ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 3465
Скачиваний: 20
После того как работа с Андреем будет завершена, тренер предлагает еще кому-нибудь, кто захочет, побывать в его роли.
УПРАЖНЕНИЕ 52.
Участники группы сидят по кругу, у каждого — чистый лист бумаги.
«Я буду зачитывать вопросы, на которые вы будете отвечать, каждый самостоятельно. Отвечайте откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы, узнают другие участники нашей группы. Итак:
1. Кто ваш любимый поэт?
2. Какой ваш любимый цвет?
3. Какое качество вы больше всего цените в людях?
4. Какое время года вы любите больше?
5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали? »
После каждого вопроса тренер дает немного времени для ответа, а в конце собирает листы.
«Сейчас я по очереди зачитаю ответы каждого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение. Если автор будет назван, он раскрывает свое инкогнито, если нет — остается анонимным».
УПРАЖНЕНИЕ 53.
Упражнение проводится на третий-четвертый день работы.
Группа делится на тройки, которые располагаются таким образом, чтобы у каждой из них была возможность беседовать, не мешая другим. У каждого участника есть ручка и бумага для записей.
«Сейчас я буду задавать вам вопросы, которые относятся к каждому из нас. Характер вопросов будет различный, возможно, что ответы на некоторые из них вызовут у вас определенные затруднения. Поэтому я хотел бы попросить всех отнестись к этой работе конструктивно, еще раз вспомнив о целях нашей работы. Итак, вы слышите мой вопрос, после чего письменно отвечаете на него сами и прогнозируете ответы ваших двух партнеров. Когда все справятся с заданием, а для этого у нас будет три минуты, можно будет, не обсуждая и не задавая друг другу вопросов, услышать ответы и прогнозы каждого».
Упражнение предназначено для развития прогностических возможностей, основанных на понимании другого. Тренер постепенно усложняет вопросы. Например: «Какой вид отдыха вы предпочитаете: отдых в горах или на море?»; «Если бы у вас была возможность выбирать: жить в городе или в пригороде, „зеленой зоне", на чем бы вы остановили свой выбор?»; «Что вам нравится больше: керамика, живопись или графика?»; «В ком из участников группы вы видите поддержку?»; «Поведение кого из участников группы иногда вам мешает?»;
«Назовите трех участников группы, которых бы вы пригласили к себе на работу»; «Кто из нас (надо назвать троих) работает в группе с наибольшей пользой для всех?»; «С кем из нас вы чувствуете. себя наиболее комфортно?» и т. д. Перечень вопросов может быть самым различным в зависимости от состава и уровня развития группы.
УПРАЖНЕНИЕ 54.
Упражнение проводится в малых группах на третий-четвертый день работы.
У каждого участника есть ручка и бумага для записей.
«Каждому из нас (тренер также принимает участие в упражнении) надо подготовить перечень вопросов и прогнозируемых ответов на них к каждому участнику своей подгруппы. При формулировании вопросов мы будем учитывать два условия: 1. Вопросы должны направляться на состояния, отношения и качества участников группы 2. При формулировании вопросов надо опираться на те ваши представления, которые вы считаете наиболее верными, точными. Другими словами, вначале вы решаете, что, по вашему мнению. думает, знает, считает, переживает человек, и только тогда формулируете вопрос. Например, вы уверены, что Дима считает, что Лора — человек, который всегда оказывает поддержку в затруднительной ситуации. В этом случае вы можете задать Диме вопросы: „Дима, что тебе кажется особенно характерным в поведении Лоры в нашей группе?" или „Дима, если ты испытываешь какие-нибудь затруднения, на чью помощь ты рассчитываешь в первую очередь?" »
На составление списка вопросов и прогнозируемых ответов дается 7 минут. Когда все будут готовы, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас кто-нибудь в каждой подгруппе начнет отвечать на вопросы. Каждый задаст ему вопросы, предназначенные для него. Выслушав ответ, надо будет дословно зачитать свой прогноз, после чего свой вопрос задаст следующий. Упражнение за кончится, когда каждый побудет в роли отвечающего на вопросы».
Если тренер считает, что уровень развития группы недостаточен для того, чтобы выполнить это упражнение вслух, то он может предложить сделать его письменно. В этом случае надо заранее подготовить карточки, а также изменить инструкцию, сообщив участникам, что вопрос надо записывать на одной стороне карточки, оставив место для ответа, а прогнозируемый ответ записывать на обороте карточки. При этом следует отдавать отчет в том, что такой вариант проведения упражнения резко сокращает объем обратной связи, которую могут получить участники группы.
УПРАЖНЕНИЕ 55.
Для проведения упражнения необходима видеозапись беседы или дискуссии двух-трех участников группы, сделанная без участия остальных. Продолжительность записи — десять-пятнадцать минут. Перед началом упражнения группа располагается так, чтобы всем было удобно смотреть запись. У каждого участника есть ручка и бумага.
«Сейчас мы посмотрим запись беседы, которую ведут между собой Игорь и Николай. После каждой фразы, которую произносят Игорь или Николай, я буду останавливать запись. В этот момент все записывают в тетрадь свой вариант прогнозируемой ответной фразы. Например, Николай говорит: „Я все же продолжаю думать, что возможности тренинга, особенно в работе с руководителями, существенно ограничены". Вам надо записать фразу, которую, по вашему мнению, произнесет Игорь. Записывать свои варианты, мы будем быстро, не обмениваясь репликами и не задавая вопросов. Когда все справятся с формулировкой прогнозируемого высказывания, каждый, не объясняя причин и не аргументируя свою позицию, зачитывает свой вариант, после чего мы включаем запись и слушаем правильный ответ».
УПРАЖНЕНИЕ 56.
Участники группы разделяются на подгруппы по 4—5 человек.
«Сейчас каждый из вас постарается вспомнить ситуацию, в которой ваше представление о человеке или его качестве, отношении к вам или другим людям оказалось ошибочным. Когда все будут готовы, по очереди максимально подробно и детально опишите эту ситуацию и постарайтесь сформулировать причину вашей ошибки. Когда все расскажут о своих ситуациях, обобщите обнаруженные вами ошибки и будьте готовы к тому, чтобы сообщить всем нам сделанные выводы».
Упражнение направлено на осознание интерпретационных искажений при восприятии качеств и отношений других людей. При выполнении упражнения могут возникнуть сложности, связанные с тем, что некоторые участники затрудняются вспомнить или подробно описать подобные ситуации. Тренер использует обнаруженные затруднения для создания дополнительной мотивации участников, призывая их к дополнительным усилиям в структурировании собственного опыта. В процессе обсуждения нередки обращения к таким феноменам межличностного восприятия, как эффект ореола первого впечатления, новизны, стереотипизации и др.
УПРАЖНЕНИЕ 57.
Участники группы образуют «внешний круг», т. е. садятся по кругу, повернувшись спиной к центру. В центр круга положены несколько чистых листов бумаги и два фломастера (синий и красный).
«Сейчас по моей просьбе один из нас войдет в круг и на чистом листе бумаги синим фломастером нарисует наиболее устойчивые объединения внутри нашей группы. Каждого из нас можно будет изобразить в виде кружочка, внутри которого написано его имя. Кружочки соединяются синими линиями. Если кто-то из нас, по мнению первого участника, не входит ни в какие объединения, то его надо будет просто нарисовать. После того как первый участник нарисует свои вариант, он касается рукой плеча того участника, который продолжит работу, и садится спиной в круг. Продолжающий работу, а также 6сг те, кто последует за ним, знакомятся с изображенным вариантом группирования участников, отмечая синим крестиком те из них, которые, по их мнению, показаны правильно. Что касается групп, состав которых будет вызывать несогласие, то, отметив их красным крестиком, ни другом листе надо будет нарисовать свой вариант. Например, по вашему мнению, в эту группу входит еще один человек, изображенный в составе другой группы. В этом случае вы помечаете красным крестиком обе группы и на другом листе синим фломастером рисуете новые составы обеих групп. Когда закончит работу последний участник, все мы развернемся в круг и посмотрим на то, что получилось».
Упражнение может вызвать значительное напряжение в группе, поэтому, решив его проводить, тренер должен быть уверен, что группа справится с заданием. Обсуждение упражнения включает в себя преимущественно рациональные аспекты задания. Тренер обращается к участникам с вопросами: «Чей вариант сохранился в максимальной степени?», «Какие варианты группирования наиболее неожиданны для вас? »
УПРАЖНЕНИЕ 58.
Все участники сидят по кругу.
Упражнение проводится на третий-четвертый день работы.
«Сосредоточьтесь на нашем совместном опыте здесь, в группе. Вспомните все, что происходило в группе за три-четыре дня и опишите любой пример объединения двух и более участников группы по любому поводу — поддержка в ходе обсуждения, совместное действие и т. д. Постарайтесь, чтобы ваш пример был конкретным и детальным. Будет лучше, если вам удастся вспомнить несколько примеров, так как, когда мы начнем их представлять, надо будет избежать повторов».
В ходе обсуждения ведущий обращается к участникам, объединение которых описывается, с вопросом: « Согласны ли вы с тем, что рассказала Алла? » и дает возможность для дополнения и коррекции зафиксированного эпизода другим участникам.
УПРАЖНЕНИЕ 59.
Упражнение проводится на третий-четвертый день работы в малых группах по 4—5 человек.
«Известно, что окружающие по-разному воспринимаются нами, и мы различными способами упорядочиваем свои восприятия. Один из вариантов такого упорядочивания — это наши представления о значимых других. Мы уже достаточно долго работаем вместе и можем попытаться отнестись друг к другу по критерию значимости. Сейчас каждый запишет имена пяти участников нашей группы в порядке их значимости для него, а также свой прогноз по отношению к спискам, которые составят ваши партнеры по подгруппе. Отнеситесь к этой работе конструктивно. Понятно, что все мы значимы друг для друга и речь идет о мере, степени этой значимости. Когда все справятся с заданием, я сообщу вам, что делать дальше. На выполнение задания отводится пять минут».
Через пять минут тренер просит каждую группу дать знать о завершении работы. Если требуется дополнительное время, то тренер дает возможность всем завершить работу, после чего продолжает инструкцию: «Пусть каждая группа решит, кто начнет упражнение. Затем по очереди сообщите ему ваши прогнозы и поясните причины, по которым вы включили в свой список именно этих участии ков и именно в такой последовательности. Начинающий упражнение слушает, а когда все его партнеры выскажутся, показывает свой список. Затем точно также обсуждаются прогнозы остальных».
Обсуждение упражнения может проводится как в малых группах, так и в общем круге. Тренер предлагает группам выделить критерии, на которые ориентировались партнеры в своих прогнозах значимости и ее степени. В ходе обсуждения тренер может напомнить участникам о теоретических положениях обусловливания значимости, в частности, о трехмерной модели значимого другого А. В. Петровского, выделившего три фактора, определяющие значимость одного человека для другого:
а) наличие у него новой и неизвестной информации;
б) способность вызывать симпатию, эмоциональная привлекательность;
в) институализированная роль.
УПРАЖНЕНИЕ 60.
Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга.
«Это упражнение состоит из двух частей или этапов. На первом этапе партнеры, по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: „Ты такой (такая) же, как я, у тебя...". Один из вас начинает, потом — другой, потом опять первый и т. д. При этом надо смотреть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию. На втором этапе упражнения, примерно через семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: „Я очень отличаюсь от тебя, я..." »,
Тренер может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение.
После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Тренер может задать такие вопросы: «Какие чувства возникали у вас в ходе работы?»; «Какие чувства у вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на втором?»
УПРАЖНЕНИЕ 61.
Группа сидит по кругу,
«Роберто Ассаджиоли, автор концепции психосинтеза, призывал благодарить судьбу за то, что она сталкивает нас с неудобными, неприятными, сложными людьми. Взаимодействуя с ними, мы можем развивать в себе полезные психологические качества. Если какой-то человек „испытывает наше терпение", то для нас это прекрасная возможность развивать терпение; если человек противоположен нам во всем и это постоянно проявляется в нашем взаимодействии с ним — мы можем развивать в себе способность безусловного принятия другого человека; если другой человек слишком импульсивен и постоянно прерывает нас — мы можем использовать эти ситуации для тренировки своей выдержки и т. п.
Итак, мы оказываемся в состоянии развить в себе что-то полезное благодаря тому, что другой человек ставит перед нами проблему — по тем или иным, проблемы возникают и с теми людьми, которые в целом нам близки и приятны.
Давайте сейчас сосредоточимся не на принятой и удовлетворяющей нас стороне общения и взаимодействия друг с другом, а на трудностях и проблемах, которые иногда возникают в процессе вашего общения с кем-либо из участников нашей группы, включая тренера. Вначале нужно осознать эту трудность или проблему, затем осознать, какое ценное качество эта проблема или трудность позволяет нам развивать в себе, а только потом уже сказать, обращаясь к конкретному участнику: „Елена, общаясь с тобой, я развиваю свое произвольное внимание". Тот, кому обращено высказывание, может уточнить причину: „Скажи, а почему?" В этом случае автор высказывания ее называет: „Потому что иногда мне трудно уловить суть длиной речи" ».
Обязательное условие. Объяснения причин высказывания должны даваться только в форме «Я - посланий» и ни в коем случае не в форме «Ты - посланий», так как в последнем случае упражнение может выродиться в привычный для обыденного общения обмен взаимными упреками и претензиями. Суть же упражнения состоит в том, чтобы осознать собственную проблему в общении и затем сообщить другому человеку, почему эта проблема возникает именно в общении с ним. Но сделать это нужно особым «психосинтетическим» способом, не нарушающим личностной целостности другого человека.
«Я - послания» говорят о том, что нечто создает для меня проблему и, решая ее, я становлюсь в чем-то лучше. «Ты - послания» же говорят о том, что ты ставишь передо мной проблему и из-за тебя мне приходится что-то менять в себе. Поскольку привычнее для нас «Ты - послания», посмотрим, как они могут быть превращены в «Я - послания».
«Ты - послания»
«Из-за того, что ты очень много говоришь, мне приходится слишком напрягать свое внимание».
«Я - послания»
«Общаясь с тобой, я развиваю произвольное внимание». (Пояснение, если его просят дать: «Это потому, что мне бывает тру л но уловить суть длинной речи»).
«Ты - послания»
«Ты все время сидишь с непроницаемым видом, так что трудно понять, какая ты на самом деле».
«Я - послания»
«Общаясь с тобой, я благодарю судьбу! Ибо в процессе общения с тобой я развиваю свою психологическую проницательность». (Пояснение, если его просят дать: «Это потому, что мне очень трудно улавливать тонкие и незаметные невербальные сигналы. Я понял, что смотрю все время только на тех, кто чаще высказывается, смеется, восклицает и т. п.»)
Упражнение требует иногда дополнительного смягчения. Например, можно предложить всем участникам высказываться еще более ритуализированно — ведь более жесткий ритуал смягчает эмоциональную остроту высказывания. Например, можно предложить всем высказываться в особом «восточном» стиле: «Игорь, я столь благодарен судьбе за встречу с тобой! Какой это благословенный подарок для меня!» Ибо общаясь с тобой, я развиваю свои аналитические способности». Игорь: «А почему?» Ответ: «Наверное, потому, что мне не все бывает сразу понятно, когда речь идет о тонких материях. Я не привык все подвергать анализу и поначалу мне было трудно вникать».