Файл: модули ПО ИСТОРИИ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 872

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БИЛЕТЫ ПО ИСТОРИИ

1 модуль.

1. Место средневековья во всемирном историческом процессе.

2. Образование государства у восточных славян. «Норманизм» или «антинорманизм» в исторической науке.

3. Религиозные верования славян. Роль христианизации Руси.

4. Политический строй и социальная структура в раннефеодальном обществе Древнерусского государства.

5. Русские земли в XII – XIII вв. Русь удельная.

6. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию шведско-немецкой агрессии.

7. Русь на рубеже XIII – XIV вв. Выдвижение Москвы как центр объединения русских земель. Московские князья и их политика по укреплению княжества.

8. Московская Русь в XV в. Формирование единого государства в Севеоро-Восточной Руси. Иван III. Свержение ордынского владычества.

9. Россия в XVI в. «Избранная рада» при Иване IV и её реформы.

10. Россия в XVI в. Опричнина Ивана IV и её последствия для страны.

11. Россия на рубеже XVI - XVII вв. Смутное время.

12. Подъём освободительного движения в России. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы. Начало династии Романовых.

13. Россия в XVII в. Соборное уложение 1649 г. Оформление крепостного права.

14. Россия в XVII в. Церковный раскол в русской православной церкви.


2 модуль.

1. Мировая история: переход к новому времени.

2. Рождение российской империи и её петровская модернизация.

3. -----------

4. Россия в период просвещённого абсолютизма. «Наказ» Екатерины II и её законодательная деятельность.

5. Мировая история. Формирование индустриальной цивилизации.

6. Проект правительства и общественных сил России по модернизации страны в первой четверти XIX в.

7. Официальная идиология и общественная мысль в России в первой половине XIX в. о путях развития страны.

3 модуль.

1. Объективная необходимость модернизации России в XIX в. Крестьянская реформа 1861 г.

2. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в.

3. Контрреформы 80-90-х годов XIX в.

4. Революционное народничество: его идеологи (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н. Ткачёв).

5. Особенности развития капитализма в России Империализм: его экономическая и политическая сущность и особенности в России и в ведущих странах мира.

6. Российская революция 1905 – 1907 гг., её основные этапы и важнейшие события.

7. Образование третьиюньской политической системы, её место в истории российского государства.

8. Объективная необходимость модернизации аграрного сектора России в начале XX в. Цель и Сущность аграрной реформы П.А. Столыпина.

9. Россия в первой мировой войне. Общественно-политический кризис в стране.


4 модуль.

1. Февральская революция в России 1917 г. Установление двоевластия.

2. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде: установление советской власти в России.

3. Гражданская война и интервенция. Причины, этапы, последствия войны.

4. Политика «военного коммунизма».

5. Кризис военно – коммунистической системы и переход к новой экономической политике. Сущность и значение НЭПа.


6. -----------

7. Индустриализация СССР: стратегия и тактика.

8. Сплошная коллективизация и её цена.

9. -----------

10. Предвоенный кризис мировой политики и начало второй мировой войны.

11. Великая Отечественная война советского народа: характер, цели, основные этапы и события.

12. Разгром милитаристской Японии в 1945 г. Окончание второй мировой войны.

13. Послевоенная экономика (1645-1953 гг.): основные проблемы и тенденции развития.

14. Реформы в экономике СССР в 1653-1964 гг.

15. На пути к глобальному кризису (70-е-первая половина 80-х годов XX в.).

16. От попыток модернизации страны к смене модели общественного развития. Рождение современной России.



1 модуль.

1. Место средневековья во всемирном историческом процессе.

  

Итальянские историки считали Ср. – темным веком. Хронологические рамки: Для России: 5 – 16в. Для зап. Европы: 1) раннее Ср. 5 – 11 в. 2) класс. Ср. 11 – 15 в. 3) позд. Ср. 15 –16, сер. 17 в. В это время в Европе складывались феодально-крепостнические отношения. Эконом. жизнь была не очень активной, господствовало натур. хоз-во. Средневековое общество – аграрное, основанно на ручном труде и феодальных отношениях. Феодалы – собственники земли, а зависимые от них – крестьяне. Крестьянин имеет тягловую силу и орудия труда; несёт повинности за пользование землей феодала: Барщина (отраб. рента), Натуральная рента (продуктовая), Денежная рента. К крестьянам применялись меры внеэкономического принуждения (феодал – защитник крестьян (кр. были защищены от притязаний соседей), ф. «помогал» с судой под высокий процент). Гос-во давало ф. большие права – господин над кр-ми (собирал налоги с кр. и судил их). Эти права получили название «феод. иммунитет». Земельная собственность носит сословный, неполный, расщепленный хар-тер. Часть земель монарх передает своим ближайшим слугам на условиях несения воен. службы в пользу этого монарха. Личная земля монарха – «домин». Выше стоящий – «сюзерен». Ниже стоящий – «вассал». Взаимоподчинение (феод. иерархия или отношения вассалитета). В Ср. обществе морально-нравственные установки носят застылый характер; задаются нормами крестьянской религии. Ср. общество динамично. Появляются известные нам народы. Достигло общество больших высот в научной и культурной областях. В Ср. века было 2 центра цивилизации – Европа и Азия. Азия – арабско-мусульманская цивилизация (арабский язык, вера в ислам). 7-8 век: на территории Азии сложилось огромное гос-во – Арабский халифат (но оно было непрочным). Высокий уровень арабов на ранней стадии развития объясняется за счет аккумуляции всех достижений других народов и цивилизаций. В области идеологии господ. роль играла церковь.


2. Образование государства у восточных славян. «Норманизм» или «антинорманизм» в исторической науке.


Славяне – крупнейшая в Европе группа народов связанных родством происхождения, территорией проживания, близость языка.


В VI – VIII вв. славяне начали расселяться в 3-х направлениях, (до этого они занимали территорию от Верхнего Одера, до среднего Днепра): на запад, на юг, на север и на восток по Восточно-Европейской равнине.

Во время расселения они находились на стадии рода племенных отношений и формировании территориально-политических общностей. Вместо племён были племенные княжества.

Основное занятие – земледелие лесостепное, поджечноземленое.

В VI в. племенные княжества объединяются в союзы племён. Во главе стоял князь, который управлял с помощью дружины. В этот период преобладали элементы военной демократии (совет старейшин, вече). Существовало всеобщее вооружение.

Крупнейшими союзами были: Поляки – центр Киев, Эльменские славени – центр Новгород.

В 80-е годы IX в. происходит объединение Киева и Новгорода.

Причины образования государства:

1. политические, необходимость обеспечения безопасности.

2. совершать грабежи на богатых соседей.

3. экономические причины: высокий уровень производительности труда; разделение труда (начался с VII – VII в.), развитие меновой торговли, развитие товароденежных отношений.

Вопрос об образовании государства у восточных славян был поднят в 30-50 г. XVIII в. немецкими учёными: Байер и Миллер.

Они стали авторами «Норманской» теории «О происхождении древнерусского государства».

В основу был положен рассказ «О призвании Варягов», изложенной в первой русской летописи «Временных лет». Согласно этому рассказу северные племена, живущие в Новгороде до 859 г. Платили дань Варягам, но затем прогнали их к себе в Скандинавию и начались кровавые усобицы из-за чего опять решили позвать для прекращения войн. И прибывает князь Рюрик.

Норманская теория утверждает:

1. что славяне были слишком дикие, чтобы создать государство.

2. Варяги сами захватили племена или их позвали.

3. что слово «Русь» варяжского происхождения.

Автор «Антинорманской» теории Ломоносов говорил, что слово «Русь» славянского происхождения.

Процесс образования государства сложный и длительный. Требуются предпосылки на образование, у славян они были, но Рюрика нельзя считать «организатором» государства.

Поэтому Рюрика российская и советская наука не признают создателем Руси, но признают его основоположником династии.

Рюрик жил с 862 – 896 гг. при смерти он передал власть другу Олегу и опеку над сыном Игорем.

В летопись 882 г. Олег с дружиной и Игорем отправился на юг. Захватил союз Кривичей (Смоленск) и продвигался к Киеву. Обманом вокнижается в Киеве.

В 882 г. Он заставляет признать власть над Киевом союзы: древлян, северян, радимичей и кривичей. И с этого момента начинается отчёт древнерусского государства.


3. Религиозные верования славян. Роль христианизации Руси.


Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца -Дажьбог. Дажьбога почитали как источник тепла и света, гак подателя всех благ; Белеса - как покровителя стад. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза со страшным громом и смертоносною молнией. Ветер имел свое божество Стрибога. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая. Кроме культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ (домовых), славянин искал таких же хозяев и вне жилищ, в лесу (лешие), и в воде (водяные). Крещение Руси. В 988 г. князь Владимир крестился, женился на Анне - сестре царей Царьграда. Помирясь с греками, он возвратился с православным ду­ховенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.


Последствия принятия Русью христианства:

1. В Киеве стал жить русский митрополит, поставленный Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри.

2. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с ней и книжное просвещение. Тотчас после крещения, на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются книжники - любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги.

3. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю.

4. На Руси церковь образовала особый союз - церковное общество. В состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели.

5. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.

6. В особенности восстало духовенство против грубых форм рабства на Руси. Влияние церкви охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.

7. Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительскую деятельность церкви. В монастырях образовывались целые библиотеки и процветала грамотность.

8. Христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. Развилось, таким образом, национальное искусство.


4. Политический строй и социальная структура в раннефеодальном обществе Древнерусского государства.


Политический строй древней Руси IХ-Х вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял Киевский князь, называвшийся великим князем. Князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием боярская дума. Сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками. Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание - вече - в IX-XI вв. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. За­висимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.


Категории населения. Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных людей, зависимых лишь от государства. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами. Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община - вервь.

Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от земледельца купу - помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Рядович - человек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. Рабы назывались холопами или челядью. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки ". Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники ("мужи"). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина - это составная часть аппарата управления. Наиболее приближенные дружинники (старшие) составляли постоянный совет, "думу". Они именовались боярами. Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарождавшегося класса феодалов.


5. Русские земли в XII – XIII вв. Русь удельная.


В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор -в Изборске. После смерти братьев Рюрик стал княжить один. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли племена по торговому пути "из варяг в греки" на большой поход к югу. В походе участвовали меря, варяги, словене, кривичи, весь и в 882 г. захватили Киев. Это положило начало образованию Древнерусского государства с центром в Киеве. С 912 по 945 гг правит Игорь (Сбор дани с племен; поход на Византию). Затем Ольга (945 - 964). В источниках прослеживается установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Ко времени Святослава (964-972) с князьями племен было покончено. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили наиме­нование волость. Государство же в целом в X в. носило название "Русь" и "Русская земля". Такая структура государства сложилась к концу X в. в эпоху киевского княжения Владимира Святославовича(980 - 1015), который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей . " Русская правда ". Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского права. Наиболее ранний из дошедших до нас юридический памятник - "Русская правда". Самую древнюю часть этого памятника называют "Древнейшей правдой" или "Правдой Ярослава". Возможно, она представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым - 1016 г. я регулирующую взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями Новгорода. В "Правде Ярослава" говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как кровная месть. Правда, этот обычай уже отмирает, так как разрешена замена кровной мести денежным штрафом (вирой) в пользу семьи убитого. Так закон старался охранить всякую личность от насилия и заменить грубый самосуд частной мести правительственною карою и судебным правосудием. Точно так же "Русская правда" охраняла частное имущество от во­ровства и грабежей, устанавливая в них различные наказания.