Добавлен: 15.11.2018
Просмотров: 1931
Скачиваний: 35
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению индивидуального домашнего задания (контрольной работы)
по курсу
«линейное программирование»
для студентов специальности 230201
«Информационные системы и технологии»
всех форм обучения
Волгодонск
2010
УДК 519.8 (075.8)
Рецензент д.т.н., профессор А. В. Чернов
Составитель ст. преп. Цуверкалова О.Ф.
Метод. указ. к выполнению индивидуального домашнего задания (контрольной работы) по дисциплине «Линейное программирование» /ВИТИ НИЯУ МИФИ. Волгодонск, 2010. 52 с.
Предназначены для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения специальности 230201 – Информационные системы и технологии
ã ВИТИ НИЯУ МИФИ, 2010
-
О.Ф. Цуверкалова, 2010
Методические указания
Целью выполнения индивидуального домашнего задания (контрольной работы) по курсу «Линейное программирование» является совершенствование навыков построения математических моделей и решения линейных оптимизационных задач с ограничениями.
Перед выполнением заданий студент должен ознакомиться с соответствующими теоретическими разделами курса и ответить на вопросы для самоконтроля, помещенные в конце каждой задачи.
Первая часть задания включает в себя задачи 1-3 и посвящена прямой и двойственной задаче линейного программирования (ЗЛП).
Задача 1 заключается в отыскании минимума линейной функции двух переменных в замкнутой области геометрическим путем. При решении в первую очередь необходимо построить область допустимых значений переменных, заданную системой неравенств. Направление роста целевой функции определяется вектором-градиентом, координаты которого равны коэффициентам при неизвестных в целевой функции. Для получения оптимального решения следует построить вектор-градиент, провести какую-либо линию уровня целевой функции перпендикулярно градиенту и перемещать ее в направлении антиградиента до достижения точки минимума.
В задаче 2 требуется построить математическую модель задачи максимизации прибыли производственного предприятия и определить максимальный план производства, а также сформулировать и решить двойственную задачу. Следует обратить внимание на экономический смысл задач и входящих в них переменных. В конце решения следует дать экономическую интерпретацию результатов.
Задача 3 посвящена применению метода искусственного базиса для отыскания начального допустимого решения ЗЛП. При решении задачи необходимо сформулировать вспомогательную ЗЛП и решить ее симплекс-методом, последовательно исключая искусственные переменные. Если минимум вспомогательной целевой функции равен 0, то найденное решение следует принять за начальный план исходной задачи, проверить его оптимальность и, если необходимо, продолжить решение симплекс-методом.
Вторая часть задания состоит из задач 4-7 и посвящена частным случаям ЗЛП (целочисленное программирование и транспортная задача), а также основам матричной теории игр и применению линейного программирования для отыскания оптимальных стратегий матричной игры.
Задача 4 посвящена решению целочисленной задачи линейного программирования методом Гомори, заключающимся в последовательном отсечении нецелочисленных оптимальных решений. Если задача допускает геометрическую интерпретацию, то следует графически показать ход решения.
Задача 5 рассматривает частный случай ЗЛП – транспортную задачу по критерию стоимости. Перед началом решения следует проверить, является ли модель задачи закрытой. Если нет, то следует преобразовать ее в закрытую путем введения фиктивного поставщика (потребителя). Начальное распределение поставок проводится методами северо-западного угла и наименьших затрат. Оптимизировать следует распределение, полученное методом северо-западного угла. В конце решения необходимо определить, является ли найденный оптимальный план единственным, и пояснить, почему.
Задача 6 предназначена для знакомства с основными понятиями матричной теории игр и минимаксными чистыми стратегиями.
Задача 7 ориентирована на отыскание оптимальной смешанной стратегии игры путем сведения ее к задаче линейного программирования. Перед началом решения следует выполнить упрощение игры путем отбрасывания заведомо невыгодных стратегий, если это возможно. Найденное решение необходимо сравнить с решением, полученным графическим путем.
Выбор варианта задания осуществляется в соответствии с порядковым номером студента по журналу (для студентов дневной формы обучения) или по номеру зачетки в соответствии с Приложением 1 (для студентов очно-заочной и заочной форм обучения).
Требования к оформлению. Отчеты по задачам должны быть выполнены с соблюдением всех требований, предъявляемых к оформлению документов в учебном процессе. Все расчеты должны быть выполнены без округлений, дробные результаты – представлены в обыкновенных дробях. При нахождении решения геометрическим методом все графики должны быть выполнены с соблюдением масштаба.
Рекомендуемая литература:
-
Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. – М.: Высш. шк., 1986.
-
Кремер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М., Фридман М.Н. Исследование операций в экономике. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 407 с.
-
Кузнецов А.В., Сакович В.А., Холод Н.И.. Высшая математика: Математическое программирование. – Мн.: Выш. шк., 1994. - 286 с.
-
Морозов В.В., Сухарев А.Г., Федоров В.В. Исследование операций в задачах и упражнениях. – М.: Высш. шк., 1986. – 287 с.
-
Цуверкалова О.Ф. Курс лекций по дисциплине «Линейное программирование».
Задача 1
Решить графически ЗЛП при указанных ограничениях:
№ |
Ограничения |
№ |
Ограничения |
|||||
1. |
3 |
2 |
|
|
8. |
3 |
2 |
|
2. |
3 |
2 |
|
|
9. |
3 |
2 |
|
3. |
3 |
2 |
|
|
10. |
2 |
5 |
|
4. |
3 |
2 |
|
|
11. |
2 |
5 |
|
5. |
3 |
2 |
|
|
12. |
2 |
5 |
|
6. |
3 |
2 |
|
|
13. |
2 |
5 |
|
7. |
3 |
2 |
|
|
14. |
2 |
5 |
|
№ |
Ограничения |
№ |
Ограничения |
|||||
15. |
3 |
2 |
23. |
2 |
5 |
|||
16. |
2 |
5 |
24. |
4 |
-1 |
|||
17. |
2 |
5 |
25. |
4 |
-1 |
|||
18. |
2 |
5 |
26. |
4 |
-1 |
|||
19. |
2 |
5 |
27. |
4 |
-1 |
|||
20. |
4 |
-1 |
28. |
4 |
-1 |
|||
21. |
4 |
-1 |
29. |
4 |
-1 |
|||
22. |
4 |
-1 |
30. |
4 |
-1 |
Образец выполнения задачи 1.
Решим графически следующую ЗЛП:
Построим область допустимых значений – четырехугольник ABCD (рис.1).
Координаты вектор-градиента равны коэффициентам целевой функции:
.
Проведём через область ABCD произвольную линию уровня перпендикулярно направлению градиента – прямая (4).
Поскольку задача решается на максимум, перемещаем линию уровня (4) в направлении возрастания целевой функции, т.е. в направлении градиента. (Если задача решается на минимум, линия уровня перемещается в направлении антиградиента.)
Предельное положение – линия (5). Следовательно, точка D является оптимальным решением, обеспечивающим максимальное значение целевой функции.
Рисунок 1 – Графическое решение ЗЛП.
Определим координаты точки D как пересечение прямых (1) и (3):
Оптимальное решение:
,
.
Вопросы для самопроверки:
-
Как определить какая из полуплоскостей удовлетворяет заданному ограничению?
-
Какой вид может иметь область допустимых значений?
-
В каком случае ЗЛП имеет бесконечное множество решений? Не имеет решений?
-
В каком случае ЗЛП можно решить графически?
-
Как свести многомерную ЗЛП к графическому решению?
Задача 2
Предприятие производит три вида продукции А1, А2, А3, используя сырье двух видов В1, В2. Затраты aij сырья i-го вида на единицу продукции j-го вида и запасы сырья i-го вида bi, а также прибыль cj, получаемая от продажи единицы продукции j-го вида, приведены в таблице. Определить план производства изделий, при котором суммарная прибыль будет максимальной.
Решить задачу симплекс-методом. Составить двойственную задачу и решить ее симплекс-методом. Показать взаимосвязь между двойственными задачами. Одну из двойственных задач решить графическим методом.
1.
Вид сырья |
Расход сырья на единицу продукции |
Общий запас сырья |
||
А1 |
А2 |
А3 |
||
В1 |
1 |
2 |
2 |
1100 |
В2 |
3 |
4 |
2 |
1500 |
Прибыль на единицу продукции |
2 |
1 |
3 |
|
2.
Вид сырья |
Расход сырья на единицу продукции |
Общий запас сырья |
||
А1 |
А2 |
А3 |
||
В1 |
2 |
3 |
4 |
1200 |
В2 |
3 |
1 |
2 |
1600 |
Прибыль на единицу продукции |
2 |
1 |
3 |
|
3.
Вид сырья |
Расход сырья на единицу продукции |
Общий запас сырья |
||
А1 |
А2 |
А3 |
||
В1 |
1 |
2 |
1 |
1000 |
В2 |
3 |
5 |
2 |
1500 |
Прибыль на единицу продукции |
2 |
1 |
3 |
|
4.
Вид сырья |
Расход сырья на единицу продукции |
Общий запас сырья |
||
А1 |
А2 |
А3 |
||
В1 |
2 |
1 |
4 |
1600 |
В2 |
2 |
1 |
3 |
1800 |
Прибыль на единицу продукции |
2 |
1 |
3 |
|
5.
Вид сырья |
Расход сырья на единицу продукции |
Общий запас сырья |
||
А1 |
А2 |
А3 |
||
В1 |
4 |
1 |
3 |
1500 |
В2 |
4 |
2 |
1 |
2000 |
Прибыль на единицу продукции |
2 |
1 |
3 |
|
6.
Вид сырья |
Расход сырья на единицу продукции |
Общий запас сырья |
||
А1 |
А2 |
А3 |
||
В1 |
2 |
1 |
1 |
800 |
В2 |
2 |
3 |
2 |
1200 |
Прибыль на единицу продукции |
3 |
3 |
3 |
|
7.
Вид сырья |
Расход сырья на единицу продукции |
Общий запас сырья |
||
А1 |
А2 |
А3 |
||
В1 |
3 |
1 |
2 |
900 |
В2 |
1 |
2 |
3 |
1000 |
Прибыль на единицу продукции |
3 |
3 |
2 |
|
8.
Вид сырья |
Расход сырья на единицу продукции |
Общий запас сырья |
||
А1 |
А2 |
А3 |
||
В1 |
3 |
1 |
1 |
1800 |
В2 |
2 |
3 |
1 |
2400 |
Прибыль на единицу продукции |
3 |
3 |
2 |
|
9.
Вид сырья |
Расход сырья на единицу продукции |
Общий запас сырья |
||
А1 |
А2 |
А3 |
||
В1 |
2 |
2 |
1 |
1300 |
В2 |
3 |
2 |
2 |
900 |
Прибыль на единицу продукции |
3 |
3 |
2 |
|