Добавлен: 15.11.2018
Просмотров: 1933
Скачиваний: 35
Образец выполнения задачи 7.
Пусть матричная игра задана платежной матрицей:
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
А1 |
0 |
12 |
-1 |
-4 |
А2 |
1 |
10 |
-8 |
12 |
Определим нижнюю и верхнюю цену игры:
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
|
А1 |
0 |
12 |
-1 |
-4 |
-4 |
А2 |
1 |
10 |
-8 |
12 |
-8 |
1 |
12 |
-1 |
12 |
|
Так как нижняя и верхняя цена игры не совпадают, то не существует оптимального решения в чистых стратегиях.
Упростим игру, вычеркнув доминируемые (обеспечивающие заведомо больший проигрыш) стратегии для второго игрока:
|
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
→ |
|
В1 |
В3 |
В4 |
→ |
|
В3 |
В4 |
А1 |
0 |
12 |
-1 |
-4 |
А1 |
0 |
-1 |
-4 |
А1 |
-1 |
-4 |
||
А2 |
1 |
10 |
-8 |
12 |
А2 |
1 |
-8 |
12 |
А2 |
-8 |
12 |
Решим задачу графически.
Для первого игрока
обозначим р1 – вероятность выбора
стратегии А1,
р2 –
вероятность выбора стратегии А2.
Построим линии выигрыша для случаев,
если второй игрок выбирает стратегии
В3 иВ4 соответственно.
Оптимальное решение – верхняя точка
нижней огибающей этих прямых.
υ= –p1 – 8(1 – p1) υ= –4p1 + 12(1 – p1) p1 – 8(1–p1) = –4p1 + 12(1–p1) 7p1 – 8 = – 16 p1 + 12 23 p1 = 20 p1 = p2 = 1 – = υ* = = |
Аналогично поступаем для второго игрока, только на этот раз выбираем нижнюю точку на верхней огибающей.
–q1 – 4(1–q1) = –8q1 + 12(1– q1) 3q1 – 4 = – 20 q1 + 12 23q1 =16 q1 = q2 = 1 – = υ* = = |
Решим задачу симплекс-методом. Для этого преобразуем элементы платежной матрицы, чтобы не было отрицательных элементов.
|
В3 |
В4 |
+8 → |
|
В3 |
В4 |
А1 |
-1 |
-4 |
А1 |
7 |
4 |
|
А2 |
-8 |
12 |
А2 |
0 |
20 |
Запишем условия оптимальности смешанных стратегий.
Для первого игрока:
Для второго игрока:
Разделим каждое из неравенств на υ и введем замену: .
Сформулируем пару двойственных задач.
Для первого игрока:
|
Для второго игрока: |
Решим вторую задачу симплекс-методом, приведя ее к каноническому виду:
|
y1 |
y2 |
|
|
→ |
|
y1 |
y4 |
|
|
|
y3 |
y4 |
|
y3 |
7 |
4 |
1 |
|
|
y3 |
7 |
|
|
y1 |
|
|||
y4 |
0 |
20 |
1 |
|
|
y2 |
0 |
→ |
y2 |
0 |
||||
z |
1 |
1 |
0 |
|
|
z |
1 |
|
z |
Оптимальное решение: y1*= , y2*=, z* =.
На основе принципа двойственности найдем оптимальное решение первой задачи. Для этого составим следующую таблицу:
Прямая |
|
x1 |
x2 |
x3 |
x4 |
x* |
0 |
0 |
|||
f* |
|
|
|
||
Двойственная |
|
y3 |
y4 |
y1 |
y2 |
y* |
0 |
0 |
|
||
z* |
|
|
Оптимальное решение первой задачи: x1*=, x2*=, f*=.
Найдем цену игры с преобразованной платежной матрицей и оптимальные стратегии игроков.
υ′ = 1/ f * = .
p1 = = , p2 = = .
q1 = = , q2 = = .
Оптимальные стратегии:
Цена исходной игры: υ = – 8 =
Вопросы для самопроверки:
-
В каком случае не существует оптимального решения в чистых стратегиях?
-
Что называется смешанной стратегией?
-
Как в случае смешанных стратегий определяется цена игры?
-
Что такое доминирующие и доминируемые стратегии?
-
Сформулируйте условия оптимальности смешанных стратегий.
-
Почему элементы платежной матрицы при решении симплекс-методом должны быть неотрицательными?
-
как в матричных играх используется принцип двойственности?
-
В каком случае матричную игру можно решить графически?