Файл: Силлабус для студентов доц. Мырзахмет Ж.К.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2540

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методические указания для проведения семинарских занятий


Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, ее предмет и метод

Цель занятия:

Рассмотреть предмет и метод экономической теории, место и роль экономической теории в развитии общества.

Вопросы для контроля:

1.Почему меркантилисты считали источником богатства сферу об­ращения?

2.В чем заключается историческая заслуга физиократов?

3.Какова отличительная характеристика теории А Смита и Д. Рикардо?

4.Что означает идеологизация экономической науки?

5.Чем отличается кейнсианская школа от неоклассической?

6.В чем различие «политической экономии», «экономической тео­рии» и «экономике»?

7.Что изучает экономическая теория?

8.На какие уровни делит человеческие потребности Маслоу?

9.Какие факторы влияют на потребности?

10.Что такое «ресурсы» и «благо»?

11.Что такое «альтернативные издержки»?

12.Что отражает кривая производственных возможностей?

13.Какие методы научного познания использует экономическая тео­рия в своем исследовании?

14.Что такое «экономические категории» и «экономические зако­ны»?

15.Чем отличается нормативная экономика от позитивной?

16.Какие функции выполняет экономическая теория?


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.

Экономическая теория

Экономические законы

Экономические категории

Контрольные вопросы:

  1. Предмет экономической теории.

  2. Функции экономической теории.

  3. Этапы становления и развития экономической теории.

  4. Экономические законы и категории

Тестовые задания

  1. Что является предметом изучения макроэкономики?

  1. рост количества покупок автомобилей “Жигули” вследствие роста дохода потребителей

  2. образование нехватки на рынке жилья вследствие введения государством верхнего предела арендной платы за аренду жилья

  3. влияние изменения моды в Европе на спрос на импортную обувь в Казахстане

  4. рост уровня безработицы в Алматинской области вследствие принятия Парламентом РК закона о банкротстве

  1. В чем отличие нормативной экономики от позитивной экономики?

  1. позитивная экономика изучает положительные результаты экономической деятельности, а нормативная экономика изучает влияние принятия нормативных актов на экономику страны

  2. в отличие от нормативной экономики, позитивная экономика не изучает незаконные виды деятельности

  3. позитивная экономика изучает «то, что есть»; нормативная экономика исследует «то, что должно быть» (т.е. то, какой должна быть экономика, и какая конкретная мера экономической политики целесообразна в той или иной экономической ситуации)

  4. позитивная экономика – это раздел макроэкономики, а нормативная экономика – это раздел микроэкономики

  1. Какое определение лучше отражает суть экономической теории?

  1. экономическая теория разрабатывает рекомендации, непосредственно применяемые в хозяйственной практике

  2. экономическая теория описывает и изучает рыночные отношения

  3. экономическая теория изучает различные формы организации бизнеса и предпринимательства

  4. экономическая теория имеет дело с анализом и принятием решений для наилучшего удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов


  1. Проблему ограниченности ресурсов можно решить ….

  1. если люди будут экономить ресурсы

  2. если все добровольно ограничат свои потребности

  3. лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров

  1. Какая из школ экономической теории была исторически первой?

  1. марксизм

  2. кейнсианство

  3. меркантилизм

  4. физиократы

  5. классическая политэкономия

6. В какой из вариантов ответа включены основные вопросы экономики?

  1. что производится, как производится, кем потребляется

  2. что потребляется, как производится, что производит

  3. что производится, как потребляется, кто производит

  4. что потребляется, как производится, кто потребляет

  5. что производить, для кого производить

7.Микроэкономика – это …

  1. экономика национального хозяйства в целом

  2. экономика нескольких государств

  3. экономическое положение крупного производства

  4. экономика отдельной фирмы, отрасли

  5. государственно-регулируемая экономика

8.В экономической жизни общества определяющими являются отношения:

  1. политические

  2. религиозные

  3. производственные

  4. идеологические

  5. морально-правовые

9.Что изучает экономическая теория?

  1. отношения человека к природе

  2. отношения людей к вещам

  3. отношения между людьми в процессе общественного производства

  4. отношения людей к науке

  5. производство

10.Что из перечисленного не имеет отношения к содержанию предмета экономической теории?

А) эффективное использование ресурсов;

В) максимальное удовлетворение потребностей;

С) неограниченные производственные ресурсы;

Д) неограниченные потребности;

Е) поведение людей в мире редких и ограниченных ресурсов.


Литература:

  1. Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Учебник- 5-е издание. –Киров: «АСА», 2006.

  2. Экономическая теория: Краткий курс/Камаев В.Д, и колл. авторов. -М.: Издательский дом «Камерон», 2005.

  3. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

  4. Общая экономическая теория/ У.К. Шеденов, Е.Н. Сагиндыков и др.Учебник. –Актобе, Изд. «А-Полиграфия», 2004.

  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.

  6. Экономическая теория: Учебник. Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой и др. М.: ИНФРА-М, 2003.


Тема 2. Основные категории общественного развития: общественное производство и типы экономических систем.

Цель занятия:

Рассмотреть основные категории общественного развития: общественное производство и типы экономических систем.

Вопросы для контроля:

1.Что понимается под экономической деятельностью человека?

2.Почему человек — главная производительная сила?

3.Что такое «экономический интерес»?

4.Какие виды мотивации различают?

5.Какие направления «моделирования» человека встречаются в экономической литературе?

6.Что такое «экономические ресурсы» и на какие виды они под­разделяются?


7.Чтотакое «воспроизводимость», «доступность» и «заменяемость» экономических ресурсов?

8.Чем отличаются понятия «экономические ресурсы» и «факторы производства»?

9.Что выступает в виде основных факторов производства?

10.Что подразумевается под трудом как фактором производства?

11.Что подразумевается под капиталом как фактором производства?

12.Что подразумевается под землей как фактором производства?

13.Какие современные факторы производства помимо классических
выделяют в экономической литературе?

14.Что такое производство?

15.Какие отрасли включает в себя материальное производство?

16.Какие отрасли включает в себя нематериальное производство?

17.Что выступает результатом общественного производства?

18.Что такое «услуга»?

19.Что такое воспроизводство?

20.Какие существуют фазы воспроизводства?

21.Что такое простое и расширенное воспроизводство?

22.Что такое экстенсивный тип воспроизводства?

23.Что такое интенсивный тип воспроизводства?

24. Что собой представляет системный подход к изучению экономи­ческих явлений?

25.Что такое система?

26.На какие типы подразделяется система по характеру взаимодейс­твия с внешней средой?

27.Каковы отличительные признаки сложных систем?

28.Что такое экономическая система?

29.Какие три блока образуют экономическую систему?

30.Что такое производительные силы?

31.Что такое производственные отношения?

32.Что такое надстройка?

33.Каковы основные типы экономических систем?

34.Чем отличаются экономические системы?

35.Какие вопросы решает экономическая система?

36.Как решаются вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? - в традиционной системе?

37.Как решаются вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? - в командной системе?

38.Как решаются вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? — в рыночной системе?

39.Как решаются вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? — в смешанной экономике?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.

Общественное производство Эффективность

Ресурсы Специализация.

Факторы производства.

Экономическая система.

Контрольные вопросы:

  1. Основы общественного производства.

  2. Классификация ресурсов.

  3. Факторы производства.

  4. Основные типы экономических систем.

Тестовые задания

1.Какая из характеристик не относится к рыночной экономике?

  1. конкуренция

  2. централизованное планирование

  3. частная собственность

  4. свобода предпринимательского выбора

  5. общественное разделение труда

2. Если экономическая власть централизована, основным хозяйствующим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, то это ….

  1. рыночная экономика

  1. смешанная экономика

  2. традиционная экономика

  3. командная экономика

  4. экономическая система


3.Средства производства – это …

  1. предметы труда и оборудование

  2. рабочая сила и средства труда

  3. предметы труда и средства труда

  4. рабочая сила и оборудование

  5. предметы труда и рабочая сила

4.Из определений понятия “альтернативная стоимость” выберите наилучшее. Альтернативная стоимость – это …

  1. ценность следующей наилучшей альтернативы, от которой приходится отказываться, когда ограниченные ресурсы используются для выбранной цели

  2. стоимость всех альтернатив, от которой приходится отказываться, когда ограниченные ресурсы используются для выбранной цели

  3. сумма всех затрат фирмы на производство данного товара, выраженная в денежной форме

  4. денежные затраты, которые придется понести, если будет принято данное решение

5.Проблема компромиссного выбора стоит …

  1. только перед отдельными людьми

  2. только перед фирмами

  3. только перед государственными органами

  4. и перед отдельными людьми, и перед фирмами, и перед государственными органами

  5. только в случае необходимости самого выбора

6.Какое из следующих утверждений не верно?

А) Экономика представляет собой сложную систему.

В) Экономическая система многоуровневая: она изучается в микро-, макро- и мировой экономике.

С) Механизм принятия хозяйственных решений не входит в экономическую систему.

Д) Предприятие представляет собой экономическую систему.

Е) В экономическую систему входят производители и потребители материальных и нематериальных благ и услуг.

7.Общественный способ производства - это...

А) производительные силы (естественные, общественные и всеобщие);

В) производственные отношения (социально-экономические, организационно-экономические, технико-экономические);

С) производительные силы и производственные отношения;

Д) общественно-политическая надстройка;

Е) то же, что и общественно-экономическая формация.

8.Если экономические проблемы решаются и рынком и правительством, то экономика является:

А) традиционной;

В) командной;

С) смешанной;

Д) социалистической.

9.Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономической системе?

А) конкуренция;

В) централизованное планирование;

С) частная собственность;

Д) свобода предпринимательства;

Е) свободное установление цен.

10.Все экономические системы сталкиваются с такой фундаментальной проблемой, как...

А) инвестиции;

В) потребление;

С) сбережение;

Д) ограниченность ресурсов;

Е) производство.

Литература:

  1. Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Учебник- 5-е издание. –Киров: «АСА», 2006.

  2. Экономическая теория: Краткий курс/Камаев В.Д, и колл. авторов. -М.: Издательский дом «Камерон», 2005.

  3. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

  4. Общая экономическая теория/ У.К. Шеденов, Е.Н. Сагиндыков и др.Учебник. –Актобе, Изд. «А-Полиграфия», 2004.

  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.

  6. Экономическая теория: Учебник. Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой и др. М.: ИНФРА-М, 2003.


Тема 3. Основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности.

Цель занятия:

Рассмотреть основные модели экономического развития, экономические институты и отношения собственности.

Вопросы для контроля:

  1. Чем отличаются икдетерминистские концепции?

  2. В чем заключается концепция исторического процесса А.Д. Тойнби?

  3. Что такое детерминизм?

  4. Как характеризует исторический процесс демографический де­терминизм?

  5. В чем особенность географического детерминизма?

  6. Что абсолютизирует технологический детерминизм?

  7. Что является критерием при периодизации развития общества по формам хозяйства?

  8. Каковы критерии формационного подхода к периодизации разви­тия общества?

  9. Какие способы производства выделяются на основе формацион­ного подхода?

  10. Какие этапы прошло капиталистическое производство?

  11. Что лежит в основе цивилизационной теории общественного раз­вития?

12.Как классифицируются критерии социально-экономического прогресса?

13.Почему собственность определяется не как отношение человека к вещи, а как отношения между людьми по поводу присвоения вещей?

14.Что выражает экономическое содержание собственности?

15.Что выражает юридическое содержание собственности?

16.Какие права собственности различаются в экономической лите­ратуре?

17.Что такое присвоение и отчуждение?

18.Кто является субъектом собственности?

19.Что является объектом собственности?

20.Что такое «форма собственности»?

21.Какие различают основные типы собственности?

22.Что такое государственная собственность?

23.Что такое частная собственность?

24.Назовите формы частной собственности.

25.Почему в Казахстане и других постсоциалистических странах стали проводить разгосударствление и приватизацию собствен­ности?

26.Что такое разгосударствление?

27.Что такое приватизация?

28.Назовите основные направления разгосударствления и привати­зации в РК.

29.Какие методы использовались при приватизации собственности
в РК?

30.Через какие этапы прошла приватизация в Казахстане?

Основные понятия и термины.


Приватизация Разгосударствление

Собственность

Контрольные вопросы:

  1. Собственность как экономическая категория.

  2. Формы собственности в РК.

  3. Разгосударствление и приватизация в РК.

Тестовые задания

1. Какие отношения выражает экономическая категория "собственность":

A) менеджмент;

B) отношения человека к природе;

C) отношения между людьми по классовому признаку;

D) отношения по поводу присвоения средств и результатов производства;

E) система правомочий.

2. Как можно охарактеризовать отношение "присвоения":

A) право дарения;

B) оно означает невозможность превращения какого-то объекта отношений в собственную жизнедеятельность данного субъекта;

C) обобществление средств производства;