Файл: Методика и технология воспитат деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 2947

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Ю.Г. Резникова, Т.К.Солодухина, Г.Н. Фомицкая









Пособие для самостоятельной работы

студентов по курсу

Методика и технология

воспитательной деятельности












Улан-Удэ

Издательство Бурятского госуниверситета

2003



УДК 378.14

Р 344 Утверждено к печати редакционно-издательским

советом Бурятского государственного университета


Рекомендовано Ученым Советом ИПО БГУ к применению при выполнении квалификационной работы по педагогике дополнительной квалификации «Преподаватель»



Рецензенты:

Н.Ж. ДАГБАЕВА, кандидат педагогических наук, доцент

В.И. СОЛОДУХИН, кандидат педагогических наук, доцент








Резникова Ю.Г., Солодухина Т.К., Фомицкая Г.Н.

Р 344 Пособие для самостоятельной работы студентов по курсу Методика и технология воспитательной деятельности. - Улан-Удэ, 2003. - 112 с. ISBN -

Пособие включает задания и учебные материалы для организации самостоятельной работы студентов и проведения семинарских и практических занятий по курсу «Методика и технология воспитательной деятельности».

Адресовано студентам университета, аспирантам, преподавателям.




© Ю.Г. Резникова., К.Солодухина.,

Г.Н. Фомицкая, 2003

ISBN © Бурятский госуниверситет, 2003


Предисловие


Инновационные процессы, происходящие сегодня в учреждениях образования, возрастание требований к уровню воспитанности личности предъявляют серьезные требования к профессиональной подготовке будущих специалистов. Современная подготовка педагогов-воспитателей предполагает не только овладение студентами способами получения и обработки теоретической информации, предполагающей всю широту и полноту современных научных взглядов и концепций, альтернативных суждений по вопросам воспитания, но и формирование умений работать самостоятельно.

Особенность данного учебного пособия состоит в том, что основной акцент авторами сделан на самостоятельную деятельность будущих специалистов, которая предполагает работу с основной и дополнительной литературой, позволяющей расширить понятийно-терминологический аппарат, познакомиться с различными научными школами и направлениями, реализовать свои умения в технологических приемах воспитательных воздействий, отрабатываемых как самостоятельно, так и в аудитории под руководством педагога.

Самостоятельное решение педагогических задач и осмысление воспитательных ситуаций вводит студентов в сложный мир будущей профессии, знакомит с состоянием воспитания в современной школе. Логика решения задач ставит студентов в позицию исследователя, дает возможность глубоко изучить педагогическую действительность, научиться принимать ответственность за судьбу подрастающих поколений в сложных ситуациях.

Учебное пособие «Методика и технология воспитательной деятельности» является дополнением к ранее опубликованным лекциям «Основы воспитательной работы в школе» (2001).

Авторский коллектив будет весьма признателен за критические замечания по содержанию опубликованного материала и за пожелания по его совершенствованию.



Тема 1. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ

ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Задачи:

1.Знать сущность, структуру и содержание воспитательного процесса.

2.Уяснить современные подходы и концепции воспитания.

3.Понять роль педагога в воспитательном процессе современной школы.


Обязательная литература:


  1. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб. пособие. – Ростов н /Д, 2001.

  2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие.- Ростов н/Д, 2002.

  3. Молонов Г.Ц. Теория, методика и технология воспитания в школе: Учеб. пособие.– Улан-Удэ, 1997.

  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие. – М.,1999.

  5. Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. – 1993. - №2.

  6. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. – М., 1998.

  7. Щуркова Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников. – 1996.- №3.

  8. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1999.

  9. Щуркова Н.Е. Философическое воспитание //Воспитание школьников. – 1996. - №2.


Дополнительная литература:


  1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.,1993.

  2. Морозова О.П. Педагогический практикум. – М., 2000.

  3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. – М., 1999.

  4. Резникова Ю.Г., Солодухина Т.К., Фомицкая Г.Н. Основы воспитательной работы в школе: Учеб. пособие для студентов университета. – Улан-Удэ, 2001.

  5. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1.- М.,1993.

  6. Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М.,1989.


Задания для работы с литературой:


Задание 1. Прочитайте работы, указанные в списке обязательной литературы, и проанализируйте сущность процесса воспитания на современном этапе с позиции разных авторов.

Задание 2. Прокомментируйте воспитательные концепции личностной ориентации

Задание 3. Обоснуйте свою точку зрения на роль и значение личности педагога в воспитательном процессе современной школы.

Практические задания:


Задание 1.

Прочитайте предложенные ниже характеристики воспитательного процесса. Обоснуйте ваше отношение к авторской позиции. Аргументируйте ответ.

1.Воспитательная система школы: проблемы управления. – М.,1997. – С.54-55.

«Воспитание в процессе обучения, как и сам процесс обучения, - явление комплексное. При определенной ориентации учителя оно пронизывает всю урочную и внеурочную фазу. Специфика реализации воспитания связана с возрастом учащихся, с объективными возможностями учебного предмета. Важно, чтобы оно было органично связано с учебным материалом и ожиданиями школьников.

Переориентация на личность, на множественность ее интересов требует от всего процесса обучения и воспитания человека свободного, умеющего принимать решения и отвечать за них, терпимого, рефлектирующего и, конечно, гуманного.


Ценность образования и культуры должна стать вектором реализации воспитательных возможностей процесса обучения.

Воспитание – явление многоплановое, многоаспектное и безграничное. Его можно рассматривать сквозь призму содержания, методов обучения, организационных форм.

Нужно осознать, что воспитание по сути «вплетено» в весь процесс передачи содержания образования. В определенной степени воспитательные аспекты отражены в учебниках, учебных пособиях, книгах для самостоятельного чтения учащихся. Однако главные акценты расставляет сам учитель».

2. Мид М. Культура и мир детства: Пер. с англ. – М., 1988.

В ряде учебных пособий по педагогике воспитание определяется как процесс трансляции социального опыта от одного поколения к другому. Однако американский этнограф М. Мид показывает особенности этого процесса.

«Постфигуративная культура – это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что дети, держа на руках новорожденных внуков, не могут представить себе никакого будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим для их детей.


< …>

Во всех кофигуративных культурах старшие по возрасту по- прежнему господствуют в том смысле, что именно они определяют стиль конфигурации, устанавливают пределы ее проявления в поведении молодых. Но в то же самое время там, где общепризнано, что представители некоторого поколения будут моделировать свое поведение по поведению своих сверстников (в особенности, когда речь идет о подростковых группах сверстников) и что их поведение будет отличаться от поведения их родителей и дедов, каждый индивидуум, коль скоро ему удастся выразить новый стиль, становится в некоторой мере «образцом для других представителей нового поколения».

<…>

В наши дни темп развития общества стал настолько быстрым, что прошлый опыт уже не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая сильным и прогрессивным подходам к новым обстоятельствам. Постфигуративная культура ориентируется, главным образом, на будущее. Поэтому не только молодежь учится у старших, как это было всегда, но старшие во все большей степени прислушиваются к молодежи»

3. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. – 1999. - №3. – С.22.

«Процесс воспитания наполнен ценностными отношениями. Они объект внимания педагога, когда тот взаимодействует с детьми. И это нисколько не умаляет ценности самого ребенка, ибо он сам тоже в общении с педагогом ориентирован на ценностное восприятие мира. И педагог, и ребенок – оба субъекты ценностных отношений. Они дороги друг для друга именно как носители особого автономного мира с особой системой отношений и особой, отличной от других позиций по отношению к миру.

Но каково же место освоения и усвоения мира – того, что мы называем обучением. Понятно, роль их подсобная: чтобы любить мир, его нужно знать. Роль их условная: чтобы принять мир, с ним нужно уметь общаться, вступать во взаимодействие. Без обучения, которое обеспечивает знание и умение жить в мире, невозможно формирование ценностных отношений. Объект может стать для личности ценностью лишь при условии познания данного объекта. Таким образом, процесс обучения вошел в структуру воспитательного процесса, стал ее частью – непременной, обязательной, чрезвычайно важной, но частью более широкого педагогического явления, чем сам процесс обучения».


Задание 2. Используя метод гирлянд, образуйте группу ассоциаций к понятию «воспитание».

Первый шаг. Определение синонимов объекта.

Второй шаг. Выбор случайных объектов.

Третий шаг. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов. Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

Четвертый шаг. Составление перечня случайных объектов. Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков (2-3 минуты).

Пятый шаг. Генерирование идей путем поочередного присоединения к «воспитанию» и его синонимам признаков случайных объектов.


Задания для самоконтроля:

I.Дайте определение процессу воспитания.

II.В чем заключается сущность процесса воспитания в современной школе?

III.Каковы особенности процесса воспитания?

IV.Замените словосочетания одним термином:

а) целенаправленный процесс формирования личности;

б) субъективный фактор воспитания, его важнейшее условие;

в) расчлененность объекта на смысловые законченные части.

V.Составьте словарь терминов по данной теме.


Аудиторное занятие (лабораторно-практическое)

на тему «Воспитательная система школы»


Занятию предшествует посещение школы (по выбору студентов) для ознакомления с воспитательной системой образовательного учреждения.

Цель: подготовить студентов к организации самостоятельной воспитательной деятельности через исследование и анализ разнообразных воспитательных систем.


Схема характеристики воспитательной системы школы


I.Общие данные о школе


  1. Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная средняя, начальная, гимназия, лицей, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка; государственная, частная).

  2. Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.

  3. Взаимодействие с другими школами, дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д.

  4. Количественные характеристики (количество учащихся, классов, учителей, организаторов внеклассной работы и др.).

  5. Фамилия, имя, отчество директора школы. Почтовый адрес школы, номер телефона.

II. Особенности воспитательной системы


1.Педагогические идеи, лежащие в основе построения воспитательной системы.

2.Цели воспитания; особенности целеполагания в воспитательной системе, участие учителей, учащихся, родителей.

3.Приоритетные и системообразующие виды деятельности, их организация.

4.Традиции, ритуалы.

5.Объединения (постоянные, временные) учащихся, учителей, родителей, формы их взаимодействия.