Файл: курсовик_ОППС_отредак.25.11.08.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.07.2020

Просмотров: 707

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие положения

1.1. Целевое назначение проекта

1.2. Содержание проекта

1.3. Требования к оформлению и порядок защиты курсового проекта

1.4. Тематика курсовых проектов по организационному проектированию производственной системы.

2. Методические рекомендации по использованию методов

организационного проектирования ПС (перечень основных

работ, формулы, схемы и другой информационный материал)

2.1. Проектирование механического цеха

2.2. Проектирование производственной бригады

2.3. Проектирование нового предприятия

Библиографический список

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Оформление титульного листа

Приложение 2

Оформление индивидуального задания

Приложение 3

Образец оформления таблиц и рисунков

Приложение 4

Характеристика продукции по признакам

Приложение 5

Определение типа производства

Приложение 6

Классификация изготовляемой продукции

Приложение 7

Выявление возможных форм поточного производства

Приложение 8

Расчет потребного оборудования участков цеха

Приложение 9

Карта циклов обработки

Приложение 10

Паспорт производственной бригады

Приложение 11

Структура и содержание бизнес плана

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Тольяттинский государственный университет




Е.М. Шевлякова, С.С. Никитина





ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ



Учебно-методическое пособие по выполнению

курсового проекта

по дисциплине «Организационное проектирование производственных систем»


по специальности 080502 -"Экономика и управление на предприятии

(машиностроение)"


для студентов всех форм обучения








Тольятти 2007


УДК 658 (075.8)

ББК 65.290-2

Ш 37


Рецензент:

Мурахтанова Н.М. – кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление предприятием» Тольяттинского государственного университета.



Ш 37 Шевлякова Е.М., Никитина С.С. Организационное проектирование производственных систем: Учебно-методическое пособие по выполнению курсового проекта по дисциплине «Организационное проектирование производственных систем». - Тольятти: ТГУ, 2006. – 43с.


Данные указания помогут студентам закрепить теоретические знания и приобрести навыки самостоятельной разработки комплексных вопросов проектирования и организации производственных систем.









УДК 658 (075.8)

ББК 65.290-2




© Тольяттинский государственный университет, 2007


Содержание

Введение 3

1. Общие положения 4

1.1. Целевое назначение проекта 4

1.2. Содержание проекта 5

1.3. Требования к оформлению и порядок защиты курсового проекта 10

1.4. Тематика курсовых проектов по организационному проектированию производственной системы. 11

2. Методические рекомендации по использованию методов 12

организационного проектирования ПС (перечень основных 12

работ, формулы, схемы и другой информационный материал) 12

2.1. Проектирование механического цеха 12

2.2. Проектирование производственной бригады 23

2.3. Проектирование нового предприятия 25

Библиографический список 26

ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Приложение 1 27

Оформление титульного листа 27

Приложение 2 28

Оформление индивидуального задания 28

Приложение 3 29

Образец оформления таблиц и рисунков 29

Приложение 4 30

Характеристика продукции по признакам 30

Приложение 5 31

Определение типа производства 31

Приложение 6 35

Классификация изготовляемой продукции 35

Приложение 7 37

Выявление возможных форм поточного производства 37

Приложение 8 38

Расчет потребного оборудования участков цеха 38

Приложение 9 40

Карта циклов обработки 40

Приложение 10 42

Паспорт производственной бригады 42

Приложение 11 43

Структура и содержание бизнес плана 43











Введение

Организационное проектирование производственных систем является элементом учебного плана специальности 080502 -"Экономика и управление на предприятии (машиностроение)". По данной дисциплине разрабатывается курсовой проект, который является реализацией полученных студентами знаний.

Цель курсового проекта - определение уровня теоретической и практической подготовки студентов к самостоятельной проектной работе по избранной специальности в условиях рыночной экономики.

Задачи курсового проекта находятся в полном соответствии с целью и заключаются в следующем:

  • систематизация, закрепления и расширения, полученных студентами теоретических и практических знаний по данному предмету;

  • развитие навыков самостоятельной работы и овладение методиками организационного проектирования при решении разрабатываемых в курсовом проекте предполагаемых объектов и предприятий;

  • более широкое применение практических навыков по определенным разделам курса, которые в ходе занятий рассматривались в ограниченной степени.


1. Общие положения

1.1. Целевое назначение проекта

Проектирование как вид деятельности связан с теоретическим и практическим обоснованием определенных вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Это процесс создания прообраза предполагаемого или возможного объекта.

Проект это документ, который в целостном виде дает представление о причинах, целях, задачах и способах использования имеющихся и недостающих ресурсов организации для достижения конкретного результата.


Проект выступает как средство построения действия с точным и полным удержанием целевых ориентиров. Хорошо знакомое многим производственникам техническое проектирование (зданий, машин) сейчас дополняется проектированием в сфере социальных и гуманитарных отношений.

Организационное проектирование - это проектирование социотехнической системы, какой является организация. Формами проявления организационного проекта могут быть: проектирование новой организации, проектирование изменений (модернизация) в уже существующей организации, проектирование каких-либо мероприятий с использованием ресурсов нескольких организаций.

Источником проекта является неудовлетворенность существующими обстоятельствами и готовность действовать, чтобы изменить положение дел. Осознание того, что не удовлетворяет и что необходимо делать, связано с формированием субъекта действия, т.е. того, кто хочет и может действовать. В учебных группах студенты формируют проектные коллективы (2-3 чел.) в зависимости от своих возможностей и рекомендаций преподавателя.

Выполняя курсовой проект на тему «Организационное проектирование производственных систем», студенты должны закрепить теоретические знания и приобрести навыки к самостоятельной разработке комплексных вопросов проектирования и организации производственных систем.

В процессе выполнения курсового проекта студентам необходимо:

  • правильно применять методы организационного проектирования предприятий и их подразделений в зависимости от различных организационных, технических и экономических факторов и принадлежности предприятий к определенной отрасли промышленности;

  • пользоваться для расчетов различными нормативными материалами из литературных источников, корректируя материалы (нормы) в зависимости от рыночных условий;

  • использовать на практике экономико-математические методы и модели, теоретические знания по некоторым разделам других дисциплин учебного плана, применять при выполнении проектных расчетов средства вычислительной техники и современные пакеты прикладных программ;

  • подготавливать и осуществлять аргументированную и эффективную презентацию организационного проекта и профессиональную защиту;

  • оформлять документацию в соответствии с требованиями ГОСТа.

1.2. Содержание проекта

Проектирование производственных систем (ПС) в рамках настоящего курсового проекта предусматривается проводить, используя теоретические положения организации производства по исходным данным конкретных предприятий (производств), либо полученных студентом в процессе производственной практики, или заданных руководителем.

Результатом проектирования ПС является обоснование производственной и управленческой структур предприятия (подразделения). Производственной структурой предприятия называют состав основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений и их взаимосвязь, обусловленную специализацией. Структурой управления предприятия называют состав, специализацию и взаимосвязи основных субъектов управления (служб, отделов, групп, бюро, отдельных руководителей). Любая структура включает в себя три элемента: состав входящих структурных единиц, специализацию этих структурных единиц, взаимосвязи между этими структурными единицами, которые определяются материальными и (или) информационными потоками.


Основные этапы, фазы и процедуры проектной работы:

  1. организационный аудит;

  2. организационная диагностика;

  3. поиск и формулировка инновационной идеи;

  4. организационное воплощение проектной идеи.

Результаты проектной разработки оформляются в виде курсового проекта.

На этапе организационного аудита осуществляется исследование организации, своеобразная «инвентаризация» основных ее элементов, функций и процессов. В этом разделе проектной работы должны быть рассмотрены следующие организационные компоненты и их параметры :

  1. общая характеристика организации. Здесь дается перечисление (не более 1 страницы) наиболее существенных характеристик организации: полное название; организационно-правовая форма; область (характер) деятельности; краткая история организации (причины и время возникновения, реорганизации); место организации в отрасли (размеры, количество сотрудников, позиция); влияние (учредители, контролирующие организации);

  2. целевые ориентиры организации. Они включают формулировку миссии организации, систему целей, основные стратегии, формулировку кредо. Необходимо определить, каков механизм формирования целевых ориентиров и кто в организации осуществляет контроль за соблюдением декларированных целей;

  3. связь организации с внешней средой. Необходимо перечислить основных субъектов (организации, непосредственно связанные с проектируемой организацией), рассмотреть характер связей и представить взаимодействия организации с внешней средой;

  4. функции организации. Перечислить основные, поддерживающие и обеспечивающие организационные функции, представить их в целостном виде (функциональной структуры – технологического ядра и функциональной «инфраструктуры»);

  5. организационная структура. Определить, какие подразделения есть в организации, как они связаны между собой. Определить тип департаментализации. Представить органиграмму (графическую модель организации);

  6. организационные процессы. Определить соотношение формального и неформального руководства в организации, распределение власти, особенности информационно-коммуникативной системы, систему принятия решений, кадровую политику и тактику;

  7. организационная культура. Выявить особенности организационной культуры, ее тип, основные характеристики. Обратить внимание на имидж организации как на одно из проявлений организационной культуры.

На этапе организационной диагностики выявляются проблемы, возникающие при осуществлении организационных функций. Данные проблемы характеры компонентам организации, которые были рассмотрены в процессе организационного аудита. Здесь же определяются организационные патологии (болезни, отклонения, нарушения).

На этапе поиска инновационной идеи разрабатываются и предлагаются мероприятия по решению выявленных проблем.