ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 8158
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Т еоретическое алгоритмизация программирование
Моделирование контроля контроля
Ситуационные формы активного обучения. Общее представление о них дано в работе Смолкина А.М. [207].
Обсуждение обсуждение результата
2.2.2. История педагогического тестирования
2.3.10. Процедура экзаменационного контроля
2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»
Необходимость умений пользования ею
Отметка оценка балы рейтингкредит
Уровни владения иностранным языком
СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ
А.Г. ВОЙТОВ
ТЕСТОЛОГИЯ
гуманитариям
Теория и практика учебного тестирования
МОСКВА – 2005
Войтов А. Г. ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб. изд., руководство педагогам гуманитарных, социальных и экономических наук; уч. пособие для студ. педвузов; – М.: 2005. - с. 401
Попытка синтеза общей теории использования учебных тестов при обучении в высших учебных заведениях на примере гуманитарных, социальных, экономических дисциплин. Основой данной версии тестологии является специальное изучение тестирования, руководство методической группой экономистов по тестам в 1970-1980-е годы, обобщение практики тестирования в форме депонированной методики, 30-летний личный опыт использования тестов при обучении общеэкономической науке. Описана авторская компьютерная программа терминологических тестов соответствия с автоматическим генерированием заданий по гуманитарным наукам.
Библиография – 242 названия
Авторскую СУБД «Системное тестирование»
можно получить по адресу сайта: sorit.ru
А.Г. Войтов, 2005
АББРЕВИАТУРА
ТВПП – трудовое воспитание подрастающего поколения
СУБД – система управления базами данных
СУБД СТ – авторская СУБД «Системное тестирование»
СМИ – средства массовой информации
ЗУН – знания, умения, навыки
ФТЭ – фундаментальная теория экономики
КИМ – контрольно-измерительные материалы.
КТП - компьютерные тестирующие программы
КАТ – компьютерное адаптивное тестирование
ТКТ - технологии компьютерного тестирования
ЕГЭ – единый государственный экзамен
НТП – научно-технический прогресс
НИТ – новые информационные технологии
ТСО – технические средства обучения
СЛС – структурно-логические схемы
УМО – учебно-методические объединения
НМС – научно-методические советы
КИ – коэффициент интеллекта
ЦТПО – центр тестирования профессионального образования
БТЗ – банк тестовых заданий
АСТ – адаптивная система тестирования
ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
УМК – учебно-методические комплексы по дисциплинам
ВЦ – вычислительный центр
ВЦВК – внутривузовский центр внешнего контроля
Посвящаю истинным педагогам
Предисловие
Проблемы педагогики начал осознавать студентом МГУ. Я был «великовозрастным» студентом, имевшим две технические профессии – строителя и радиомеханика. Не мог бездумно поглощать всё то, чем «пичкали» студентов. Сказался и эффект 3-х летнего перерыва в учебе во время службы в армии. Имел значение и факт деревенского происхождения, особенно в сравнении со студентами-москвичами. К тому же первые полтора года я был голодным студентом. Все это привело к тому, что критически воспринимал все то, чему и как нас учили. Например, первый семинар по философии на экономическом факультете был посвящен «Тезисам о Фейербахе» К. Маркса. Сегодня я бы обсудил данные гениальные тезисы, но что можно было ждать от студента, который впервые открыл учебник философии? Так ли надо было учить философии? Я тогда не знал ответа на этот вопрос. В результате завел специальную папку материалов, куда клал заметки о том, как не надо учить. И она пухла. Скажем, педагог рисовал схематично токарный станок на доске вроде коня, а у меня возникали вредные эмоции по этому вопросу…. Тогда у меня возник ряд идей, которые прорабатывал в последующем и которые нашли отражение здесь.
Снова вернулся к проблемам педагогики, когда сам стал педагогом. Обучая других, снова пережил свою молодость, вспоминая то, как меня учили – и положительный и отрицательный опыт моего вхождения в науку. Все это время читаю много книг по педагогике, пытаясь усвоить опыт работы. Помогло и то, что закончил факультет программированного обучения общества «Знание» при Политехническом музее города Москвы.
Третий этап - подготовка методик по наглядности, учебному тестированию, трудовому воспитанию подрастающего поколения. Результаты этого поиска или депонированы или опубликованы статьями.
Четвертый этап – работа над книгами, в целом, последнее десятилетие. Педагогическая компонента науки естественна и существенна. Исключение ее – залог бесплодности любой науки. Каждый раз приходится уделять внимание её частным аспектам и, в конечном счете, общей теории педагогики. Сравнительно недавно возникло намерение изложить общую теорию педагогики. В моих трудах я часто обращал внимание на ее проблемы. Думаю, что мне уже не по силам написать ее – нет времени и условий. Рынок книг о педагогике перегружен макулатурой. В этих условиях теряется смысл работы над общей теорией педагогики и её публикации.
Особое значение в повседневном педагогическом труде имеют учебные тесты. Потребности моего повседневного труда в тестах растут вместе с возрастом и уменьшением жизненной энергии. Они помогают решать проблемы обучения студентов. Данный факт, а также ряд других факторов, побудил меня к работе над данной книгой.
Актуальность учебного тестирования, интерес общества к проблемам тестирования подтолкнул к работе над книгой по данной проблеме. В ней я отразил некоторые свои общепедагогические мысли в меру их значимости для проблем тестирования; свою версию общей теории учебного тестирования и частную версию используемых мной тестов.
Проблема общей теории учебного тестирования важна как основание для практического применения учебных тестов, прежде всего для выбора наиболее плодотворных их версий. Иными словами, без общей теории педагогического тестирования (тестологии) нельзя разработать частной методики применения тестов. Частной методике тестирования приходится уделять много сил, а поэтому требуется общая теория тестирования с тем, чтобы тесты не превратились в свою противоположность. Такое сейчас происходит сплошь и рядом.
Инновационный вал педагогики – факт современности. Тестовый бума в России [см. 94] – не дань моде, а скорее дело бизнеса, почувствовавшего запах прибыли. И он проявляет не только прогресс, но стал и фактором зла. Осознание основополагающей роли воспитания вообще, особенно образования новых поколений, в ХХ веке породило инновационный вал – предложены и экспериментируют большое число новых методов обучения, образования, воспитания. И в этом – достоинство и недостаток текущего периода истории общества. Без этого не мыслимо развитие общества, но это же чревато его гибелью. Новации обычно навязывают идеологически, произвольно, авторитарно, административно. В таком случае действуют против воли учителей и усугубляют положение: не может быть плодотворного обучения по методу, которого не разделяет тот, кто его использует. А. Е. Мизанов отмечал «вал всяких «новаций» в методике преподавания, который движется по России, разрушая и отказываясь от методов и систем высокого качества…» [148]*. «Период безудержного эксперимента» в школе [193, с 88] грозит разрушению школьной практики.
Общество накопило громадный объем идей о том, как надо и как не надо воспитывать подрастающие поколения. Одновременно, растет значение этого духовного наследия, но все это мало используется не только всем народом, но и педагогами. Данное духовное наследие разбросано по оригинальным трудам мыслителей и часто не представлено в «снятом виде» в учебных пособиях по педагогике. Давно назрела необходимость систематизации всех идей педагогическими пособиями на все случаи жизни – и для исследователей и для практиков педагогики, для менеджеров и родителей. Здесь рассматриваем всё это через призму тестов и как фактор педагогического тестирования.
*) Первое число указывает номер источника в списке литературы, а второе - номер страницы соответствующего издания. Разные источники даны через точку с запятой.
Введение
Обновление развития страны предполагает активизацию человеческого фактора. Совершенствование всех сфер жизни начинается с развития способностей людей, прежде всего с формирования духовности, сознания, разума, интеллекта - с поднятия их на качественно новый уровень, что составляет главную цель деятельности педагогов. Средством для этого может быть только наука.
Превращение науки в непосредственную производительную силу происходит в меру восприятия ее подрастающими поколениями. В связи с этим обучение все более приобретает главное значение при решении стоящих перед страной задач. Общество давно ожидает качественного роста эффективности воспитания духовности, нравственности, эрудиции, интеллекта, идейности и вообще культуры людей.
Законы о модернизации образования стали перманентными во всех странах мира и предусматривают много инноваций высшей школы: интенсификацию, интеллектуализацию, индустриализацию, индивидуализацию и т.п. Все это фактически разные аспекты одного и того же процесса совершенствования обучения. Например, рост самостоятельной работы студентов зависит от возможности систематического контроля за нею со стороны педагога. Последнее осуществимо только при компьютеризации тестирования успешности обучения.
Важнейшим процессом совершенствования современной школы следует считать технизацию, индустриализацию и, наконец, компьютеризацию обратной связи в обучении. Но возникает проблема соотнесения этих понятий.
На рубеже второго и третьего тысячелетия интенсифицировалось развитие педагогической практики. Во всех странах идут реформы, модернизации и т.п. сферы воспитания, образования, обучения. И одним из краеугольных камней современной педагогической идеологии, политики и практики стало учебное тестирование, особенно компьютерное.
В настоящее время широко распространены тесты в качестве элемента обучения. Уже издано много версий тестовых заданий и поток таких книг растет. Изданы обобщающие труды по данной проблеме. Политика по развитию обучения исходит из необходимости использования педагогических тестов. Правительственные органы все более проводят политику по внедрению тестов в практику, в том числе экзаменов. Созданы специальные центры для осуществления тестирования школьников и студентов вузов. Но не исключена опасность «срыва» этой тенденции, на что указывают авторитетные исследователи тестов [см. 126, с. 26].
Учебное тестирование является важнейшим элементом активных методов обучения. Не следует сводить последнее к первому, как и игнорировать не тестовые активные методы обучения.
Предлагаемая работа дает общее представление о практике применения активных методов обучения гуманитарным, социальным и экономическим наукам и более конкретно показывает тестирование (программированный контроль). Она ориентирует преподавателей на те элементы тестового контроля, которые соответствуют их педагогическому опыту и пониманию ими активных методов обучения, современных интеллектуальных и информационных технологий.
Применение тестирования является творческим делом, требующим поиска и больших затрат труда. В то же время уже простейшие формы тестов помогают решать частные задачи преподавания всех наук. Системное применение тестирования, несомненно, решает многие педагогические проблемы.
Тестирование необходимо начинать с простых его форм и отдельных его элементов, последовательно расширяя практику по мере накопления опыта его применения. Попытки ускорить этот процесс и тем более начать с более сложных форм тестирования чаще всего оборачиваются неудачами и отказом от его применения вообще.
Тестам нет альтернативы. В стране имеются не только энтузиасты тестирования в преподавании, но и его противники. Интенсификация тестирования сопровождается ростом активности его противников.
И нтенсификация тестирования
Оппонирование тестированию
Прямая связь этих двух процессов вытекает главным образом из непрофессионализма тестирования, порождающего практику бесплодного, непродуктивного применения тестов. Проблему тестирования сводят к технике составления тестовых заданий. В противоположность этому главной следует считать проблему «чему учить» и «что проверять».
Главная проблема тестирования не в том, что студенты учат то, что тестируют (имеет место натаскивание студентов), а в том, что учат не тому и не так в виду того, что в основе обучения лежит доктринальная (парадигмальная) форма науки.
Тестология не может исключать полемических оценок тех или иных аспектов тестирования. Она может быть только исследовательской, проблематичной, субъективистской. Она отражает различные варианты применения тестов. И её содержание не может не включать сейчас обсуждения, на первый взгляд, далеких от техники тестирования проблем.
Данная здесь версия тестологии обобщенно отражает практику тестирования в преподавании гуманитарных наук и, прежде всего, экономики, в том числе её компьютеризацию. Она охватывает не все многообразие форм тестового контроля, а преимущественно то, что нашло отражение в печати.
Важная проблема учебного тестирования – понимание сути тестов и их возможностей. Для превращения учебного тестирования в норму педагогического опыта надо:
-
разработать систему наук о тестах и теоретизировать их;
-
обратить особое внимание на общую теорию тестирования – тестологию;
-
сделать ее идеологией, т.е. превратить ее в норму сознания педагогов и общественности, и в политику государства по развитию педагогики;
-
заинтересовать педагогов в использовании тестов;
-
осознать самый главный фактор достижения данных целей - могущество технологии философствования как основы теоретизации всех наук и быстро овладеть ею.
Без решения названных первоочередных задач будет продолжаться педагогический застой, шараханье между крайностями, рост конфронтации и т.д. В таком случае тесты не станут плодотворным фактором развития педагогики. Разработку общей теории тестирования (тестологии) следует считать первоочередной проблемой. Уже имеются версии таких работ. Это, прежде всего, книги В. С. Аванесова, А.Н. Майорова, М. Б. Челышковой, В.Н. Васильева и Т.Н. Тягуновой [см. 2; 126; 235; 38].
Тестологии
┌──────────┼───────────┐
Педагогам разработчикам тестов теоретикам тестирования
Труды В.С. Аванесова и А.Н. Майорова рассчитаны на разработчиков тестов, а учебные пособия М.Б Челышковой, В.Н. Васильева и Т.Н. Тягуновой – на обучение тестологов. Нужны пособия и педагогам. Предлагаемая гипотеза тестологии показывает некоторые аспекты тестирования, которые не нашли отражения в названных книгах. Она рассчитана на педагогов, которым надо знать проблему тестирования в целом и минимизировать затраты труда на используемые тесты. Она объясняет кратчайший путь практических педагогов гуманитарных наук к тестированию – его применение без прохождения соответствующих курсов, без затрат труда на разработку тестов. Такую возможность дает данная версия тестологии и описываемая в ней СУБД «Системное тестирование».
Учить
┌─────┴────┐
Педагогов тестологов
┌─────┴────┐
Тестированию Разработке тестов
В изданных версиях тестологии не все устраивает практических педагогов. В них много «академических» элементов, важных разработчикам, но не пользователям тестов. Настало время для разъединения функций разработки тестов и их использования педагогами. В изданных книгах по тестологии упор сделан на технику (методику) разработки тестовых заданий. В них нет анализа фундаментальных проблем педагогики тестирования – её оснований, вытекающих из технологии философствования. Это не вина, а беда тестологов – философы не обеспечили их адекватным пониманием науки, а сами они руководствуются лозунгом «обойдемся без философии». Конечно, с точки зрения данных критериев и данная работа ущербна: в ней нет главных идей автора (см. мои книги 47-51). Надеюсь на то, что затронутые в ней вопросы привлекут внимание исследователей, и она выполнит функцию «топора» из притчи о солдатском супе. Данную работу рассматриваю скорее как приглашение к сотрудничеству всех, кто разделяет изложенные здесь принципы тестирования, или как указание направления плодотворного освоения педагогических тестов.