ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.07.2020
Просмотров: 400
Скачиваний: 4
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский гуманитарно-юридический университет
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор-директор Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
д.э.н., профессор Шакуликова Г.Т
______________________________ «_____» ________________ 2010г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Философия»
для студентов специальности:
5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин
Астана 2010г.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании ГОСО по специальностям бакалавриата 5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм к.филос.н., доцентом Умирзаковой Л.А.____________
Обсужден на заседании кафедры гуманитарных и естественных дисциплин
Протокол № ____ от «_____»_________________________ _______ г.
Зав. кафедрой к.и.н., доцент Кусаинова Ж.Д.
________________ «_____» _________________________ ________г.
Утвержден на заседании УМС Высшей школы экономики, бизнеса и
социальных наук
Протокол № _____ от «_____»______________________ __________ г.
Председатель д.э.н., профессор Шакуликова Г.Т.
________________ «____» ________________________ _________ г.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский гуманитарно-юридический университет
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор-директор Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
д.э.н., профессор Шакуликова Г.Т
____________________________
«___» ________________ 2010г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(syllabus)
Наименование дисциплины «Философия»
Специальность 5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм
Форма обучения дневная
Код дисциплины Fil 1106
Всего 3 кредита
Курс 1 Семестр 1,2
Лекции 30 часов
Практические, семинарские 15 часов
СРСП 45 часов
СРС 45 часов
Экзамен 1,2 семестр
Трудоемкость 135 часов
АСТАНА 2010
Учебная программа дисциплины разработана на основании ГОСО по специальностям бакалавриата 5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В020700 – Переводческое дело, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200 - Туризм к.филос.н., доцентом Умирзаковой Л.А.________________
Обсуждена на заседании кафедры гуманитарных и естественных дисциплин
Протокол № ____ от «___» ______________________ ___________ г.
Зав. кафедрой к.и.н., доцент Кусаинова Ж.Д.
________________ «__» _________________________ __________г.
Утверждена на заседании УМС Высшей школы экономики, бизнеса и
социальных наук
Протокол № _____ от «_____»______________________ ________ г.
Председатель д.э.н., профессор Шакуликова Г.Т.
________________ «____» ________________________ _______ г.
Данные о преподавателе курса:
Умирзакова Ляззат Амантаевна – кандидат философских наук, доцент
Образование – Казахский государственный университет им. С.М. Кирова, специальность – преподаватель философии
Кафедра – гуманитарных-естественных дисциплин, каб. 413
Научные интересы – современное мифотворчество, современные религиозно-мистические воззрения, их сущность и проявления в молодежной среде
Дисциплина «Философия» является частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и обязательным государственным компонентом из цикла общеобразовательных дисциплин.
Общая задача всего курса философии заключается в формировании мировоззренческой ориентации студентов, выбора новых форм и направлений своей практической деятельности, овладение ими методологии познания, дающее возможность всестороннего и глубокого анализа коренных проблем человека и его бытия в современном мире.
Цели курса:
-
познакомить студентов с историей возникновения и развития философской мысли, с характерными особенностями и направленностью исторических и национальных типов философии;
-
дать студентам основы теоретических философских знаний по следующим разделам: онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология и аксиология.
Задачи курса:
-
Определить место философии в системе научного знания, выделить специфику ее объекта и предмета, значение философии для культуры, науки и человека.
-
Представить основные этапы развития философского знания, как отражающие историю развития мировой культуры и цивилизации.
-
Используя в процессе преподавания различные формы и средства обучения способствовать выработке у студентов навыков самостоятельного мышления, способности ориентироваться в обилии философских идей, умения работать самостоятельно с учебным и научным материалом, творческому поиску.
-
На основе знаний студентами истории становления и развития философской мысли, представить теоретическую часть курса, методологию, исходные проблемы и категории философии.
-
Помочь студентам научиться выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты философского знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как профессиональной, так и повседневной жизни.
Пререквизиты курса: для изучения философии необходимы знания в объеме школьной программы по обществоведческим дисциплинам («История», «Человек и общество» и др.), культурология, психология.
Постреквизиты: социология, политология, основы права, концепции современного естествознания, история и философия науки (для магистрантов).
Содержание дисциплины
Тематический план лекционных занятий
Темы, объем часов |
Цели и задачи |
Проблемные вопросы |
Тема 1. Философия как феномен культуры. Круг проблем философии 2 часа |
Анализ философии как особой формы духовности, философии как специфической формы познания мира |
Понятие о философии как «любви к мудрости» и как о феномене культуры. Понятие мировоззрения и общекультурная картина мира. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, их соотношение. Объект и предмет философии. Плюралистический характер предмета философии. Состав философского знания. Основные функции философии. Методы философского познания Культурно-исторический характер философии |
Тема 2. Исторические типы философствования. Феномен философии в восточной культуре 2 часа |
Рассмотрение особенностей древневосточной философии как основания современного восточного менталитета |
Изучения истории философии - изучение самой философии. Философия древнего Востока. Космология и социально-философские учения в Древней Индии и Древнем Китае. Отличительные черты философии Древнего Китая. Философские школы древнего Китая: школа жу–конфуцианство, школа инь-янь, моизм, даосизм, школа мин, школа легистов. Конфуций. Мэн-цзы. Своеобразие философской культуры Древней Индии. Веды как источник становления философского мышления Древней Индии. Упанишады - ведические философские тексты, их основное содержание и проблематика. Проблема бессмертия и реинкарнации, концепция кармы и сансары. Две группы даршан (школ) в философии Древней Индии – ортодоксальные (санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята). |
Тема 3. Философия в античной культуре 2 часа |
Анализ античной философии как колыбели современной западной цивилизации |
Своеобразие античной философии и её значение. Основные этапы становления философской мысли Древней Греции. Генезис философии. Переход в античном сознании от религиозно-мифологических представлений к философским. Космоцентризм. Макрокосм и микрокосм. Натурфилософия. Онтологизм. Проблема бесконечности и развитие диалектики. Начало сущего и диалектические идеи (милетская школа, пифагорейцы, школа атомистов, Гераклит, элеаты). Поворот от космоса к человеку (софисты и Сократ). Философия Платона и Аристотеля – вершина античной классики. Эллинистическая философия – общая характеристика и основные направления: кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. |
Тема 4. Феномен философии в средневековой культуре (западно-европейская и арабо-мусульманская) 2 часа |
Выявление специфики европейской и арабо-мусульманской средневековой философии: сравнительно- сопоставительный анализ. |
Сущность средневековой западноевропейской философии. Важнейшие принципы философии и теологии средневековья: теоцентризм, креационизм, провиденциализм. Основные фазы и формы средневековой западноевропейской философии – патристика и схоластика. Учение Аврелия Августина – вершина зрелой патристики. Трактат «О раде Божьем». Проблема «разума и веры», «сущности и существования», «доказательства бытия Бога», «универсалий» - главные вопросы схоластической философии. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского как система схоластики и обоснование идеи Бога. Значение и влияние арабо-мусульманской философии на развитие европейской философии. Место и роль суфизма в исламской культуре. Учение о мире, боге и человеке в суфизме. Идеи ибн-Араби и аль-Газали в философии суфизма. Тюркоязычная философия. Основополагающие идеи и принципы суфийского учения Ходжа Ахмета Яссауи. Становление и особенности арабо-мусульманской философии средневековья. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабоязычной философии: аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд. |
Тема 5. Философия в культуре Ренессанса и Реформации 2 часа |
Анализ особенностей и значения философии эпохи Возрождения в развитии идей гуманизма и социально-политических взглядов. |
Характерные черты эпохи Ренессанса, их отражение в философской мысли – секуляризация мировоззрения, ориентация на искусство, антропоцентризм, гуманизм и проблема человеческой индивидуальности, связь с естествознанием, натурфилософия и пантеизм. Идеи гуманизма в творчестве Ф. Петрарки, Д. Алигьери, Л. Валлы. Проблема опыта и нового экспериментального метода в философии. Гелиоцентризм. Идея бесконечности Космоса. Философские идеи Н. Кузанского – натурфилософия и пантеизм, диалектика абсолютного максимума и абсолютного минимума, Богочеловек, концепция «ученого незнания». Социально-политическая философия Возрождения. Модели идеального государства в философии Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанеллы. Основные идеи философии Реформации, ее роль в духовной жизни западного человека (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин). |
Тема 6. Западноевропейская философия в культуре Нового Времени 2 часа |
Выявление фундаментальных оснований основных направлений философии Нового времени, революционной роли нового мышления в развитии научного взгляда на мир. |
Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Развитие экспериментально - математического естествознания. Основная гносеологическая проблема и способы ее решения. Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма. Ф. Бэкон – разработчик методологии эмпиризма в Англии XVII в. «Знание – сила», индуктивный метод, учение об «идолах». Р. Декарт – создатель рационалистической онтологии, антропологии и гносеологии. Четыре основных правила истинной дедукции. «Картезианское сомнение» - прочное основание познания. «Cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»). Дуализм Декарта в объяснении человека. Социально-политическая концепция Т. Гоббса. Сенсуализм, проблема источника знаний, структуры опыта, построения абстракции и концепция естественного права – в центре философских интересов Д. Локка. Истолкование субстанции, атрибутов и модусов в философии Б. Спинозы. Соотношение свободы и необходимости. Монадология Лейбница и принципы построения философской системы. Субъективная философия Д. Беркли и Д. Юма. Философия Просвещения XVIII века: механистический материализм и сенсуализм, философия человека и общества (К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Ф.М.А. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Монтескье). критика религии, философия любви. |
Тема 7. Немецкая классическая философия XIX в. – как явление мировой философии |
Анализ логики становления немецкой классической философии и ее влияние формирование активной деятельности западного человека. |
Немецкая классическая философия: возрождение диалектических традиции, диалектической логики, обоснование принципов историзма, конкретности и др. Проблема личности в философии. Обращение к истории человечества как философской проблеме. Трансцендентальный идеализм И.Канта. Кантовское учение о рассудке и разуме. Категорический императив И. Канта как универсальное правило для оценки человеческих действий. «Я-концепция», теоретическое и практическое наукоучение И. Г. Фихте. Натурфилософия и объективный идеализм Ф. Шеллинга. Философская система и метод Гегеля. Атропологический материализм Л.Фейербаха: предмет и задачи «философии будущего», сенсуализм, |
Тема 8. Западноевропейская философия в культуре XIX в. -XX в. канун XXI в. 2 часа |
Анализ философии марксизма с точки зрения современности. Рассмотрение факторов становления, особенностей основных направлений современной западной философии XIX в. Критическое переосмысление ценностей и мировоззренческих оснований западной культуры XX в. |
Сущность и смысловые ориентиры западной философии XIX в. Философия марксизма. Социально-экономические и теоретические предпосылки. Предпосылки формирования диалектического материализма. Материалистическое понимание истории. Сциентизм современной философии. Позитивизм – одно из ведущих направлений в западной философии XIX в. О.Конт – родоначальник позитивной философии и социологии. Позитивное (научное) знание как основа философии. Учение Конта о двойственности эволюции, о трех стадиях интеллектуально развития. Три исторические формы позитивизма. Неокантианство и го разработка проблемы метода научного исследования. Новое измерение человека: «человек как символическое животное». Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Идейные предшественники и источники экзистенциальной философии – философия жизни Ф. Ницше. Философские поиски путей цивилизационного развития и культурных трансформаций в западном мире. Феноменология Э. Гуссерля. Религиозно-мистическое учение С. Кьеркегора. Основная проблематика экзистенциализма и её смысл (бытие человека и бытие мира, проблема жизни и смерти, «пограничные ситуации», проблема свободы) – М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж-.П. Сартр. Философский анализ «одномерности» в условиях массового общества и культурной индустрии (Г. Маркузе). Критическое переосмысление статуса философии и науки. Постпозитивизм. Психоанализ. Феноменология и герменевтика. Философский структурализм: методологические принципы и структурность в феноменах культуры и жизни. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия. |
Тема 9. Русская философия в контексте российской культуры XIX – начала XX вв. 2 часа |
Выделение роли русской философии в становлении российского общества. |
Социокультурный контекст и идейные предпосылки русской философии. Идея преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва. Русское Просвещение. Становление русской философии – как самостоятельной системы знания (XVIII в.). Философские позиции славянофилов и западников о путях будущего развития России. Религиозно-этические учения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Философия всеединства В.С. Соловьева. Проблема свободы, творчества, смысла жизни человека, истории, «русская идея» в философии Н.А. Бердяева. Философские проблемы русского космизма. |
Тема 10. Феномен философии в казахской культуре 2 часа |
Особенности казахской философии и ее роль в формировании казахской ментальности |
Социокультурные условия и предпосылки становления национальной философии. Первоначальные мировоззренческие ориентиры и философские размышления о мире и человеке. Особенности протофилософского знания. Картина мира в устном народном творчестве казахов. Творчество акынов и жырау. Гуманизм, демократизм, социально-историческая проблематика в казахском Просвещении (Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанабаев). Философское творчество Шакарима Кудайбердиева: проблема веры и разума. Казахская философия конца XIX в. и первой половины XX в. (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров и др.). Особенности и основные направления развития современной философии в Казахстане. Казахстанская философская школа, области ее исследований. |
Тема 11. Философия бытия 2 часа |
Изучение теоретической базы философии: онтология, бытие, субстанция в контексте исторического анализа. |
Онтология как учение о бытии. Основные проблемы онтологии. Понятие бытия, ее смысл и специфика. Два вида понимания бытия: линия Парменида и линия Гераклита. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Философские представления о субстанции. Категория материи, ее фундаментальное значение для философии. Атрибуты материи. Движение как способ существования материи, его типы и формы. Пространство и время – формы бытия материи. Научная картина мира. Естественно - научные модели единства мира. Геоцентризм: Гелиоцентризм. Четырехмерный мир. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени. Значение теории относительности А.Эйнштейна для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени. Понятие социального пространства. |
Тема 12. Философская антропология. 2 часа |
Анализ природы человека, поливариантность концепций. |
Связь онтологии с антропологией. Проблема человека в истории философии. Проблема антропосоциогенеза. Единство биологического и социального в человеке. Человек, индивид, личность. Социальная природа личности. Проблема ценностей в философии: понятие, их иерархия. Социальная и личностная обусловленность ценностных ориентаций. Аксиология и современность. Проблема свободы. Свобода как сущность и ценность человека. Волюнтаризм и фатализм. Проблема смысла человеческой жизни. Проблема жизни и смерти, бессмертия. Отношение к смерти в культуре и философии. |
Тема 13. Социальная философия. Природа и общество 2 часа |
Анализ основных концепций социальной философии и их роль в осознании современных глобальных проблем человечества. |
Понятие и основные принципы социальной философии. Общество как саморазвивающаяся система и ценность человечества. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Социальная структура общества: понятие и типология. Понятие социальной стратификации и мобильности. Социальные институты. Социальные действия. Социальные ценности и нормы. Культурологический подход к обществу. Понятие «открытого общества» К.Поппера. Концепция постиндустриального общества. Информационное общество (Д.Белл, А.Тоффлер) Специфика социального детерминизма: объективная закономерность и сознательная деятельность людей. Общество как «политическое тело»: понятия гражданского общества и правового государства. Казахстанское общество в контексте мировой цивилизации. Общество и природа в философском осмыслении. Понятия биосферы и ноосферы. Понятия, источники, иерархия современных глобальных проблем. Экология как глобальная проблема цивилизации. Техника и ноосфера, противоречивые последствия развития человеческой цивилизации. Понятия «географический детерминизм» и геополитика. Взаимосвязь этногенеза и географической среды. Л.Н. Гумилев и концепция пассионарности. |
Тема 14. Проблемы теории диалектики 2 часа |
Рассмотрение диалектики как философской теории и метода. Универсальность законов диалектики. История диалектики. |
Философия диалектики. Исторические (классические) формы диалектики. Принципы диалектики. Типы диалектики. Функции диалектики. Диалектика как система. Основные законы диалектики. Понятие категории. Категории философии как ступени отражения всеобщих связей. Историческое обоснование категории философии. Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека. |
Тема 15. Эпистемология 2 часа |
Рассмотрение основных категорий гносеологии, их значения в развитии наук. |
Понятие гносеологии. Эпистемология. Познание как социально-историческое отношение к действительности. Субъект и объект, предмет познания. Проблема активности субъекта познания. Многообразие форм и уровней познания. Единство чувственного и рационального в познании.. Познание и знание. Виды знания. Вера, мнение, понимание. Проблема истины в философии и науке. Истина, заблуждение и ложь. Формы истины. Критерии истины. Наука как специализированная форма познания. Динамика и перспективы науки. Специфика научного типа познания. Сущность и структура научного познания: уровни, формы и методы. |
ИТОГО: 30 часов |
|
|