ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2020
Просмотров: 493
Скачиваний: 4
Самостоятельная работа № 8
Зарубежная школа и педагогика в XX в.
Задание: Ознакомиться с новыми системами и формами обучения и воспитания за рубежом в 1-й пол. XX в. :
-
метод проектов У. Х. Килпатрика;
-
«Дальтон-план» Х. Паркхерст;
-
«Йена-план» П. Петерсена;
-
«метод свободной групповой работы» Р. Кузине;
-
«Мангеймская школьная система» Й. А. Зикингера;
-
вальдорфская педагогика Р. Штайнера.
Выявить общие и оригинальные черты.
Самостоятельная работа № 9
Тема. Воспитание, школьное обучение и педагогика в России в советский период.
Вопросы для обсуждения:
-
Перестройка системы народного образования в первые годы советской власти. Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования.
-
Критика практики обучения 20-х годов и принципы организации «новой школы» в трудах С. Т. Шацкого и П. П. Блонского.
-
Педагогическая деятельность и взгляды на воспитание А. С. Макаренко.
-
Педагогические воззрения и деятельность В. А. Сухомлинского.
-
Советская партийно-государственная политика в области образования в середине XX в.
-
Задания:
-
Ознакомьтесь с отрывками из статей С. Т. Шацкого и П. П. Блонского (см. Хрестоматию), изучите материал учебных пособий и подготовьте доклад на тему: «Критика практики обучения 20-х годов и принципы организации «новой школы» в трудах С. Т. Шацкого и П. П. Блонского».
-
Ознакомьтесь с педагогическими идеями и деятельностью А. С. Макаренко,
-
влияние трудового воспитания на формирование личности;
-
соотношение воспитания и развития;
-
воспитание в коллективе;
-
воспитание в семье.
-
Ознакомьтесь с педагогическими идеями и деятельностью В. А. Сухомлинского, используя следующий план:
-
этико-педагогические воззрения педагога;
-
организация обучения и воспитания детей в Павлышской школе;
-
труд как основа воспитания нового человека;
-
основные проблемы воспитания всесторонне развитой личности (см. статью «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»)
Литература:
-
Беляев В. И. Теоретические основы педагогической системы С. Т. Шацкого // Педагогика. – 1993. – № 6.
-
Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
-
История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия, 2000.
-
История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
-
Красовицкий М. Ю. Непреходящее в педагогическом наследии А. С. Макаренко // Педагогика. – 2001. – № 1.
-
Кулаев К. В. педагогическая эстетика С. Т. Шацкого // Педагогика. – 1993. – № 4.
-
Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.
-
Сахаров В. А. В. А. Сухомлинский и современность // Начальная школа. – 2002. – № 9.
-
Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
-
Степунина О. А. Педологическая концепция П. П. Блонского и современность // Педагогика. – 1995. – № 3.
-
Стурова М. П. Живое наследие А. С. Макаренко // Педагогика. – 2000. – № 3.
-
Фролов А. А. Социальное воспитание и наследие А. С. Макаренко // Педагогика. – 2002. – № 6.
-
Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. По ред. А. Н. Алексеева. Сост. М. И. Анисов. – М., «Просвещение», 1972.
Самостоятельная работа № 10
Отечественная школа и педагогика в конце XX в. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Вопросы
-
Изменения в системе общего образования. Полемика о путях обучения и воспитания.
-
Движение педагогов-новаторов
-
Реформы в содержании общего образования.
-
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Литература
-
Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
-
Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
-
Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.
Литература по курсу «История образования и педагогической мысли»
1. Основная:
-
Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 1999.
-
История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия, 2000.
-
История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.
-
Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003.
-
Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алтейя, 2000г.
-
Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999.
-
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981.
-
Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Под ред. А. Н. Алексеева. Сост. М. И. Анисов. – М., «Просвещение», 1972.
-
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). / Сост. С. Ф. Егоров. – М., «Просвещение», 1974.
2. Дополнительная
-
Баркова Н. Н.Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С. Т. Шацкого // Педагогика. – 2000. – № 7.
-
Беляев В. И. Теоретические основы педагогической системы С. Т. Шацкого // Педагогика. – 1993. – № 6.
-
Бобков Ф. А. «Последние происшествия обнаружили много печальных истин…» // Педагогика. – 2000. – № 1. (о Пушкине)
-
Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогика. – Архангельск: Изд-во Поморского международного педуниверситета, 1999.
-
Васильев В. А. Ж.-Ж. Руссо о воспитании добродетели // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 6.
-
Горностаев П. В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. – 1993. – № 5.
-
Давыдов В. В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. 1992. №1-2.
-
Дидактические материалы в папке «История образования и педагогической мысли» (14 каб.)
-
Днепров Э. Д. Четвёртая школьная реформа в России. М., 1994.
-
Долженко О. В. Очерки по философии образования. М., 1995.
-
Дошкольное воспитание. 1989. №10, 1994. №10, 1999. №10, 2000. №10. (по Монтессори)
-
Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
-
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
-
К 400-летию со дня рождения Я. А. Коменского // Сов. Педагогика. 1992. №5-6.
-
Каптерев П. Ф. История русской педагогики. // Педагогика. 1996. №2.
-
Клоушн В. М. Аксиомы Песталоцци и психология // Народное образование. – 2002. – № 4.
-
Клоушн В. М. И. Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. – 1996. – № 1.
-
Красовицкий М. Ю. Непреходящее в педагогическом наследии А. С. Макаренко // Педагогика. – 2001. – № 1.
-
Кулаев К. В. педагогическая эстетика С. Т. Шацкого // Педагогика. – 1993. – № 4.
-
Кумарин В. Аксиомы Коменского, или строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования // Народное образование. – 2001. – № 8.
-
Лебедев П. А. Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева // Педагогика. – 2000. – № 5.
-
М. Е. Стеклов Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель: два взгляда на свободное воспитание // Педагогика. – 2000. – № 3.
-
Муравьёва О. С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.
-
О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М., 1984.
-
Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1, 2. М., 1988.
-
Павлова М. П., Карманов В. Ф. Педагогическая система А. С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся. М., 1988.
-
Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М., 1988.
-
Петров В. М. История обучения в Древней Руси // Сов. Педагогика. 1982. №6.
-
Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.
-
Ротердамский Э. Похвала глупости. – М., 1991.
-
Сахаров В. А. В. А. Сухомлинский и современность // Начальная школа. – 2002. – № 9.
-
Сластенин В. А. Педагогическое наследие П. Ф. Каптерева и современность // Педагогика. – 1999. – № 5.
-
Степунина О. А. Педологическая концепция П. П. Блонского и современность // Педагогика. – 1995. – № 3.
-
Стурова М. П. Живое наследие А. С. Макаренко // Педагогика. – 2000. – № 3.
-
Тюмкеева З., Морозова Ю. К Коменскому – в XVII век или с Коменским – в XXI век. // Народное образование. – 1993. – № 5.
-
Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
-
Фролов А. А. Социальное воспитание и наследие А. С. Макаренко // Педагогика. – 2002. – № 6.
-
Халамбазарь П. Христианские мотивы в «родном слове» К. Д. Ушинского // Искусство в школе. 2000. – № 2.
-
Ханпира Е. Э. Социальная и личностная направленность воспитания в Древней Греции // Вопросы философии. – 2000. – № 9.
-
Шаталов А. А. Л. Н. Толстой и «педагогический анархизм» // Педагогика. – 1993. – №5.
-
Шаталов А. А. Л. Н. Толстой: школа для ребенка, а не ребенок для школы // Воспитание школьников. 1993. – № 4.
-
Шевченко Л. И., Заплатников Л. Т. И. Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок // педагогика. – 1996. – № 3.
-
Шеховская Н. А. К. Д. Ушинский и Н. А. Бердяев: Духовность как нравственная основа личности // Педагогика. – 2002. – №5.