществляется обобщение воспринятой информации и выделение свойств объектов или явлений в процессе познания и отражения их сущности. См. Опознавательные признаки, Подетальный анализ. (В. М. Гордон.)
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ (англ. knowledge application) — процесс использования полученной информации в различных видах деятельности человека (игровой, учебной, трудовой). П. з. — составная часть процесса организованного усвоения знаний, руководимого педагогом (учителем, инструктором). Оно также имеет место в самостоятельной деятельности человека (ребенка или взрослого). Для успешного П. з. помимо их усвоения требуется выработка интеллектуальных умений, содержащих в своей основе особые, «оперативные» знания правил, по которым надо действовать. П. з. предполагает не только использование этих знаний в готовом виде, но и их самостоятельное пополнение в соответствии с условиями задач, не решавшихся ранее в процессе обучения (см. также Самообразование). Поэтому для формирования умений применять знания нужно систематически ставить уч-ся в условия решения проблемной ситуации (см. Проблемное обучение). Создание постоянно действующей установки на поиски разрешения проблемной ситуации предполагает наличие не только интеллектуальной, но и мотивационной готовности к творческому использованию знаний.
П. з. может осуществляться при решении задач как в пределах одного учебного предмета, так и при переходе от одного учебного предмета к др., а также в различных видах практической (трудовой) деятельности. Содержание и характер П. з. в пределах одного учебного предмета определяются рядом факторов: 1) формой (прямой или косвенной) в которой выражено требование использовать определенные знания; 2) самостоятельным выбором знаний, необходимых для решения задачи; 3) анализом содержащихся в задаче данных (явных или скрытых), побуждающих к использованию знаний, и т. п.
Основная умственная операция, лежащая в основе П. з., — это узнавание ранее усвоенного материала в новых учебных ситуациях, применение абстрактного знания, правила, принципа, закона к конкретным условиям. Это узнавание не всегда осуществляется легко. Нередко задачи с абстрактным содержанием решаются легче, чем те, которые требуют самостоятельного отвлечения от конкретных данных, маскирующих содержащийся в них общий принцип решения.
В условиях работы общеобразовательной школы обучение разным формам П. з. приобретает большое значение в связи с тем, что перед школой общество ставит задачу развития мышления уч-ся. П. з. может осуществляться как в словесной (понятийной), так и в образной форме. Напр., при использовании в процессе трудового обучения в целях создания новых деталей (заготовок, рабочих приборов и т. п.) требуется не только узнавать в них определенные геометрические фигуры, но и мысленно видоизменять их конфигурацию или представлять пространственные соотношения не только в статике, но и в динамике — в процессе их изменения.
Изучение П. з. в процессе развития мышления уч-ся способствует сближению ранее разобщенных разделов психологии: психологии мышления и психологии учения.
ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ (англ. principle of sensory corrections) — использование для регулирования эффекторного процесса сенсорных сигналов о виде и динамике кинематической цепи, о степени и динамике растяжения (или сжатия) мышц, влияющих на ее движение. При этом сенсорные сигналы действуют не изолированно (отдельно по разным модальностям), а в виде целостных синтезов, специфических для каждого уровня построения движений. Сенсорные сигналы с периферии двигательного аппарата используются для корригирования движения при отклонении к.-л. его параметра от требуемого значения, образуя один из многочисленных контуров обратной связи в сервомеханизме моторики. Сенсорные синтезы формируются только в ходе реализации (как правило, многократной) движения, составляя его сугубо субъективный аспект, не обнаруживаемый сторонним наблюдением и не передаваемый словесным описанием. Сенсорный опыт, приобретаемый субъектом при решении двигательной задачи, откладывается в образе движения, на основе которого отрабатываются «профессиональные» характеристики последнего — плавность, точность, стабильность. П. с. к. сформулирован Н. А. Бернштейном. (А. И. Назаров.)
ПРИНЦИП СПЕЦИФИЧЕСКОГО КОДИРОВАНИЯ (англ. encoding specificity principle) — принцип, утверждающий, что признак, по которому происходит извлечение (воспроизведение) информации из памяти, эффективен только в том случае, если он присутствовал и был закодирован при заучивании (запоминании) материала (E. Tulving). (А. И. Назаров.)
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ (англ. decision making) в психологии традиционно рассматривается как этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия. Продуктивный процесс П. р. включает в себя появление новых целей, оценок, мотивов, установок, смыслов. Исследование волевых актов связано в отечественной психологии с именами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, Д. Н. Узнадзе.
Согласно формальной (математической) теории П. р., П. р. называется любой акт выбора из данного количества альтернатив по имеющемуся критерию. Однако психологическая реальность П. р. может не совпадать со схемами формальной теории, что выражается в забывании или игнорировании альтернатив или их последствий, в недооценке или переоценке объективных вероятностей, в изменении решений в условиях групповой деятельности, в детерминистской интерпретации задач с риском, во включении в представление о задаче лишь той информации, которая задана непосредственно, в «самоподтверждении гипотез», в игнорировании информации об их априорных вероятностях, в связывании полезности с доступностью альтернатив и с характером того множества вариантов, в которое они включены. Это обстоятельство требует различать психологические представления о П. р. и формальные схемы П. р. (В. М. Гордон.)
ПРИПОМИНАНИЕ (англ. retrieval) — произвольное воспроизведение материала, связанное с постановкой специальной репродуктивной задачи и с употреблением определенных приемов, с помощью которых она достигается. П. — сложное репродуктивное действие, требующее от человека не только усилий, но и специальных умений. П. избирательно, оно определяется содержанием репродуктивной задачи. Наиболее продуктивными приемами П. являются составление плана воспроизводимого материала и намеренное вызывание таких ассоциаций, которые косвенным путем могут привести к П. необходимого материала. Однако длительное и активное сосредоточение на ассоциациях, не приводящее к успеху, может вызвать отрицат. индукцию нервных процессов и затормозить то, что необходимо для воспроизведения. (Т. П. Зинченко.)
ПРИТЯЗАНИЯ ДЕТСКИЕ (англ. child aspirations). В процессе общения со взрослыми у ребенка уже в раннем возрасте развиваются П. д. на признание со стороны взрослого. Пока ребенок мал, эта потребность выражается открыто. Ребенок непосредственно взывает ко взрослому: «Смотри, как я делаю!», «Смотри, как я ем!» При этом малыш ожидает выражения восхищения тем, как он что-то делает. Взрослый, как правило, не обманывает его ожиданий. Воспитание ребенка основано преимущественно на формировании у него притязаний в признании: «Ты молодец», «Ты хорошо это делаешь». Так в повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования, и, чтобы быть признанным взрослым, он стремится выполнить эти требования. П. д. на признание становятся потребностью, определяющей успешность развития ребенка.
В развернутой форме П. д. на признание начинают появляться в раннем возрасте, когда ребенок становится способным усваивать элементарный набор социальных норм. Эти нормы запоминаются, усваиваются и становятся руководством к действию во многих ситуациях обыденной жизни: ребенок начинает выполнять правила пользования предметами, усваивает некоторые нормы взаимоотношений со взрослыми.
Возникнув в процессе общения со взрослыми, П. д. на признание в дошкольном возрасте переносятся и на отношения со сверстниками. В игре дети притязают на значимую для них роль. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в начальной школе, становятся успеваемость, оценки. Потребность в признании в учебной деятельности м. б. удовлетворена исключительно в процессе достижения детьми успехов в ней.
Обретенные в общении, П. д. на признание со стороны взрослых и сверстников становятся позитивным достижением социального развития ребенка, организующим его активную позицию к окружающим и самому себе. Однако П. д. как позитивным достижениям могут сопутствовать такие негативные образования, как, напр., зависть, лживость. См. Уровень притязаний личности, Аффект неадекватности. (В. С. Мухина.)
ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (от лат. pro — приставка в значении «перед») — вперед действующее торможение, затруднение в запоминании материала под влиянием предшествующей деятельности. Это влияние тем сильнее, чем больше в предшествующей деятельности сходства с последующим процессом запоминания.
Совместным действием П. т. и реактивного торможения объясняется более быстрое забывание середины заучиваемого материала (в случае его обширности и однородности по содержанию), чем начала и конца, т. к. средние части материала испытывают на себе тормозящее влияние предшествующих и последующих его частей. Ср. Позиционная кривая.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — см. Задача, Проблемное обучение.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (англ. problem education) — система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия уч-ся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. П. о. возникло в истории педагогики как реакция на схоластические методы обучения, как ответ на систему методов, использующих в качестве основных тренировку и запоминание без понимания усваиваемого учебного материала. В истории педагогики П. о. имело различные названия — сократический метод обучения (по имени древнегреч. философа Сократа), эвристический метод обучения, исследовательское обучение и др. И в современной педагогике существуют различные названия П. о. Наиболее распространенными являются: исследовательское и П. о. Понятие исследовательского метода обучения было особенно распространенным в 1920-х гг. и основывалось на представлении об обучении, как воспроизводящем реальные открытия, имевшие место в истории культуры.