ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 1647
Скачиваний: 3
– Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к культуре, проверь в себе свой Путь.
Мама была умная и добрая женщина, потому подумала: «Жить на сотом этаже небоскрёба недостаточно, чтобы твердить мне о свете, о культуре, о Пути. Мне нужно погрузиться в глубины своей души, чтобы разобраться, кто же я для своих детей и кто мне они!»
Но была бы она неумной, то сказала бы старику: «Ты для того поднялся на сотый этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне глупые наставления?»
Но она сказала:
– Спасибо, старик!
На шум вышел муж с недовольным видом.
– Что происходит? – спросил он жену. – Кто он?
– Он – мудрец, – ответила жена, – спроси, как воспитывать наших детей, он тебе скажет!
Мужчина бросил на старика испытующий взгляд.
– Хорошо, – сказал он, – назови мне три качества для воспитания сына!
Ответил Мудрец:
– Мужество, преданность, мудрость.
– Интересно… Назови три качества для воспитания дочери!
Сказал Мудрец:
– Женственность, материнство, любовь.
– О, – воскликнул муж женщины, – это прекрасно! Дай мне наставление, старик!
Мудрец улыбнулся.
– Вот тебе три заповеди: будь братом для своих детей, будь убежищем для них, умей учиться у них.
Отец был умным и волевым, потому решил для себя: «Значит, мне надо изменить своё отношение к сыну и дочке, и я это сделаю».
Но был бы он неумным, подумал бы: «Господи, что этот старичок несёт – мужество, женственность, любовь... Кому нужны в нашем мире эти покрытые плесенью понятия? И чему я должен учиться у своих детей – глупостям и дерзостям?.. Это есть педагогика первого этажа, а не педагогика для тех, кто живёт на сотом этаже небоскрёба».
– Спасибо, старик! – сказал отец и обратился к жене. – Дай ему, что нужно!
Но Мудрец не дождался даров, вошёл в лифт и нажал на кнопку вниз. Он спешил.
Кантата
об Очищении
Начнём с того, что успешное воспитание Ребёнка нуждается в нашем возвышенном настроении. Раз мы вызвали Ребёнка для рождения, значит, мы должны принимать его достойно. Ребёнка надо принимать:
– с чувством трепетного ожидания,
– с чистой любовью и мудрой радостью,
– с восхищением и удивлением,
– с чувством долга и ответственности,
– с чувством благоговения перед Творцом.
Ребёнка надо принимать как напоминание о будущем и как нашего воспитателя и учителя.
Мы должны готовить себя быть родителями – быть мамой или папой. Мы несём первые жертвы очищения.
У кого сварливый характер, пусть исправит.
Если в семье разлад, пусть восторжествует лад.
Кого мучит грубость, пусть избавится.
Кто не умеет ласкать, пусть научится.
Кто не любит тишину, пусть полюбит.
Кто болен, пусть излечится.
Кто курит, пусть бросит.
Кто алкоголик или наркоман, пусть лечится.
Кто привык к сквернословию, пусть отвыкает.
Кто любит праздность, пусть разлюбит.
У кого ссора с соседом, пусть помирится.
Кто труслив, пусть наберётся смелости.
Кто пессимист, пусть станет оптимистом.
Кто злой, пусть станет добрым.
У кого не хватает ума, пусть набирается.
У кого нет времени, пусть найдёт.
Кто не знает, что есть служение, пусть узнает.
Пусть это будет нашим облагораживающим началом. Путник у порога. Встретим его со всей мудростью нашего Сердца и со всей щедростью нашей Души. Мы ведь тоже Путники, только пришли чуть пораньше, чтобы принять следующего за нами Путника.
Аккорд
Заповедь
Мама, ты же чувствуешь смысл моего лепетания? Так пойми, о чём я толкую, чтобы твоя долгая забота о моём воспитании увенчалась успехом, дарю заповедь:
ВОСПИТЫВАЙТЕ МЕНЯ В ЛЮБВИ, КРАСОТЕ И ТЕРПЕНИИ.
В ЛЮБВИ – но не всякой, а в такой, которая долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
В КРАСОТЕ – но не всякой, а в такой, которая устремлена к сердечному, возвышенному, духовному; которая движет и облагораживает жизнь во мне и вне меня.
В ТЕРПЕНИИ – но не всяком, а в таком, которое творит, созидает, сорадуется, сопереживает, устремлено и готово на самопожертвование.
Пусть знают об этом все, кто помогает тебе в моём воспитании.
Сможете исполнить эту заповедь?
Фантазия
Мудрость Воспитания
Мудрость воспитания наших детей даётся нам от рождения. Она хранится в сердце нашем. Постичь её можно только родительским чувством. Именно это чувство подсказывает нам, притом сразу, незамедлительно, как быть с Ребёнком в тех или иных сложных ситуациях. И не только в сложных ситуациях, но постоянно, когда находимся рядом с Ребёнком. Сердце подскажет слово с соответствующей интонацией, намекнёт, что нам делать и в каких формах. И наши воспитательные шаги, как правило, будут верными.
Важно также следующее обстоятельство. Наши педагогические подходы к Ребёнку, во-первых, будут естественными составными нашего образа жизни (они родятся внутри этой жизни); во-вторых, в нас будет понимание Ребёнка, его сиюминутного состояния, и будут исполнены они нами с внутренним призывом к сотрудничеству.
И, в общем, в нас будет рождаться гуманная педагогика, а не авторитарная, силовая. Это будет педагогика материнского сердца, это будет отцовская мудрость воспитания.
Бывают случаи, когда молодые родители, не имея специального педагогического, а, возможно, никакого другого образования, кроме средней школы, и не зная об умных книгах о воспитании, тем не менее, растят прекрасных детей. А вот другие родители, может быть, даже профессора педагогического дела, не справляются со своими детьми, не могут обойтись без криков, принуждений, а их детям недостаёт воспитанности. Как это может получаться?
Опять возвращаемся к родительскому чувству и мудрости сердца. Если в нас это чувство пробудилось, то к нам придёт мудрость воспитания, и тогда чтение умных педагогических книг умножит в нас мудрость. Но если родительское чувство в нас не пробудилось, то нам не достанется мудрость нашего сердца. Мы можем знать все теории о воспитании, но их применение без участия родительского чувства не всегда порадует нас своими последствиями.
Как же тогда нам пробудить в себе родительское чувство? Мы должны хотеть иметь Ребёнка. Мечтаем о нём. В нашем воображении представляем, как мы его лелеем, как нежно любим, как ухаживаем, какая будет у нас дружба и взаимопонимание.
Эти наши искренние устремления к материнству и отцовству есть путь пробуждения родительского чувства.
Мы должны очень хотеть Ребёнка не для собственных благ, а для него самого, для того, чтобы мир получил через нас Благородного Человека. Но мы должны стараться облагораживать себя, чтобы сделаться достойной мамой, достойным папой для своего будущего Ребёнка. И тогда сердце откроет нам мудрость воспитания.
Нам нужно будет заниматься своим облагораживанием и после рождения Ребёнка. Нужно будет беречь в себе наши чаяния и думать над тем, какая будет нужна мама, какой нужен будет папа нашему Ребёнку по мере его взросления. Он будет меняться, и нам тоже надо будет менять своё отношение к нему. Чтение мудрых книг о воспитании будет утончать наши устремления.
В таких заботах мы можем уберечь в себе родительское чувство на весь период воспитания Ребёнка, на всю жизнь. Так мы станем мудрыми родителями, а позже – лучшими воспитателями наших внуков и внучат. Но представим другое.
Женщина не хочет родить Ребёнка. Он ей в тягость. Нужно от него избавиться. Она относится к плоду враждебно, а он пока зреет в её утробе. В её воображениях рисуются картины, сколько чего она лишится в жизни из-за его появления. Она злится на него, ненавидит его. Отец будущего Ребёнка тоже считает, что он ограничит его свободу... И в этих озлобленных переживаниях рождается Ребёнок.
У этой мамы сердце для Ребёнка останется закрытым, она не сможет черпать из него мудрость воспитания. Материнское чувство покинет её. В ней не родятся воспитательные слова и интонации, улыбка и ласка, воспитательная колыбельная. Её забота о Ребёнке будет лишена воспитательных чувств.
Ребёнок, разумеется, воспримет такое к себе отношение собственной матери, воспримет ещё до рождения, и тоже закроется, отдалится от неё. Он будет взрослеть, а маме всё сложнее будет влиять на Ребёнка.
Только сила искреннего покаяния, только исповедь перед Ребёнком, только неимоверные усилия изменить себя, может быть, помогут маме, чтобы родной Ребёнок принял её и чтобы они стали родными друг для друга.
Эти рассуждения равносильно относятся и к папе.
Элегия
о Дедушках и Бабушках
Наше родительское чувство будет нуждаться в усилении, тем более, если мы неопытные родители. Оно будет нуждаться в замене, когда мы на работе, в командировках. В этом нам помогут, в первую очередь, наши родители, с которыми живём вместе или которые могут приходить к Ребёнку, могут брать его к себе. Они для Ребёнка Дедушка и Бабушка. Чем они дороги для нас, как помощники в воспитании Ребёнка?
– Они тоже находились в волнующем ожидании внука, внучки.
– У них уже есть опыт воспитания.
– Их чувство любви к внуку, внучке своеобразно нежное.
– В них больше терпения, они умеют прощать.
– В них мудрость жизни.
– Они охотно гуляют с внуком, внучкой.
– Они умеют играть с ними.
– Дедушка умеет мастерить, с ним можно вести серьёзный разговор о серьёзных делах.
– Он готов отложить любое дело, если к нему обратится внук, внучка.
– Хорошо сидеть на коленях дедушки и задавать вопросы.
– Бабушка знает много сказок, стихов, знает, что читать.
– Бабушка знает молитвы; читает молитвы внуку, внучке.
– Бабушка умеет печь вкусные пирожки.
Любовь и привязанность к дедушке и бабушке у Ребёнка тоже особенные: они – его убежище, его защита, его помощь, надежда, утешение. Пройдут годы, десятилетия, и «в моральном климате памяти» уже взрослого внука, взрослой внучки воспоминания о дедушке и бабушке станут духовно-нравственными ориентирами.
Нам надо довериться нашим родным людям.
Мы должны уважать их, быть благодарны им.
Будет хорошо и полезно советоваться с ними.
Пусть Ребёнок видит наше почтительное отношение к нашим родителям. Особенно необходима забота о Ребёнке именно дедушек и бабушек в тех печальных случаях, когда у родителей не раскрылось родительское чувство, и они не хотят видеть в себе маму и папу своего ребёнка.
Каприччио
«Не паниковать»
Тамусики три месяца. Дедушка держит её спиной к себе и гуляет по саду, где много роз. Тамусики вдохновила дедушку: он поёт ей песенки, читает стихи, придумывает развлечения, снимает видео. Заботы дедушки о внучке нежные.
Дедушка подходит к розам. Для малышки сейчас пора, чтобы набрать как можно больше впечатлений. Она долго присматривается к раскрытым и разноцветным розам.
Оказалось, осы обустраивали своё гнездо на стебле одного куста. Когда куст шевельнулся, рой ос злобно зашипел. Они нанесли несколько укусов дедушке, но одна из этих злобных ос успела ужалить в ножку Тамусики. Малышка закричала и горько заплакала.
Не суетиться!
Но никто об этом не вспомнил. Мама взяла Ребёнка у дедушки и начала бегать взад-вперёд, не зная, как успокоить Дитя. Прабабушка из ужаленного вспухшего места выдавливала яд. Тамусики стало ещё больнее, она заплакала ещё громче. Гости из Москвы давали советы, как помочь Ребёнку, но советы были разные. Тётя начала звонить главному педиатру районной детской поликлиники.
И знаете, что та сказала?
– Ой, – сказала она, – это очень опасно, я ничего не смогу сделать, ко мне Ребёнка приводить не надо, срочно отвезите его в стационар.
Паника растёт.
Прадедушка стоит в стороне и тихо плачет.
Звонят знакомому врачу: так вот и так, говорят ему, младенца укусила оса. Что делать?
– Ой, – говорит тот по телефону, – немедленно намажьте такой-то мазью, сделайте такие-то уколы! Это очень опасно, могут быть осложнения!
Врач не сказал:
– Не паникуйте, успокойтесь.
Наоборот:
– Паникуйте как можно больше!
А Тамусики продолжает плакать!
Мама бегает взад-вперёд.
– Срочно едем в Тбилиси, – говорит она.
А как место укуса?
Распухло? Не распухло?
Но дедушка, которого тоже ужалили осы в восьми или девяти местах на руках и на ногах, не чувствует боли. Он чувствует только боль Ребёнка и свою вину: ведь он держал Ребёнка, он подошёл, как нарочно, к этому злосчастному кусту роз. Конечно, он виноват!
Боль малышки и боль сердца дедушки!
Как это пережить?
Никто не говорит: не паникуйте, ничего страшного не происходит, скоро всё пройдёт.
Дедушку осеняет мысль позвонить в Тбилиси соседу – главному врачу детской больницы.
Он усиливает звук телефонного аппарата.
Все слышат, что говорит врач:
– Оса ужалила? Посмотрите, место укуса опухло?
– Нет, не опухло, – отвечает дедушка.
Но один врач сказал нам, что Ребёнка немедленно надо везти в стационар, другой же назначил уколы и мази.
– А вы сделали укол? Слава Богу, что нет, – говорит врач, и все слышат, что он говорит. – Как можно такие уколы делать трёхмесячному младенцу! И никакой мази! Никакой стационар тоже не нужен!
И только он по мобильному телефону озвучивает главные слова:
– Не паникуйте! Ребёнок, наверное, уже успокаивается...
В самом деле, Тамусики уже не плачет.
– Если даже вспухнет ужаленное место, это вовсе не опасно. Через полчасика пройдёт…
Каждый смотрит на укушенное место: там только малюсенькая красная точечка, больше ничего. Каждый целует эту точечку.
Спустя полчаса звонит врач:
– Ну как? Вот видите... Не надо везти Ребёнка в Тбилиси, здесь такая жара... Отдыхайте.
И повторяет золотые слова:
– Не паникуйте!
Ох, как труден для молодой мамы путь набирания опыта спокойного воспитания!
Но зачем ждать опыта, когда есть Мудрость!
Не будем паниковать, иначе сердце дедушки такого второй раз не выдержит.
А этим двум врачам...
А этим двум врачам стыд и срам!
Рапсодия
Да благословит их Господь
Вопрос Синтии:
– У меня есть знакомые, которые в силу обстоятельств не могут иметь детей. Они собираются усыновить или удочерить Ребёнка, оставленного мамой в роддоме. Как у них будет с родительским чувством?
Люди, которые становятся приёмными родителями, могут открыть в себе родительское чувство со всей его мудростью. Но условия будут те же самые: они должны хотеть иметь Ребёнка, должны мечтать о нём, должны любить его. При воспитании Ребёнка они никогда не должны думать о том, что не являются для него настоящими родителями. Ни при каких обстоятельствах они не должны жалеть, что усыновили Ребёнка, и именно этого Ребёнка, а не другого, которого, может быть, тоже предлагали на выбор.
Они могут открыть в себе мудрость воспитания и в том случае, если усыновят или удочерят не младенца, а повзрослевшего Ребёнка, который изначально будет знать, что они «не настоящие» его родители. Ребёнок примет их как своих родных только тогда, когда сами приёмные родители будут чувствовать его как родного. И никогда, какие бы сложности не возникли в воспитании, не припомнят ему, какое благо они принесли ему. Быть приёмными родителями – это не значит заниматься благотворительностью.