ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 3085
Скачиваний: 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.Г. Резникова, Т.К.Солодухина, Г.Н. Фомицкая
Пособие для самостоятельной работы
студентов по курсу
Методика и технология
воспитательной деятельности
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2003
УДК 378.14
Р 344 Утверждено к печати редакционно-издательским
советом Бурятского государственного университета
Рекомендовано Ученым Советом ИПО БГУ к применению при выполнении квалификационной работы по педагогике дополнительной квалификации «Преподаватель»
Рецензенты:
Н.Ж. ДАГБАЕВА, кандидат педагогических наук, доцент
В.И. СОЛОДУХИН, кандидат педагогических наук, доцент
Резникова Ю.Г., Солодухина Т.К., Фомицкая Г.Н.
Р 344 Пособие для самостоятельной работы студентов по курсу Методика и технология воспитательной деятельности. - Улан-Удэ, 2003. - 112 с. ISBN -
Пособие включает задания и учебные материалы для организации самостоятельной работы студентов и проведения семинарских и практических занятий по курсу «Методика и технология воспитательной деятельности».
Адресовано студентам университета, аспирантам, преподавателям.
© Ю.Г. Резникова., К.Солодухина.,
Г.Н. Фомицкая, 2003
ISBN © Бурятский госуниверситет, 2003
Предисловие
Инновационные процессы, происходящие сегодня в учреждениях образования, возрастание требований к уровню воспитанности личности предъявляют серьезные требования к профессиональной подготовке будущих специалистов. Современная подготовка педагогов-воспитателей предполагает не только овладение студентами способами получения и обработки теоретической информации, предполагающей всю широту и полноту современных научных взглядов и концепций, альтернативных суждений по вопросам воспитания, но и формирование умений работать самостоятельно.
Особенность данного учебного пособия состоит в том, что основной акцент авторами сделан на самостоятельную деятельность будущих специалистов, которая предполагает работу с основной и дополнительной литературой, позволяющей расширить понятийно-терминологический аппарат, познакомиться с различными научными школами и направлениями, реализовать свои умения в технологических приемах воспитательных воздействий, отрабатываемых как самостоятельно, так и в аудитории под руководством педагога.
Самостоятельное решение педагогических задач и осмысление воспитательных ситуаций вводит студентов в сложный мир будущей профессии, знакомит с состоянием воспитания в современной школе. Логика решения задач ставит студентов в позицию исследователя, дает возможность глубоко изучить педагогическую действительность, научиться принимать ответственность за судьбу подрастающих поколений в сложных ситуациях.
Учебное пособие «Методика и технология воспитательной деятельности» является дополнением к ранее опубликованным лекциям «Основы воспитательной работы в школе» (2001).
Авторский коллектив будет весьма признателен за критические замечания по содержанию опубликованного материала и за пожелания по его совершенствованию.
Тема 1. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ
ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Задачи:
1.Знать сущность, структуру и содержание воспитательного процесса.
2.Уяснить современные подходы и концепции воспитания.
3.Понять роль педагога в воспитательном процессе современной школы.
Обязательная литература:
-
Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб. пособие. – Ростов н /Д, 2001.
-
Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие.- Ростов н/Д, 2002.
-
Молонов Г.Ц. Теория, методика и технология воспитания в школе: Учеб. пособие.– Улан-Удэ, 1997.
-
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие. – М.,1999.
-
Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. – 1993. - №2.
-
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. – М., 1998.
-
Щуркова Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников. – 1996.- №3.
-
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1999.
-
Щуркова Н.Е. Философическое воспитание //Воспитание школьников. – 1996. - №2.
Дополнительная литература:
-
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.,1993.
-
Морозова О.П. Педагогический практикум. – М., 2000.
-
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. – М., 1999.
-
Резникова Ю.Г., Солодухина Т.К., Фомицкая Г.Н. Основы воспитательной работы в школе: Учеб. пособие для студентов университета. – Улан-Удэ, 2001.
-
Российская педагогическая энциклопедия. Т.1.- М.,1993.
-
Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М.,1989.
Задания для работы с литературой:
Задание 1. Прочитайте работы, указанные в списке обязательной литературы, и проанализируйте сущность процесса воспитания на современном этапе с позиции разных авторов.
Задание 2. Прокомментируйте воспитательные концепции личностной ориентации
Задание 3. Обоснуйте свою точку зрения на роль и значение личности педагога в воспитательном процессе современной школы.
Практические задания:
Задание 1.
Прочитайте предложенные ниже характеристики воспитательного процесса. Обоснуйте ваше отношение к авторской позиции. Аргументируйте ответ.
1.Воспитательная система школы: проблемы управления. – М.,1997. – С.54-55.
«Воспитание в процессе обучения, как и сам процесс обучения, - явление комплексное. При определенной ориентации учителя оно пронизывает всю урочную и внеурочную фазу. Специфика реализации воспитания связана с возрастом учащихся, с объективными возможностями учебного предмета. Важно, чтобы оно было органично связано с учебным материалом и ожиданиями школьников.
Переориентация на личность, на множественность ее интересов требует от всего процесса обучения и воспитания человека свободного, умеющего принимать решения и отвечать за них, терпимого, рефлектирующего и, конечно, гуманного.
Ценность образования и культуры должна стать вектором реализации воспитательных возможностей процесса обучения.
Воспитание – явление многоплановое, многоаспектное и безграничное. Его можно рассматривать сквозь призму содержания, методов обучения, организационных форм.
Нужно осознать, что воспитание по сути «вплетено» в весь процесс передачи содержания образования. В определенной степени воспитательные аспекты отражены в учебниках, учебных пособиях, книгах для самостоятельного чтения учащихся. Однако главные акценты расставляет сам учитель».
2. Мид М. Культура и мир детства: Пер. с англ. – М., 1988.
В ряде учебных пособий по педагогике воспитание определяется как процесс трансляции социального опыта от одного поколения к другому. Однако американский этнограф М. Мид показывает особенности этого процесса.
«Постфигуративная культура – это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что дети, держа на руках новорожденных внуков, не могут представить себе никакого будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим для их детей.
< …>
Во всех кофигуративных культурах старшие по возрасту по- прежнему господствуют в том смысле, что именно они определяют стиль конфигурации, устанавливают пределы ее проявления в поведении молодых. Но в то же самое время там, где общепризнано, что представители некоторого поколения будут моделировать свое поведение по поведению своих сверстников (в особенности, когда речь идет о подростковых группах сверстников) и что их поведение будет отличаться от поведения их родителей и дедов, каждый индивидуум, коль скоро ему удастся выразить новый стиль, становится в некоторой мере «образцом для других представителей нового поколения».
<…>
В наши дни темп развития общества стал настолько быстрым, что прошлый опыт уже не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая сильным и прогрессивным подходам к новым обстоятельствам. Постфигуративная культура ориентируется, главным образом, на будущее. Поэтому не только молодежь учится у старших, как это было всегда, но старшие во все большей степени прислушиваются к молодежи»
3. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. – 1999. - №3. – С.22.
«Процесс воспитания наполнен ценностными отношениями. Они объект внимания педагога, когда тот взаимодействует с детьми. И это нисколько не умаляет ценности самого ребенка, ибо он сам тоже в общении с педагогом ориентирован на ценностное восприятие мира. И педагог, и ребенок – оба субъекты ценностных отношений. Они дороги друг для друга именно как носители особого автономного мира с особой системой отношений и особой, отличной от других позиций по отношению к миру.
Но каково же место освоения и усвоения мира – того, что мы называем обучением. Понятно, роль их подсобная: чтобы любить мир, его нужно знать. Роль их условная: чтобы принять мир, с ним нужно уметь общаться, вступать во взаимодействие. Без обучения, которое обеспечивает знание и умение жить в мире, невозможно формирование ценностных отношений. Объект может стать для личности ценностью лишь при условии познания данного объекта. Таким образом, процесс обучения вошел в структуру воспитательного процесса, стал ее частью – непременной, обязательной, чрезвычайно важной, но частью более широкого педагогического явления, чем сам процесс обучения».
Задание 2. Используя метод гирлянд, образуйте группу ассоциаций к понятию «воспитание».
Первый шаг. Определение синонимов объекта.
Второй шаг. Выбор случайных объектов.
Третий шаг. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов. Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.
Четвертый шаг. Составление перечня случайных объектов. Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков (2-3 минуты).
Пятый шаг. Генерирование идей путем поочередного присоединения к «воспитанию» и его синонимам признаков случайных объектов.
Задания для самоконтроля:
I.Дайте определение процессу воспитания.
II.В чем заключается сущность процесса воспитания в современной школе?
III.Каковы особенности процесса воспитания?
IV.Замените словосочетания одним термином:
а) целенаправленный процесс формирования личности;
б) субъективный фактор воспитания, его важнейшее условие;
в) расчлененность объекта на смысловые законченные части.
V.Составьте словарь терминов по данной теме.
Аудиторное занятие (лабораторно-практическое)
на тему «Воспитательная система школы»
Занятию предшествует посещение школы (по выбору студентов) для ознакомления с воспитательной системой образовательного учреждения.
Цель: подготовить студентов к организации самостоятельной воспитательной деятельности через исследование и анализ разнообразных воспитательных систем.
Схема характеристики воспитательной системы школы
I.Общие данные о школе
-
Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная средняя, начальная, гимназия, лицей, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка; государственная, частная).
-
Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.
-
Взаимодействие с другими школами, дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д.
-
Количественные характеристики (количество учащихся, классов, учителей, организаторов внеклассной работы и др.).
-
Фамилия, имя, отчество директора школы. Почтовый адрес школы, номер телефона.
II. Особенности воспитательной системы
1.Педагогические идеи, лежащие в основе построения воспитательной системы.
2.Цели воспитания; особенности целеполагания в воспитательной системе, участие учителей, учащихся, родителей.
3.Приоритетные и системообразующие виды деятельности, их организация.
4.Традиции, ритуалы.
5.Объединения (постоянные, временные) учащихся, учителей, родителей, формы их взаимодействия.