ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 1082

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению дисциплины «Правоохранительные органы». При подведении итогов семинарских занятий преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

Наиболее предпочтительными формами контроля самостоятельной работы студентов является устный опрос студентов по вопросам, указанным в плане семинарских занятий; обсуждение вариантов решения домашних заданий к семинарским занятиям; проведение письменных контрольных работ и тестовых заданий по каждому разделу учебной дисциплины.

Устный опрос студентов способствует закреплению изученного материала, приобретению ими опыта устных публичных выступлений. Решение домашних заданий и последующее их обсуждение на семинарских занятиях вырабатывает у студентов умение проводить юридический анализ конкретных ситуаций, возникающих в правоприменительной практике правоохранительных органов; способствует развитию самостоятельных навыков в поиске путей их решения на основе уже усвоенных знаний. Письменные контрольные работы по итогам изучения каждого раздела учебной дисциплины способствуют систематизации учебного материала и уяснения логической взаимосвязи между отдельными темами, приобретения у студентов навыков краткого письменного изложения своих мыслей. Тестирование наиболее эффективно для предварительной проверки знаний, полученных студентами при изучении всего курса дисциплины, и допуска их к экзамену.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Методические рекомендации студенту

Изучение учебной дисциплины осуществляется в соответствии с Рабочей программой, разработанной на кафедре уголовного права и процесса юридического факультета Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Программа предназначена для студентов очной и заочной формы обучения по специальности «юриспруденция».

Организация изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает в себя: прослушивание лекций в течение одного семестра; работу на семинарских занятиях; самостоятельную работу по изучению дисциплины и подготовки к семинарским занятиям; консультирование у преподавателя в установленные часы консультаций; консультации преподавателя перед экзаменом и сдачу экзамена по всему материалу учебной дисциплины.

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Правоохранительные органы» являются лекции и семинарские занятия. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к экзамену.


Лекции проводятся по всем разделам и темам изучаемой дисциплины и в большинстве своем имеют обзорно-консультативный характер. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Семинарские занятия проводятся по наиболее важным и сложным темам учебной дисциплины. Они служат для контроля преподавателем подготовленности студента, закрепления изученного материала, развития умений и навыков по анализу и применению норм законов и иных нормативно-правовых актов о правоохранительных органах, приобретения опыта устных публичных выступлений.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, с изучением нормативно-правовых актов о правоохранительных органах и дополнительной литературы по изучаемым темам, выполнением заданий к семинарским занятиям, предусмотренных планом семинарских занятий.

По заданию преподавателя или по согласованию с ним студент готовит рефераты по отдельным темам дисциплины. Примерные темы рефератов приведены в настоящих рекомендациях. В процессе подготовки реферата студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Содержание подготовленного реферата составляет основу доклада студента на семинарских занятиях, продолжительность доклада не должна превышать 5-7 минут. Перед выступлением следует предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена. Опыт показывает, что наибольшее число неверных либо неполных ответов на экзамене допускаются студентами по темам №№ 1,3,4 Раздела I, №№ 5,7,8 Раздела II, а так же №№ 12,15 Раздела III. Поэтому студентам необходимо уделить особое внимание изучению учебного и нормативного материала по этим темам.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Правоохранительные органы» является самостоятельная работа.

Для студентов очной формы обучения на самостоятельную работу отводится более 50 % общего времени дисциплины, поэтому правильная организация самостоятельной работы является залогом успешного изучения дисциплины. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, – необходимо закрепить его и расширить его в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.


Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов является низким, а, главное недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение письменных контрольных работ.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Правоохранительные органы» целесообразно начинать с изучения Программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, содержание разделов и тем. Это позволит определить объем работы по предмету и спланировать самостоятельную подготовку по дисциплине до сессии.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, воспользовавшись лекционным и учебным материалом, представленным в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя. Затем в обязательном порядке необходимо ознакомиться с первоисточниками, то есть положениями нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность конкретных правоохранительных органов. При этом особое внимание следует уделить текущим изменениям в законодательстве.

В рамках изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» студенты получают знания о существующих в Российской Федерации судебных и правоохранительных органах; изучают их состав, структуру, принципы организации и деятельности, а так же полномочия по осуществлению правоохранительной деятельности; состав, структуру и полномочия отдельных их звеньев. Поэтому при освоении учебного и нормативного материала целесообразно использовать схемы, отражающие состав и структуру отдельных правоохранительных органов, что позволяет наглядно сформировать общее представление, например, о системе судов, органов прокуратуры и т.д.

Следует обратить внимание, что при изучении тем о конкретных правоохранительных органах в схему основных понятий, раскрывающих содержание темы, включаются следующие: Понятие правоохранительного органа →Задачи→Функции (направления деятельности)→ Система органов →Звено в системе правоохранительного органа → Структура звена правоохранительного органа → Состав звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа→Компетенция звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа →Кадры правоохранительного органа (руководство, порядок назначения и увольнения должностных лиц, их права и обязанности, ответственность). Используя и зная содержание названных понятий в их совокупности, можно добиться и соответствующей глубины изучения вопросов темы о конкретном правоохранительном органе, например органах внутренних дел.


Для самоконтроля качества освоения учебного и нормативного материала можно воспользоваться вопросами, приведенными в учебных пособиях и заданиях для самостоятельной работы.

Получение навыков самостоятельной работы с текстами законов и иных нормативно-правовых актов, навыков применения норм законов к конкретным ситуациям, возникающим в правоприменительной деятельности правоохранительных органов, является одной из главных задач изучения дисциплины. Поэтому самостоятельная подготовка студентов в обязательном порядке включает решение задач, которые должны быть выполнены к семинарским занятиям по изучаемым темам.

Полное усвоение дисциплины «Правоохранительные органы» требует от студентов, помимо изучения учебного и нормативного материала, ознакомления с практикой деятельности судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвокатуры, а также активного участия в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе.


Примерные варианты тестовых заданий

1. Укажите признаки правоохранительной деятельности:

а) осуществляется только с помощью применения юридических мер воздействия;

б) осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

в) основания применения юридических мер воздействия и их содержание устанавливаются уполномоченными служащими правоохранительных органов;

г) осуществляется специализированными органами исполнительной власти.

2. Какие из перечисленных судов не входят в судебную систему Российской Федерации?

а) гарнизонные военные суды;

б) третейские суды;

в) арбитражные апелляционные суды;

г) конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

3. Структурным подразделением Верховного Суда РФ является:

а) Кассационная коллегия;

б) Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

в) Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

г) Совет судей РФ.

4. Какой из перечисленных принципов не является принципом правосудия:

а) принцип участия граждан в отправлении правосудия;

б) принцип сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;

в) принцип состязательности и равноправия сторон;

г) принцип осуществления правосудия только судом.

5. Независимость судьи обеспечивается:

а) неприкосновенностью судьи;

б) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

в) системой органов судейского сообщества;

г) всем вышеперечисленным.

6. Генеральный прокурор РФ назначается на должность:

а) Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ;

б) Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;

в) Председателем Правительства РФ по представлению коллегии Генеральной прокуратуры РФ;

г) Президентом РФ по представлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.


7. К функциям прокуратуры РФ относится:

а) исполнение уголовных наказаний;

б) осуществление правосудия;

в) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

г) организационное обеспечение деятельности судов.

8. К полномочиям Министерства юстиции РФ относится:

а) участие в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;

б) организация и осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ;

в) утверждение состава экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи;

г) организация и осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля за оборотом оружия.

9. К обязанностям судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, относится:

а) обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей;

б) председательствование в судебных заседаниях;

в) проведение экспертиз по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях;

г) принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

10. К основным задачам Министерства внутренних дел РФ относится:

а) исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений;

б) обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека;

в) разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности РФ;

г) обеспечение охраны общественного порядка.

11. В полицию общественной безопасности входят:

а) дежурные части;

б) подразделения по налоговым преступлениям;

в) оперативно-поисковые подразделения;

г) подразделения уголовного розыска.

12. К какому понятию относится следующее определение: «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»?

а) законность;

б) безопасность;

в) обороноспособность;

г) общественный порядок.

13. Предварительное расследование производится в форме:

а) предварительного следствия либо дознания;

б) уголовного судопроизводства.

в) уголовного преследования;

г) оперативно-розыскной деятельности либо дознания.

14. Укажите формы адвокатских образований:

а) адвокатское бюро;

б) адвокатская контора;

в) Всероссийский съезд адвокатов;

г) палата адвокатов.

15. Какое из перечисленных действий не относится к нотариальным действиям:

а) передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

б) удостоверение сделок;

в) обеспечение доказательств;