Добавлен: 15.11.2018
Просмотров: 6698
Скачиваний: 11
31
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ MICROSOFT EXCEL
Лабораторная работа №5. Знакомство с электронной таблицей
Excel
Цель работы: получение начального представления об электронной таблице
MS Excel
1. Методические указания
Табличный процессор Excel представляет собой компьютерную программу,
предназначенную для обработки данных. Обработка может включать в себя:
выполнение различных вычислений с использованием аппарата функций и
формул;
исследование влияния различных факторов на данные;
решение задач оптимизации;
получение выборки данных, удовлетворяющих определенным критериям;
построение графиков и диаграмм;
статистический анализ данных.
Проще всего запускать MS Excel из главного меню (кнопка Пуск). В главном
меню необходимо нажать на опцию Программы, после чего в появившемся
выпадающем меню выбрать опцию MS Excel.
После запуска MS Excel экран содержит пять областей:
Окно книги, которое занимает большую часть экрана;
Строку меню;
Две или несколько панелей инструментов;
Строку формул;
Строку состояния.
Все пять областей называются рабочей областью книги.
Строка меню расположена под строкой заголовка экрана. Организация меню
в Excel аналогична организации меню в Windows.
Меню и панели инструментов позволяют выполнять различные действия в
MS Excel. Меню содержит список команд. Некоторые из этих команд сопровождены
изображениями,
иллюстрирующими
действие,
выполняемое
командой.
Большинство меню находятся в строке меню, обычно расположенной в верхней
части экрана.
Панель инструментов может содержать кнопки с изображениями
(совпадающими с изображениями, отображаемыми рядом с соответствующими
командами меню), меню или различные сочетания этих элементов. В Excel
включено множество встроенных панелей инструментов, которые можно
отображать или скрывать по мере необходимости. По умолчанию на экране
отображаются встроенные панели инструментов Главная, Вставка, Разметка
страницы, Формулы, Данные, Рецензирование, Вид, закрепленные в одном ряду.
32
Отображение часто используемых команд меню и кнопок панелей
инструментов. Excel автоматически настраивает меню и панели инструментов в
соответствии с тем, как часто используются те или иные команды. При первом
запуске Excel в меню отображаются стандартные общие команды. Затем, по мере
работы с Excel, меню и панели инструментов настраиваются — Excel отображает
только те команды меню и кнопки панелей инструментов, которые используются
наиболее часто.
Отображение всех команд в меню. Чтобы выполнить редко используемую
или прежде не использовавшуюся команду, следует добавить ее в меню. Для этого
необходимо выполнить следующий набор команд: Файл \ Параметры \ Настроить
ленту. Далее из левой колонки выбрать необходимую команду и добавить ее в
выбранную вкладку нажатием кнопки Добавить.
Расположение вкладок в одном ряду. Вкладки можно расположить в ряд одну
за другой. Например, при первом запуске Excel вкладка Вставка отображается
рядом с Главной панелью инструментов. При расположении в одном ряду
нескольких вкладок может быть недостаточно места для отображения всех кнопок.
В этом случае отображаются только наиболее востребованные кнопки.
Настройка меню и вкладок. Вы можете самостоятельно настраивать меню и
панели инструментов, добавляя и удаляя кнопки и меню. Также можно создавать
пользовательские вкладки, скрывать или отображать панели инструментов, а также
перемещать их. Строку меню можно настраивать так же, как и любую встроенную
панель инструментов — например, можно добавлять в нее и удалять кнопки и
меню, так же, при необходимости, можно скрыть строку меню.
Сохранение настройки панели инструментов. При выходе из Excel
изменения, внесенные в строку меню, встроенные и созданные пользователем
панели инструментов, а также отображаемые панели инструментов, сохраняются в
файле настроек панелей инструментов, Excel.xlb. Параметры настройки панелей
инструментов, хранящиеся в этом файле, используются по умолчанию при каждом
запуске Excel. В случае если часто используется определенный набор панелей
инструментов, можно сохранить параметры настройки панелей инструментов в
отдельном файле с тем, чтобы избавиться от необходимости изменять вид и
расположение панелей инструментов при каждом запуске Excel.
Создаваемые и настраиваемые панели инструментов доступны во всех
книгах в системе пользователя. Чтобы какая-либо пользовательская панель
инструментов всегда использовалась с определенной книгой, следует вложить эту
панель инструментов в книгу.
Книга в MS Excel представляет собой файл, используемый для обработки и
хранения данных. Каждая книга может состоять из нескольких листов, поэтому в
одном файле можно поместить разнообразные сведения и установить между ними
необходимые связи. Начальное количество листов книги задается установками "по
умолчанию". Их можно задать (изменить) воспользовавшись пунктом главного
меню Файл \ Параметры \ Общие \ Количество листов в новой книге. Количество
листов в уже созданной книге можно изменить через пункт главного меню Главная \
Вставка \ Вставить лист. Для удаления ненужного листа предусмотрена команда
Главная \ Удалить \ Удалить лист.
Листы служат для организации и анализа данных. Можно вводить и изменять
данные одновременно на нескольких листах, а также выполнять вычисления на
основе данных из нескольких листов.
Лист - основной документ, используемый в MS Excel для хранения и
обработки данных. Он может также называться электронной таблицей. Кроме
33
электронных таблиц могут существовать также специально организованные листы
диаграмм, макросов, диалоговых окон и т.п. Такие листы, как правило,
генерируются системой автоматически по мере возникновения потребности. Листы
объединяются в книгу. Каждая книга Excel имеет собственное имя и
рассматривается операционной системой как самостоятельный файл. Обычный
лист MS Excel состоит из ячеек, образующих строки и столбцы. Листы объединены
в книгу. В MS Excel в качестве базы данных можно использовать список. Список -
набор строк таблицы, содержащей связанные данные, например, база данных
счетов или набор адресов и телефонов клиентов. Список может использоваться как
база данных, в которой строки выступают в качестве записей, а столбцы являются
полями. Первая строка списка при этом содержит названия столбцов.
При выполнении обычных операций с данными, например, при поиске,
сортировке или обработке данных, списки автоматически распознаются как базы
данных.
Выделяются следующие элементы списка (Рисунок 20):
запись (отдельная строка);
поле (отдельный столбец);
строка заголовков (первая строка списка);
имена полей (имя колонки в первой строке списка).
Клавиши для перехода и прокрутки в пределах листа или книги:
Клавиши со стрелками для перехода на одну ячейку вверх, вниз, влево или
вправо
CTRL+клавиша со стрелкой для перехода к краю текущей области данных
HOME для перехода в начало строки
CTRL+HOME для перехода в начало листа
CTRL+END для перехода в последнюю ячейку на листе, расположенную на
пересечении крайнего справа используемого столбца и самой нижней
используемой строки (в левом нижней углу)
PAGE DOWN для перехода на один экран вниз
PAGE UP для перехода на один экран вверх
ALT+PAGE DOWN для перехода на один экран вправо
ALT+PAGE UP для перехода на один экран влево
CTRL+PAGE DOWN
для перехода на следующий лист книги
CTRL+PAGE UP для перехода на предыдущий лист книги
CTRL+F6 или CTRL+TAB для перехода в следующую книгу или окно
CTRL+SHIFT+F6 или CTRL+SHIFT+TAB для перехода в предыдущую книгу
или окно
F6 для перехода к следующей области в окне книги, разделенном на
несколько областей
SHIFT+F6 для перехода к предыдущей области в окне книги, разделенном на
несколько областей
CTRL+BACKSPACE для прокрутки окна до текущей ячейки
F5 для отображения диалогового окна Переход
SHIFT+F5 для отображения диалогового окна Найти
SHIFT+F4 для повтора последнего действия Найти (аналогично нажатию
кнопки Найти далее)
TAB для перехода между незащищенными ячейками на защищенном листе
34
2. Порядок выполнения работы
Включите компьютер. Загрузите Excel.
Создать на рабочем листе пользовательскую таблицу, изображенную на рис.
. Выполнить форматирование таблицы в соответствии с вариантом. Номер
своего варианта узнайте у преподавателя.
Рисунок 20 Пользовательская таблица
Варианты заданий приведены в табл. 1.
Таблица 1 Варианты заданий
№ вар
иа
нта
З
а
го
л
о
во
к
та
б
л
ицы
Таблица
Заливка
Обра
мление
Заголовки
столбцов
Заголовки
строк
Область
данных
Ш
р
ифт
Ш
р
ифт
В
ыр
а
внивание
З
а
го
л
о
вки
гр
упп
ы
сто
л
б
ц
о
в
Осо
б
е
нн
о
сти
Ш
р
ифт
В
ыр
а
внивание
Ш
р
ифт
В
ыр
а
внивание
З
а
го
л
о
вки
сто
л
б
ц
о
в
З
а
го
л
о
вки
стр
ок
Обл
а
сть да
нн
ых
З
а
го
л
о
во
чн
ые
л
инии
Р
а
зделите
л
ьн
ые
л
инии
35
№ вар
иа
нта
З
а
го
л
о
во
к
та
б
л
ицы
Таблица
Заливка
Обра
мление
Заголовки
столбцов
Заголовки
строк
Область
данных
Ш
р
ифт
Ш
р
ифт
В
ыр
а
внивание
З
а
го
л
о
вки
гр
упп
ы
сто
л
б
ц
о
в
Осо
б
е
нн
о
сти
Ш
р
ифт
В
ыр
а
внивание
Ш
р
ифт
В
ыр
а
внивание
З
а
го
л
о
вки
сто
л
б
ц
о
в
З
а
го
л
о
вки
стр
ок
Обл
а
сть да
нн
ых
З
а
го
л
о
во
чн
ые
л
инии
Р
а
зделите
л
ьн
ые
л
инии
1
1
,3
,4
,6
,3
1
,1
,1
,1
,0
1
,2
,2
,4
0
,0
,4
,0
Ш
1
=
2
5
1
,2
,1
,2
,0
1
,0
,0
,1
3
,2
,1
,4
,0
3
,0
,0
,1
1
2
3
1
2
,1
1
,1
2
2
,1
,3
,2
,4
2
,1
,1
,2
,0
2
,1
,1
,3
5
,0
,0
,0
В
1
=
1
3
2
,2
,1
,3
,0
2
,0
,0
,1
1
,2
,1
,5
,0
1
,0
,0
,1
2
3
2
6
,2
1
,2
3
3
,6
,1
,5
,1
1
,1
,1
,3
,0
3
,2
,3
,1
0
,0
,4
,0
Ш
1
1
=
2
4,6
3
,2
,1
,4
,0
3
,0
,0
,1
4
,2
,1
,6
,0
2
,0
,0
,1
3
4
1
1
2
,3
1
,3
4
4
,1
,2
,1
,2
3
0
3
,1
,4
,0
1
,3
,3
,1
5
,0
,0
,0
В
2
=
1
4
1
,2
,1
,5
,0
3
,0
,0
,1
3
,2
,2
,1
,0
3
,0
,0
,1
4
5
5
6
,4
1
,4
5
2
,2
,3
,3
,2
3
,1
,2
,4
,0
1
,3
,2
,2
0
,0
,4
,0
Ш
9
=
2
7
4
,2
,1
,6
,0
1
,0
,0
,1
1
,2
,2
,2
,0
1
,0
,0
,1
5
1
4
1
1
,5
5
,5
6
4
,4
,1
,4
,1
2
,1
,1
,4
,0
4
,4
,3
,3
5
,0
,0
,0
В
3
=
1
5
3
,2
,2
,1
,0
2
,0
,0
,1
4
,2
,2
,3
,0
2
,0
,0
,1
1
2
3
6
,6
4
,6
7
1
,5
,4
,6
,3
1
,1
,2
,1
,0
4
,4
,3
,3
0
,0
,4
,0
Ш
7
=
2
0
,5
1
,2
,2
,2
,0
3
,0
,0
,1
3
,2
,2
,4
,0
3
,0
,0
,1
2
3
2
6
,7
1
,7