ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 18125
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.
Большой психологический словарь.
Список сокращений и список символических обозначений.
Тематический предметный указатель.
Общенаучные, методологические и философские понятия.
Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).
Смежные информационно-кибернетические науки.
Смежные медико-биологические науки.
Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).
Возрастная психология и психология развития.
Зоопсихология, этология и сравнительная психология.
Инженерная психология, психология труда и эргономика.
Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).
Педагогическая психология и психологическая служба образования.
Психолингвистика и психосемантика.
Психология искусства, психология творчества.
Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.
Психотерапия и психокоррекция.
Психофизиология и психофармакология.
Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).
Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.
Распространению термина «Н.» содействовал З. Фрейд, который трактовал Н. шире, чем собственно сексуальную девиацию, — как закономерную стадию развития либидо. Каждому ребенку свойственны некоторые элементы Н. («первичный П.»), вскоре угасающие, но впоследствии могущие стать доминирующими и определить выбор сексуального объекта (вторичный Н., или нарциссические нарушения личности). Суть Н., по Фрейду, — помещение в самости всего внешнего мира, неспособность различения самости и мира, что определяет как внутренний мир, так и поведение: нарциссическая личность поглощена собой, отрезана от др., плохо социально адаптирована, тщеславна, манерна. «Либидо, оторвавшись от внешнего мира, обращается на собственное Я, и т. о. создается состояние, которое мы можем назвать Н.». Нарциссический тип выбора предполагает одну из 4 возможностей для сексуального объекта: а) самого себя — «то, что сам из себя представляешь»; б) «то, чем прежде был»; в) «то, чем хотел бы быть»; г) «лицо, бывшее частью тебя» (в то время как др., опорный, тип предполагает выбор вскармливающей женщины или защищающего мужчины). Для Фрейда Н. — скорее личностное свойство, проявляющееся в отсутствии потребности любить другого и быть любимым. Интересно, что Фрейд видит дальнейшее развитие Н. в родительской любви к детям (которую многие считают высшим проявлением альтруизма). Ребенок воспринимается как нечто, с одной стороны, являющееся частью родительского Я, а с др. — представляющее то, чем это Я хотело бы быть. Поэтому родительское преувеличение достоинств и игнорирование «обычности» и недостатков ребенка, стремление убрать с его дороги все препятствия дабы он мог воплотить все неисполненные желания родителей расценивается Фрейдом как возрождение Н. родителей. (И. А. М.)
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ (англ. heredity) — свойство живых систем воспроизводить свою организацию или, иначе говоря, воссоздавать себе подобных в ряду поколений. Современный этап изучения Н. характеризуется раскрытием молекулярной структуры генетического материала и выявлением важных особенностей его функциональной организации. Установлено, что хранение, воспроизведение и передача наследственной информации обеспечиваются посредством дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот.
Совокупность генов — генотип — образует целостную, исключительно слаженно и эффективно работающую систему, постоянно совершенствующуюся в процессе эволюции. Под большим или меньшим контролем генотипа находятся все признаки организма — анатомо-морфологические, биохимические, физиологические, вплоть до параметров высшей нервной деятельности у животных и человека (см. Генетика поведения, Психогенетика). Однако становление признаков и их индивидуальное выражение зависят в пределах возможностей, заданных генотипом, от конкретных условий, которые складываются для каждой особи в процессе индивидуального развития.
НАСТОЙЧИВОСТЬ (англ. insistence) — волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Не следует на основании внешнего сходства смешивать Н. с упрямством. И то и др. характеризуется упорным стремлением достичь желаемого, однако в отличие от Н. при упрямстве единственным мотивом поведения является самоутверждение, стремление настоять на своем.
Воспитание Н. необходимо начинать с раннего возраста. Самое главное — приучить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Следует ставить перед ним достаточно трудные, но выполнимые задачи и неуклонно требовать, чтобы он доводил начатое дело до конца. Очень важно также выработать у ребенка умение самостоятельно ставить и разрешать объективно значимые задачи. В школьном возрасте важная роль в развитии Н. принадлежит коллективу уч-ся и самовоспитанию. См. также Ассертивность.
НАСТРОЕНИЕ (англ. mood) — одна из форм эмоциональной жизни человека. Н. называется более или менее устойчивое, продолжительное, без определенной интенции эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.
Н. влияет в различной степени на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека. В отличие от чувств, всегда направленных на тот или иной объект (настоящий, будущий, прошлый), Н., будучи часто вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.
Н. характеризуется эмоциональным тоном (положительным — веселое, жизнерадостное, повышенное или отрицат. — грустное, подавленное, пониженное), а также различной динамикой. Относительно устойчивое Н. возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения существенных запросов и устремлений человека. Среди факторов, определяющих индивидуальные различия людей в отношении быстроты смены Н. и др. его особенностей, важное место занимают характеристики темперамента.
НАСТРОЙКА ОПЕРАТИВНАЯ (англ. operating tunning) — субъективное программирование ведущих параметров, характеристик деятельности, определяющих эффективность достижения цели в заданных условиях: точность, темп, напряженность, стабильность, продолжительность, способ, стиль деятельности.
Для психологии центральным является изучение путей и условий собственно психической настройки, в первую очередь настройки осознанной, произвольной, характеризующей человека как субъекта деятельности, который сознательно программирует и регулирует свое поведение. Вместе с тем под Н. о. понимается явление целостной психофизиологической подготовленности человека к деятельности, к работе. Так, Н. о. проявляется не только в сознательном, волевом намерении выполнить деятельность, но и в создании определенного функционального уровня нейродинамических систем организма, в создании и поддержке необходимых биохимических предпосылок этой деятельности и др. (см. Готовность к действию).
Н. о. всегда конкретна: изменение цели или условий деятельности приводит к изменению Н. о. Неопределенность, неконкретность цели деятельности, недостаточное знание условий ее осуществления препятствуют формированию Н. о. Чем большим опытом выполнения данной работы в определенных условиях обладает человек, тем адекватнее его Н. о. Будучи предпосылкой достижения и поддержки заданных характеристик деятельности, Н. о. во многом определяет эффективность деятельности в целом.
НАТАЛЬНЫЙ (от лат. natalis — относящийся к рождению, день рождения) — имеющий отношение к рождению, родам. Цикл жизни человека можно разделить на три периода — пренатальный (до рождения, внутриутробный), натальный (перинатальный) и постнатальный. См. Пренатальное развитие.
НАТУРА (от лат. natura — рождение).
1. В ненаучном (литературном) языке — темперамент, мотивы, характер человека (ср.: «Привычка — вторая Н. человека»).
2. Человеческая природа (англ. human nature) — генетические факторы и детерминированные ими фенотипические свойства человека, составляющие вместе т. н. природные задатки; последние по степени общности условно делятся на видовые, в т. ч. специфически видовые, расовые, гендерные, индивидуально-типологические (конституциональные), индивидуально-уникальные. Очевидно, к человеческой природе следует относить и собственно генотип человека. Помятуя о том, что природа человека «возделываема» (см. Ухтомский А. А.) в процессе воспитания и самовоспитания, целесообразно терминологически различать генетическую и фенотипическую природу. С помощью культуры формируются новые свойства, раскрываются одни природные задатки, но подавляются др. (Конечно, свойства индивидуальности не сводятся к ее природе.)
3. В словаре А. Ребера откровенно сообщается, что Н. («человеческая природа») — «абсолютно неопределенный термин». Впрочем, добавляется, что этот термин обозначает врожденные характеристики, но какие именно характеристики признаются генетически обусловленными, зависит от личных склонностей автора. За этим недовольством скрывается реальная трудность однозначного и стопроцентного рассмотрения к.-л. свойства исключительно наследственным. Большинство реальных (фенотипических) свойств лишь отчасти детерминированы наследственностью; поэтому их некорректно называть наследственными (природными). Современные психогенетические исследования ставят крест на многих устаревших спекуляциях о человеческой природе и хрестоматийных перечнях т. н. индивидных (биологических, природных) свойств психики человека и т. п. (Б. М.)
НАУЧЕНИЕ (у животных) (англ. learning) — индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи. В результате в каждом случае формируется единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически фиксированные (инстинктивные, видовые), так и индивидуально-изменчивые, благоприобретенные компоненты.
В основной своей форме — навыке — Н. характеризуется выработкой путем упражнения автоматизированных операций, направленных на решение определенных биологических задач (см. Кривая упражнения, Плато). При этом устраняются мешающие и излишние движения, удачные же сохраняются, повторяются и закрепляются. Одновременно отдельные действия объединяются в единый целостный комплекс, а дистантный сенсорный контроль в большей или меньшей степени заменяется проприоцептивным. Длительное отсутствие упражнения ведет к разрушению навыков. Содержание навыков определяется характером преодолеваемых в процессе упражнения преград. Совершенство навыка существенно зависит от дифференцированности и генерализованности восприятия условий, в которых он формируется. С повышением общего уровня организации животного возрастает лабильность, вариативность навыков. В отличие от фиксированных навыков, характеризующихся строго определенной системой последовательных движений, в лабильных навыках фиксирована лишь общая схема действия. Последняя осуществляется в разных случаях разными приемами, причем движения выполняются в разных сочетаниях и в различной последовательности в зависимости от конкретных условий ситуации. Наиболее лабильные навыки приближаются к интеллектуальным действиям животных и составляют их основу.
В условиях общения животных Н. иногда происходит в форме подражания одних особей действиям других. Чаще всего такое Н. остается в рамках видотипического манипулирования и играет известную роль в формировании поведения молодых животных (путем подражания взрослым, присвоения их опыта). Особой формой Н. является запечатление, играющее важную роль в постнатальном развитии многих форм инстинктивного поведения. См. Викарное научение, Законы научения, Инсайт, Латентное научение, Метод проб и ошибок, Моделирование, Учение.
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Начало научной разработке и применению новых методов организации труда и производства положил амер. инженер Ф. У. Тейлор (см. Тейлора система).
НОТ играет важную роль в решении задач повышения эффективности производства и улучшения качества продукции. Основные направления: 1) совершенствование форм разделения и кооперации труда на предприятиях; 2) улучшение организации и обслуживания рабочих мест; 3) рационализация приемов и методов труда (см. Приемы трудовые); 4) совершенствование нормирования труда; 5) подготовка и повышение квалификации рабочих кадров; 6) улучшение условий труда; 7) рационализация режимов труда и отдыха; 8) укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работающих. При внедрении НОТ решается триединая задача — экономическая (повышение производительности труда), психофизиологическая (сохранение здоровья), социальная (развитие личности трудящегося). При разработке НОТ находят применение результаты исследований по психологии труда, физиологии и гигиене труда, эргономике, инженерной психологии и технической эстетике.
НЕБЫЛИЦЫН ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ (1930-1972) — отечественный психолог, безвременно погибший в авиационной катастрофе; воспитанник научной школы дифференциальной психофизиологии Б. М. Теплова, энергично продолживший дело учителя после его кончины. Труды Н. посвящены проблемам общих свойств н. с. человека, темпераменту, структуре эмоциональности, напряженности деятельности операторов систем управления и др. В последние годы своей короткой жизни Н. начал развивать проблематику целостной характеристики индивидуальности, что заставило его обратиться к общей психологии. Он восстановил в правах понятие «активность», которое значительно шире понятия «деятельность» и более адекватно в контексте проблематики индивидуальности: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализовываться либо в умственном, либо в двигательном (в т. ч. речедвигательном), либо в социальном (общение) плане»; «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема на др. ...При этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются др. («содержательными») особенностями личности — ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов» (Н. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М., 1976, с. 178, 251). Соединение т. о. понимаемой активности с представлениями о деятельности помогло бы преодолеть ее «бесхарактерность» и «безличностность». (В. П. Зинченко.)
НЕВРАСТЕНИЯ — см. Неврозы.
НЕВРОЗЫ (от греч. neuron — жила, нерв) — группа «пограничных» функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.
Н. имеют полифакторную природу. В этиологии Н. определенную роль играют след. факторы: биологические (наследственность и конституция, длительные соматические заболевания); социально-психологические (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание); факторы, имеющие психологическую природу (преморбидные особенности личности, психические травмы и т. п.). Для клинической картины Н. характерно сочетание нарушений высшей нервной деятельности и соматовегетативных расстройств с субъективными переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией, и др.).
Среди Н. выделяют неврастению, Н. страха, истерический Н. и Н. навязчивых состояний.
Неврастения является следствием перенапряжения, истощения н. с., переутомления. Термин «неврастения» ввел М. Бирд в 1869 г. (букв.: «нервная астения, слабость»). Клиническое проявление неврастении — синдром раздражительной слабости (невыносливость к сильным раздражителям, подавленное настроение и т. п.). Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и повышенной утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения. У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций на почве общей соматической слабости.