Файл: Психогимнастика в тенинге (Хрящева).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 3236

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Один из участников пары закроет глаза как будто он слепой, а другой будет поводырем. Его задача провести партнера по комнате между расставленными стульями. (В некоторых случаях, если помещение, где проходят занятия, позволяет, можно предложить участникам группы выйти в коридор спуститься — подняться по лестнице и т. д.) После того как вы пройдете весь путь и вернетесь туда, откуда начинали, поменяйтесь ролями».

После того как задание выполнено, тренер может задать группе следующие вопросы: «Какие у вас были трудности в процессе выполнения упражнения?», «Как вы себя чувствовали, когда были в роли слепого и когда были в роли поводыря? «На что вы ориентировались, выбирая средства „управления" слепым?» и т. д.

Первый из перечисленных вопросов дает возможность отвечающему отреагировать эмоциональную напряженность, которая могла возникнуть во время упражнения, а также сделать шаг на пути осознания тех своих качеств и особенностей поведения, которые могут затруднять взаимодействие с другими людьми.

Ответы на второй и третий вопросы позволяют перейти к обсуждению характера взаимодействия в паре, выявить те факторы, которые способствуют выбору подходящих средств взаимодействия: это прежде всего понимание и чувствование партнера. Бывает так, что один «слепой» говорит о том, что ему хотелось, чтобы им управляла более твердая рука, чтобы ему оставалось меньше свободы, а другой, наоборот, сообщает о том, что испытал дискомфорт от излишнего давлении. За тем и другим впечатлением стоит непонимание со стороны поводыря, проявленное по отношению к ведомому.

Кроме того, отвечая на второй вопрос, участники развивают свою способность выражать вербально свои чувства и состояния, свои рефлексивные способности.


УПРАЖНЕНИЕ 41


Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: „Грустный". Таня, поймав мяч, называет антоним „веселый" и сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние.

Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».

Это упражнение позволяет развивать возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.


УПРАЖНЕНИЕ 42.


Участники группы сидят по кругу.

«Бросая друг другу мяч, будем каждый раз говорить, какой может быть улыбка. Я начну: беззаботная (при этом тренер бросает мяч кому-то из участников)».

Для усложнения этого (и подобных ему) упражнения можно включить в него задание, направленное на тренировку наблюдательской сенситивности. Для этого в тот момент, когда мяч побывал хотя бы по одному разу у всех, надо остановить последнего участника и предложить группе «раскрутить» цепочку бросания мяча обратно: тот, у кого мяч находится, бросит его тому, от кого он был получен и т. д. В случае применения такого варианта работы тренер должен быть очень внимательным и сам помнить всю последовательность перемещений мяча чтобы в спорных случаях выступить в роли арбитра.



УПРАЖНЕНИЕ 43.


Все участники сидят по кругу.

«В течение пяти минут вы должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Постарайтесь рисовать так, что бы никто не видел, что вы рисуете. Завершенные рисунки отдайте мне. (Когда все рисунки будут у тренера, он раздает их участникам, стараясь, чти бы никому не попал его собственный рисунок.) А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка, и подпишите его».

После того как участники справятся с заданием, тренер предлагает каждому назвать автора рисунка и пояснить, почему он пришел к такому решению. Остальные участники, в том числе и автор рисунка, молча слушают пояснения. Затем тренер обращается к группе с вопросом: «Есть ли другие версии?» и просит участников высказать аргументы в поддержку своего мнения. После этого тренер просит автора прокомментировать свой рисунок. Аналогично обсуждаются все рисунки. Рисунки остаются в помещении на все время работы группы. Выполнение этого задания, кроме тренировки сенситивности, дает возможность ре флексии содержания работы за день, помогает структурировать» полученный опыт.

Работая с рисунками «Мое жизненное кредо» и «Пейзаж», тренер может обратиться к участникам с вопросом: «Какие пейзажи, скорее всего, не стал бы рисовать Игорь?», «Что не стал бы рисовать Андрей, изображая свое жизненное кредо?»

В обсуждении этих вопросов принимают участие авторы рисунков, что дает обширный содержательный материал.


УПРАЖНЕНИЕ 44.


Упражнение проводится в последний день работы группы. Все участники сидят по кругу.

«Сейчас я дам каждому из вас карточку, на кота рой написаны имена пяти участников группы, (Тренер раздает карточки, которые заполняются тренером на основании диагностики им меры, степени проявления участников группы в тренинге. При этом он старается учесть следующие критерии:

  • в каждую карточку включаются участники, обладающие контрастным уровнем активности в группе;

  • в карточки включаются имена всех участников, в том числе и тренера;

  • частота включения имен участников в карточки приблизительно одинакова. Раздавая карточки, тренер следит за тем, чтобы никто не получил карточку со своим именем.)

Сейчас мы постараемся дать каждому из тех, кто перечислен 6 наших карточках, характеристику, но будем стремиться к тому, чтобы эта характеристика была максимально лаконичной и сохраняла при этом возможность узнавания этого человека (Здесь тренер может в шутливой форме привести какой-нибудь пример из жизни группы: «Вот, скажем, Дима постоянно опаздывал, поэтому, если кто-то скажет: «Опаздывающий», — то сразу станет понятно о ком идет речь.») У нас есть пять минут на подготовку».

По завершении упражнения тренер обсуждает его результаты, опираясь на наиболее точные и лаконичные характеристики.



УПРАЖНЕНИЕ 45.


Участники делятся на две (три) малые подгруппы. Каждая подгруппа располагается полукругом таким образом, чтобы не мешать другой.

«Упражнение, которое мы будем выполнять, состоит из нескольких последовательных шагов. Будьте внимательны и хорошо запомните их содержание и последовательность. Итак, в каждой подгруппе определите того, кто будет выполнять упражнение (его мы будем называть «понимающим»), и того, кто будет организатором на данном этапе. В ролях „понимающего" и „организатора" выступят все по очереди, поэтому не важно, кто начнет и кто продолжит. (Тренер убеждается в том, что все подгруппы определили выполняющих упражнение и организаторов.)

Сейчас „понимающие" выходят из полукруга и садятся к нему спиной. Организаторы молча указывают на двух человек из своей подгруппы. При этом первый из них должен описать особенности поведения второго, проявившиеся в работе группы, не называя его имени. „Понимающий" внимательно выслушивает рассказ об особенностях и'. ведения этого человека, после чего он должен и.' звать его имя. Если имя названо неправильно, „понимающий" может задавать уточняющие вопросы любым членам подгруппы. При этом„понимающий" может еще дважды попытаться назвать имя человека, описание поведения которого он выслушал. Если три попытки оказываются неудачными, то подгруппа сообщает ему правильный ответ, после чего „понимающий" и организатор меняются».

Характер информации, предлагаемой «понимающему», может быть различным, что определяется как этапом работы группы, так и составом участников, конкретной версией тренинга сенситивности. Если упражнение проводится в первый или второй день тренинга, то можно предложим участникам оставаться на уровне описания внешнего облика (исключая описание одежды) или описания всего, что делал и говорил человек в течение предыдущего дня работы. На третий и в последующие дни работы группы «понимающему» можно предложить сделать свой вывод, выслушав описания речевых и паралингвистических особенностей, а также невербальных проявлений.

Когда все участники группы побывают в роли «понимающего», ведущий приглашает всех сесть по кругу и обсудить результаты выполнения упражнения на этом этапе. Внимание участников обращается на осознание трудностей, с которыми они столкнулись при решении задач понимания и описания. Тренер просит поделиться своими впечатлениями тех участников, о чьем поведении рассказывалось, призывая их привести примеры описаний, которые показались им наиболее точными или искаженными. После завершения обсуждения, ведущий еще раз делит группу на две подгруппы, изменив, насколько это возможно, их состав. Расположение групп аналогично тому, как было на первом этапе упражнения.

«Пусть каждая подгруппа решит, кто будет „понимающим", а кто организатором. „Понимающие" по моему сигналу выйдут из полукруга и сядут к нему спиной. Организаторы молча определят двух участников. На этот раз первый описывает особенности поведения второго, прямо противоположные его проявлениям в группе. Например, если человек, которого вы описываете высказывается очень подробно и детально, то вы говорите, что он делает это сжато и обобщенно. Это понятно? „Понимающий" внимательно слушает рассказ, после чего называет имя человека, поведение которого описывалось. Если „понимающий" делает ошибку, то он может получить дополнительную информацию, обратившись с вопросом к любому участнику своей подгруппы, который, давая ответы, также дает характеристики, прямо противоположные проявлениям человека в группе. Получив дополнительную информацию, „понимающий" делает еще две попытки. Если они будут неудачными, подгруппа сообщает ему правильный ответ и меняет „понимающего" и организатора».


Обсуждение проводится аналогично обсуждению на первом этапе упражнения.


УПРАЖНЕНИЕ 46.


Группа делится на пары.

Если количество участников нечетное, тренер также принимает участие в упражнении.

«Сядьте так, чтобы каждая пара могла говорить, не мешая другим. Сейчас каждый по очереди расскажет своему партнеру пять коротких эпизодов, часть которых должна соответствовать действительности, а часть — нет. Как именно будут распределены истинные и ложные эпизоды, каждый решает сам. Те, кто сначала будет слушать, после каждого рассказанного эпизода сообщают рассказчику, соответствует ли он, по их мнению, действительности или нет. Когда все пять эпизодов прозвучат, поменяйтесь ролями».

При обсуждении упражнения выделяются признаки, на которые ориентировались слушавшие, делая заключение о правдивости рассказа.


УПРАЖНЕНИЕ 47.


Упражнение выполняется в парах. Если в группе нечетное количество участников, тренер также принимает участие в упражнении.

«Сядьте друг против друга так, чтобы, вам было хорошо видно лицо и руки партнера. Каждому из вас придется прогнозировать действия другого. Оба партнера сейчас поднимут перед собой руки, кисти которых сжаты в кулаки на уровне груди (тренер показывает как). Один из участников начинает считать до трех — он инициатор первых 10 попыток. На счет „три" каждый из участников выбрасывает один или два пальца. Задача инициатора — добиться рассогласования, то есть его партнер должен показать отличное от него количество пальцев. Задача второго участника— добиться согласования. После 10 попыток надо будет поменяться ролями".

Когда упражнение закончено, тренер дает возможность каждой паре рассказать о результатах и впечатлениях, которые они получили. В ходе обсуждения участники говорят об использованных тактиках, в частности о том, что в некоторых случаях удавалось добиться согласования или рассогласования за счет лучшей реакции. В то же время основным фактором, влияющим на успешность решения поставленной задачи, оказывается способность прогнозировать действия другого, а также его представление обо мне, моих действиях.

Кроме осознания и развития прогностических способностей, упражнение также направлено на развитие наблюдательности, поскольку адекватность прогноза опирается на всю совокупности сигналов, которые могут быть зафиксированы при наблюдении за партнером от момента принятия им решения до его воплощения.


УПРАЖНЕНИЕ 48.


Участники группы разделяются на пары.

«Сядьте друг к другу спиной. После того как я скажу „начали", сосредоточьтесь друг на друге и трижды, не договариваясь, постарайтесь одно временно посмотреть друг на друга».


УПРАЖНЕНИЕ 49.


Участники группы разбиваются на пары.

«Один из участников пары будет „зеркалом", а второй — „обезьяной". „Обезьяна", оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. „Зеркало" повторяет как можно точнее все движения „обезьяны" ».


Через три-четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями.

После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего партнера?»

Упражнение направлено на развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия.


УПРАЖНЕНИЕ 50.


Все участники разбиваются на группы по 4—5 человек.

«Сейчас каждый из нас скажет о том, что, с его точки зрения, думают о нм как о собеседнике все остальные. Например (тренер подходит к одной из малых групп, в которую входят Таня, Андрей, Олег, Света), Таня скажет, что, по ее мнению, думает о ней как о собеседнике Олег, далее она скажет, что о ней как о собеседнике думает Андрей, а потом — Света. Это может звучать так:

Мне кажется, что ты, Олег, считаешь (думаешь), что я как собеседник человек много знающий, сообразительный, порой торопливый". После этого Андрей, Олег и Света скажут, с чем они согласны, а с чем нет».

В ходе обсуждения упражнения можно задать такие вопросы: «Каковы ваши впечатления о работе в малых группах?», «Насколько точны вы были, предполагая, что думают о вас как о собеседнике ваши партнеры?». Обычно участники тренинговых групп говорят о сложности этого задания.

Это упражнение направлено на развитие способности человека формировать Я-образы, т. е. представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию. Наличие у человека адекватных Я-образов — важное условие кооперативного взаимодействия. Они обеспечивают гибкость поведения. В то же время, как пишет Т. Шибутани, «вопреки представлениям здравого смысла люди не всегда осознают себя как отличные друг от друга единицы; по крайней мере степень этого осознания может быть, различной». Действительно, как часто люди ожидают от других такого же восприятия событии, какое характерно для них самих. Не так просто взглянуть на мир, а тем более на самого себя, глазами других людей. В этом убеждаются участники упражнения.


УПРАЖНЕНИЕ 51


Участники группы разбиваются на подгруппы по 4—5 человек.

«Для выполнения этого упражнения нам понадобятся добровольцы. Кто готов начать и оказаться в центре нашего внимания? (Тренер убеждается в готовности вызвавшегося участника приступить к работе. Допустим, его зовут Андрей.) Сей час все мы сосредоточимся на Андрее. Вспомните все, что вы уже знаете о нем, ситуации, в которых он участвовал, его высказывания, мнения (тренер делает паузу, давая возможность всем подумать). А теперь каждый скажет об одном из качеств, которое, по его мнению, бесспорно есть у Андрея, и пояснит, на основании чего он делает такое заключение. Андрей, ты, пожалуйста, внимательно слушай и, когда все выскажутся, скажешь нам о чувствах, которые у тебя возникали, когда ты слушал всех, и о том, насколько то, что ты услышал, соответствует твоим представлениям о себе».