Файл: лабораторные в MS Ofаicce.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Информатика

Добавлен: 15.11.2018

Просмотров: 6698

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

 
 
 
 
 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ MICROSOFT EXCEL 

Лабораторная работа №5. Знакомство с электронной таблицей 

Excel 

Цель работы: получение начального представления об электронной таблице 

MS Excel 

1. Методические указания 

Табличный  процессор  Excel  представляет  собой  компьютерную  программу, 

предназначенную для обработки данных. Обработка может включать в себя:  

 

выполнение различных вычислений с использованием аппарата функций и 
формул; 

 

исследование влияния различных факторов на данные; 

 

решение задач оптимизации; 

 

получение выборки данных, удовлетворяющих определенным критериям; 

 

построение графиков и диаграмм; 

 

статистический анализ данных. 
Проще всего запускать MS Excel из главного меню (кнопка  Пуск). В главном 

меню  необходимо  нажать  на  опцию  Программы,  после  чего  в  появившемся 
выпадающем меню выбрать опцию MS Excel. 

После запуска MS Excel экран содержит пять областей: 

 

Окно книги, которое занимает большую часть экрана; 

 

Строку меню; 

 

Две или несколько панелей инструментов; 

 

Строку формул; 

 

Строку состояния. 
Все пять областей называются рабочей областью книги. 
Строка меню расположена под строкой заголовка экрана. Организация меню 

в Excel аналогична организации меню в Windows. 

Меню  и  панели  инструментов  позволяют  выполнять  различные  действия  в 

MS Excel. Меню содержит список команд. Некоторые из этих команд сопровождены 
изображениями, 

иллюстрирующими 

действие, 

выполняемое 

командой. 

Большинство  меню  находятся  в  строке  меню,  обычно  расположенной  в  верхней 
части экрана. 

Панель  инструментов  может  содержать  кнопки  с  изображениями 

(совпадающими  с  изображениями,  отображаемыми  рядом  с  соответствующими 
командами  меню),  меню  или  различные  сочетания  этих  элементов.  В  Excel 
включено  множество  встроенных  панелей  инструментов,  которые  можно 
отображать  или  скрывать  по  мере  необходимости.  По  умолчанию  на  экране 
отображаются  встроенные  панели  инструментов  Главная,  Вставка,  Разметка 
страницы, Формулы, Данные, Рецензирование, Вид
, закрепленные в одном ряду. 


background image

32 

Отображение  часто  используемых  команд  меню  и  кнопок  панелей 

инструментов.    Excel  автоматически  настраивает  меню  и  панели  инструментов  в 
соответствии  с  тем,  как  часто  используются  те  или  иные  команды.  При  первом 
запуске Excel в меню отображаются стандартные общие команды. Затем, по мере 
работы  с  Excel,  меню  и  панели  инструментов  настраиваются —  Excel  отображает 
только  те  команды  меню  и  кнопки  панелей  инструментов,  которые  используются 
наиболее часто. 

Отображение  всех  команд  в  меню.  Чтобы  выполнить  редко  используемую 

или прежде не использовавшуюся команду, следует добавить ее в меню. Для этого 
необходимо выполнить следующий набор команд: Файл \ Параметры \ Настроить 
ленту.  
Далее  из  левой  колонки  выбрать  необходимую  команду  и  добавить  ее  в 
выбранную вкладку нажатием кнопки Добавить. 

Расположение вкладок в одном ряду. Вкладки можно расположить в ряд одну 

за  другой.  Например,  при  первом  запуске  Excel  вкладка  Вставка  отображается 
рядом  с  Главной  панелью  инструментов.  При  расположении  в  одном  ряду 
нескольких вкладок может быть недостаточно места для отображения всех кнопок. 
В этом случае отображаются только наиболее востребованные кнопки. 

Настройка меню и вкладок. Вы можете самостоятельно настраивать меню и 

панели  инструментов,  добавляя  и  удаляя  кнопки  и  меню.  Также  можно  создавать 
пользовательские вкладки, скрывать или отображать панели инструментов, а также 
перемещать их. Строку меню можно настраивать так же, как и любую встроенную 
панель  инструментов  —  например,  можно  добавлять  в  нее  и  удалять  кнопки  и 
меню, так же, при необходимости, можно скрыть строку меню. 

Сохранение  настройки  панели  инструментов.  При  выходе  из  Excel 

изменения,  внесенные  в  строку  меню,  встроенные  и  созданные  пользователем 
панели инструментов, а также отображаемые панели инструментов, сохраняются в 
файле  настроек  панелей  инструментов,  Excel.xlb.  Параметры  настройки  панелей 
инструментов, хранящиеся в этом файле, используются по умолчанию при каждом 
запуске  Excel.  В  случае  если  часто  используется  определенный  набор  панелей 
инструментов,  можно  сохранить  параметры  настройки  панелей  инструментов  в 
отдельном  файле  с  тем,  чтобы  избавиться  от  необходимости  изменять  вид  и 
расположение панелей инструментов при каждом запуске Excel. 

Создаваемые  и  настраиваемые  панели  инструментов  доступны  во  всех 

книгах  в  системе  пользователя.  Чтобы  какая-либо  пользовательская  панель 
инструментов всегда использовалась с определенной книгой, следует вложить эту 
панель инструментов в книгу. 

Книга в MS Excel представляет собой файл, используемый для обработки и 

хранения данных. Каждая книга может состоять из нескольких листов, поэтому в 
одном файле можно поместить разнообразные сведения и установить между ними 
необходимые связи. Начальное количество листов книги задается установками "по 
умолчанию". Их можно задать (изменить) воспользовавшись пунктом главного 
меню Файл \ Параметры \ Общие \ Количество листов в новой книге. Количество 
листов в уже созданной книге можно изменить через пункт главного меню Главная \ 
Вставка \ Вставить лист
. Для удаления ненужного листа предусмотрена команда 
Главная \ Удалить \ Удалить лист.  

Листы служат для организации и анализа данных. Можно вводить и изменять 

данные  одновременно  на  нескольких  листах,  а  также  выполнять  вычисления  на 
основе данных из нескольких листов. 

Лист  -  основной  документ,  используемый  в  MS  Excel  для  хранения  и 

обработки  данных.  Он  может  также  называться  электронной  таблицей.  Кроме 


background image

33 

электронных таблиц могут существовать также специально организованные листы 
диаграмм,  макросов,  диалоговых  окон  и  т.п.  Такие  листы,  как  правило, 
генерируются системой автоматически по мере возникновения потребности. Листы 
объединяются  в  книгу.  Каждая  книга  Excel  имеет  собственное  имя  и 
рассматривается  операционной  системой  как  самостоятельный  файл.  Обычный 
лист MS Excel состоит из ячеек, образующих строки и столбцы. Листы объединены 
в книгу. В MS Excel в качестве базы данных можно использовать список. Список - 
набор  строк  таблицы,  содержащей  связанные  данные,  например,  база  данных 
счетов или набор адресов и телефонов клиентов. Список может использоваться как 
база данных, в которой строки выступают в качестве записей, а столбцы являются 
полями. Первая строка списка при этом содержит названия столбцов.  

При  выполнении  обычных  операций  с  данными,  например,  при  поиске, 

сортировке  или  обработке  данных,  списки  автоматически  распознаются  как  базы 
данных. 

Выделяются следующие элементы списка (Рисунок 20): 

 

запись (отдельная строка); 

 

поле (отдельный столбец); 

 

строка заголовков (первая строка списка); 

 

имена полей (имя колонки в первой строке списка). 
 
Клавиши для перехода и прокрутки в пределах листа или книги: 

 

Клавиши со стрелками для перехода на одну ячейку вверх, вниз, влево или 
вправо 

 

CTRL+клавиша со стрелкой для перехода к краю текущей области данных 

 

HOME для перехода в начало строки 

 

CTRL+HOME для перехода в начало листа 

 

CTRL+END  для  перехода  в  последнюю  ячейку  на  листе,  расположенную  на 
пересечении  крайнего  справа  используемого  столбца  и  самой  нижней 
используемой строки (в левом нижней углу) 

 

PAGE DOWN для перехода на один экран вниз 

 

PAGE UP для перехода на один экран вверх 

 

ALT+PAGE DOWN для перехода на один экран вправо 

 

ALT+PAGE UP для перехода на один экран влево 

  CTRL+PAGE DOWN 

для перехода на следующий лист книги 

 

CTRL+PAGE UP для перехода на предыдущий лист книги 

 

CTRL+F6 или CTRL+TAB для перехода в следующую книгу или окно 

 

CTRL+SHIFT+F6  или  CTRL+SHIFT+TAB  для  перехода  в  предыдущую  книгу 
или окно 

 

F6  для  перехода  к  следующей  области  в  окне  книги,  разделенном  на 
несколько областей 

 

SHIFT+F6 для перехода к предыдущей области в окне книги, разделенном на 
несколько областей 

 

CTRL+BACKSPACE для прокрутки окна до текущей ячейки 

 

F5 для отображения диалогового окна Переход 

 

SHIFT+F5 для отображения диалогового окна Найти 

 

SHIFT+F4  для  повтора  последнего  действия  Найти  (аналогично  нажатию 
кнопки Найти далее) 

 

TAB для перехода между незащищенными ячейками на защищенном листе 


background image

34 

2. Порядок выполнения работы 

Включите компьютер. Загрузите Excel. 
Создать на рабочем листе пользовательскую таблицу, изображенную на рис. 

20

Выполнить форматирование таблицы в соответствии с вариантом. Номер 

своего варианта узнайте у преподавателя. 

 

 

Рисунок 20 Пользовательская таблица 

Варианты заданий приведены в табл. 1.

  

Таблица 1 Варианты заданий 

№ вар

иа

нта

 

З

а

го

л

о

во

к 

та

б

л

ицы

 

Таблица 

Заливка 

Обра

мление

 

Заголовки 

столбцов 

Заголовки 

строк 

Область 
данных 

Ш

р

ифт

 

Ш

р

ифт

 

В

ыр

а

внивание

 

З

а

го

л

о

вки 

гр

упп

ы 

сто

л

б

ц

о

в 

Осо

б

е

нн

о

сти

 

Ш

р

ифт

 

В

ыр

а

внивание

 

Ш

р

ифт

 

В

ыр

а

внивание

 

З

а

го

л

о

вки 

сто

л

б

ц

о

в 

З

а

го

л

о

вки 

стр

ок

 

Обл

а

сть да

нн

ых

 

З

а

го

л

о

во

чн

ые

 

л

инии

 

Р

а

зделите

л

ьн

ые

 

л

инии

 


background image

35 

№ вар

иа

нта

 

З

а

го

л

о

во

к 

та

б

л

ицы

 

Таблица 

Заливка 

Обра

мление

 

Заголовки 

столбцов 

Заголовки 

строк 

Область 
данных 

Ш

р

ифт

 

Ш

р

ифт

 

В

ыр

а

внивание

 

З

а

го

л

о

вки 

гр

упп

ы 

сто

л

б

ц

о

в 

Осо

б

е

нн

о

сти

 

Ш

р

ифт

 

В

ыр

а

внивание

 

Ш

р

ифт

 

В

ыр

а

внивание

 

З

а

го

л

о

вки 

сто

л

б

ц

о

в 

З

а

го

л

о

вки 

стр

ок

 

Обл

а

сть да

нн

ых

 

З

а

го

л

о

во

чн

ые

 

л

инии

 

Р

а

зделите

л

ьн

ые

 

л

инии

 

1

,3

,4

,6

,3

 

1

,1

,1

,1

,0

 

1

,2

,2

,4

 

0

,0

,4

,0

 

Ш

1

=

2

1

,2

,1

,2

,0

 

1

,0

,0

,1

 

3

,2

,1

,4

,0

 

3

,0

,0

,1

 

1

 

2

 

3

 

1

2

,1

 

1

,1

 

2

,1

,3

,2

,4

 

2

,1

,1

,2

,0

 

2

,1

,1

,3

 

5

,0

,0

,0

 

В

1

=

1

2

,2

,1

,3

,0

 

2

,0

,0

,1

 

1

,2

,1

,5

,0

 

1

,0

,0

,1

 

2

 

3

 

2

 

6

,2

 

1

,2

 

3

,6

,1

,5

,1

 

1

,1

,1

,3

,0

 

3

,2

,3

,1

 

0

,0

,4

,0

 

Ш

1

1

=

2

4,6

 

3

,2

,1

,4

,0

 

3

,0

,0

,1

 

4

,2

,1

,6

,0

 

2

,0

,0

,1

 

3

 

4

 

1

 

1

2

,3

 

1

,3

 

4

,1

,2

,1

,2

 

3

0

3

,1

,4

,0

 

1

,3

,3

,1

 

5

,0

,0

,0

 

В

2

=

1

1

,2

,1

,5

,0

 

3

,0

,0

,1

 

3

,2

,2

,1

,0

 

3

,0

,0

,1

 

4

 

5

 

5

 

6

,4

 

1

,4

 

2

,2

,3

,3

,2

 

3

,1

,2

,4

,0

 

1

,3

,2

,2

 

0

,0

,4

,0

 

Ш

9

=

2

4

,2

,1

,6

,0

 

1

,0

,0

,1

 

1

,2

,2

,2

,0

 

1

,0

,0

,1

 

5

 

1

 

4

 

1

1

,5

 

5

,5

 

4

,4

,1

,4

,1

 

2

,1

,1

,4

,0

 

4

,4

,3

,3

 

5

,0

,0

,0

 

В

3

=

1

5

 

3

,2

,2

,1

,0

 

2

,0

,0

,1

 

4

,2

,2

,3

,0

 

2

,0

,0

,1

 

1

 

2

 

3

 

6

,6

 

4

,6

 

1

,5

,4

,6

,3

 

1

,1

,2

,1

,0

 

4

,4

,3

,3

 

0

,0

,4

,0

 

Ш

7

=

2

0

,5

 

1

,2

,2

,2

,0

 

3

,0

,0

,1

 

3

,2

,2

,4

,0

 

3

,0

,0

,1

 

2

 

3

 

2

 

6

,7

 

1

,7