ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 1752
Скачиваний: 4
Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Однако есть случаи, когда должник обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд (например. если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами)
Физические лица - можно выделить три категории:
-
ФЛ –индивидуальный предприниматель.
Особенности банкротства ФЛ –ИП устанавливаются в пар-фе 2 гл.10 ФЗ «О несостоятельности».С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.
-
ФЛ, не зарегистрированные в качестве ИП.
В целом, к отношениям, связанным с банкротством гражданина, применяются правила, установленные главами I – VIII ФЗ «О несостоятельности», если иное не предусмотрено гл. 10 ФЗ. Например, устанавливается, что в конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание ( ст. 446 ГК – напр. предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши и т.д.)
??!!! Положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы (пункт 2 статьи 231 данного Закона).!!!
-
ИП , являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств.
В Закон 1992г. о них ничего не говорилось. Причина в том,что в нач. 90х гг. крестьянские (фермерские) хозяйства учреждались как ЮЛ и функционировали в таком качестве. С 1 янв. 1995г. глава крестьянского(ф-го) х-ва ,осуществляющий деятельность без образования ЮЛ, признается предпринимателем вследствие самого факта гос. Регистрации своего хозяйства.
Юридические лица. В соответствии со Ст. 65 ГК РФ Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Признание ЮЛ банкротом судом влечет его ликвидацию.
В Глава IX. Устанавливаются особенности банкротства отдельных категорий должников – ЮЛ. Таковыми являются:
- градообразующими организациями признаются ЮЛ, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
- под сельскохозяйственными организациями понимаются ЮЛ, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
- под финансовыми организациями понимаются:
-
кредитные организации;
-
страховые организации;
-
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
-
негосударственные пенсионные фонды;
-
управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
- под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:
федеральные государственные унитарные предприятия и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом; организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
- под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
2. Арбитражный управляющий. (АУ)
АУ– гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. АУ является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Деятельность АУ в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью, он вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов. АУ вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
обязательные условия членства в саморегулируемой организации (СРО):
наличие высшего профессионального образования;
наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными СРО
сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.
Условиями членства в СРО арбитражных управляющих являются также наличие у члена СРО договора обязательного страхования ответственности, внесение членом СРО установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО. СРО арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с указанными требованиями, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.
Устанавливаются обстоятельства, в силу которых Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих (различные названия- в зависимости от той процедуры которая введена в отношении должника) не могут быть утверждены в деле о банкротстве АУ - ч. 2 ст. 20.2 ФЗ, напр. те АУ, которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами) Права и обязанности АУ регулируются ст. 20.3 ФЗ.
Саморегулируемые организации (СРО) - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;
Статус СРО арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Ст. 22 ФЗ –права и обязанности СРО, В частности СРО осуществляет следующие функции: 1) обеспечение соблюдения своими членами законодательства РФ, правил профессиональной деятельности; 2)защиту прав и законных интересов своих членов; 3) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; 4) содействие повышению уровня проф. Подготовки своих членов; 5) и др.
3.Кредитор.
кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);
Правом на обращение в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают только конкурсные кредиторы. В их число не входят, например, граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. В зависимости от обстоятельств, связанных с делом о банкротстве, кредиторы могут быть представлены одним, десятками, сотнями или даже тысячами субъектов. Кредиторы могут быть разобщены территориально и организационно, а также они нередко в процессе банкротства преследуют противоречащие интересы. Реестр требований кредиторов ведет АУ или реестродержатель.
ФЗ закрепил систему форм, призванных выразить и защитить интересы кредиторов:
-
Собрание кредиторов Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель СРО, членом которой является АУ, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются АУ. Исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений (ч. 2 ст. 12) Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
-
Комитет кредиторов (ст.17) Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями АУ, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности». Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета кредиторов. Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя. Такое решение оформляется протоколом заседания комитета кредиторов. Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:
-
требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
-
обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;
-
принимать решения о созыве собрания кредиторов;
-
принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;
-
принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном ФЗ
-
Уполномоченные органы
уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), уполномоченный Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также ОИВ субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ, муниципальных образований; (Федеральная налоговая служба)
ФОИВ, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам. ФНС является участником собрания кредиторов с правом голоса. Как и конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом. ФНС может являться инициатором созыва собрания кредиторов. Фактически, уполномоченный орган приравнивается в своем правовом положении к конкурсному кредитору. Особенность в том, что обязательства у должника существуют перед РФ. Поэтому кредитором является ФНС.
орган по контролю (надзору) - ФОИВ, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью СРО АУ (Федеральная регистрационная служба.) Предметом контроля (надзора) является соблюдение СРО требований ФЗ «О несостоятельности», других ФЗ, иных НПА РФ, регулирующих деятельность СРО АУ. Контроль (надзор) осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Компетенция - ч. 3 ст. 29ФЗ)
регулирующий орган –ФОИВ, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления; Министерство экономического развития РФ является регулирующим органом в случаях, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности». Регулирующий орган утверждает: единую программу подготовки арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе; федеральные стандарты.