Файл: Психогимнастика в тенинге (Хрящева).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 3235

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иногда участникам группы сложно переключиться с приятных сторон общения на проблемные. Некоторые из них начинают в своих высказываниях подчеркивать положительные стороны другого человека, которые воспринимают как пример для себя: «Общаясь с тобой, я учусь выдержке, ты такая выдержанная!» и т. п. В этом случае необходимо повторить инструкцию.

Упражнение заканчивается только после того, как каждый из участников по крайней мере один раз выскажется. После этого можно задать группе вопрос: «Что дает это упражнение?» Чаще всего участники указывают на то, что благодаря этому упражнению они осознали свои собственные проблемы — «слепые пятна», не позволяющие воспринимать и принимать других людей такими, какие они есть. Кроме того, упражнение помогает участникам понять, что именно в поведении других людей затрудняет их общение с ними. Наконец, участники, как правило, высоко оценивают используемую в упражнении «психосинтетическую» модель построения нашего сообщения другому человеку о том, какие проблемы у нас возникают в процессе общения с ним.

Данное упражнение может прояснить или обострить напряжения, существующие в группе, вызвать новые источники напряжений. То, насколько успешно группа справляется с этим упражнением, может служить показателем степени групповой сплоченности и зрелости. Если тренер почувствует, что участники группы защищаются от этого упражнения, повторяя фактически одни и те же высказывания о произвольном внимании, выдержке, чуткости и т. п., то ему придется решать, следует ли настаивать на выполнении упражнения или довольствоваться формальным его прохождением группой.

В любом случае данное упражнение дает ценную информацию тренеру, проявляя скрытые напряжения в группе и проясняя личностные качества участников, в том числе их самокритичность, гибкость, личностную глубину и широту взглядов. Информативным будет и фактический отказ группы выполнять упражнение. На какую глубину готовы пойти участники группы? В состоянии ли они выдержать ситуации выражения негативных чувств? Необходимо помнить, что данное упражнение не только «измеряет» групповую динамику, но и влияет на нее — как и всякое упражнение, проясняющее отношения между участниками группы.


УПРАЖНЕНИЕ 62.


Группа сидит по кругу.

«Это упражнение называется „Молва". Нам потребуется доброволец, желающий узнать как можно больше нового о себе. Он должен будет выйти за дверь, в коридор, чтобы не слышать, о чем мы тут говорим. Каждый из участников выскажется об этом человеке, а я запишу все эти высказывания, которые могут быть длинными или лаконичными. Это могут быть слова, выражающие ваше мнение об ушедшем человеке или ваше отношение к нему или даже цитаты из стихов и других произведений — все, что угодно. После того как мною будут собраны высказывания всех участников, мы пригласим того, о ком шла „молва».


Его задача — выслушивать каждое высказывание, которое я буду воспроизводить, и пытаться определить, кто его автор».

Выбор обсуждаемого в данном упражнении имеет главенствующее значение. Этот человек не может быть случайным. Для успеха упражнения необходимо, чтобы он мог безошибочно понимать невербальные сигналы тренера. Роль тренера в этом упражнении состоит в том, чтобы запомнить выражение лица, позу, жесты, интонацию, характерные вкрапления в речь, — все, чем сопровождалось высказывание каждого отдельного члена группы. Это трудная работа, требующая настройки последовательно на многих людей, запоминания их невербальных и паралингвистических сигналов, а затем — их воспроизведения. Задача участника, о котором «шла молва», состоит не в том, чтобы логически пытаться «вычислить», что каждый мог сказать о нем, а в том, чтобы реагировать на невербальные и паралингвистические изменения в поведении тренера и безошибочно определять по ним авторов всех высказываний.

Успех упражнения определяется тем, сможет ли тренер выбрать человека, способного распознать его невербальные коды, и тем, сможет ли сам тренер воспроизвести реакции участников группы.

Можно спросить у самих участников, кто из них хорошо понимает невербальные сигналы тренера. Опыт показывает, что потенциально возможные исполнители этой роли почти всегда себя обнаруживают.

Обязательное условие. После того как все участники высказались, тренер спрашивает каждого из них: «Согласен ли ты, чтобы твое высказывание произносилось мною с твоими интонациями, жестами и выражением лица?» Только получив согласие участника, тренер может воспроизводить его поведение.

Когда выходивший участник возвратится в комнату, тренер говорит: «Постарайся сосредоточиться на мне, на том, как я буду это говорить. Не отвлекайся на логические рассуждения, старайся быть все время здесь, с нами. Тогда ты наверняка отгадаешь всех».

Будет лучше, если сначала тренер воспроизведет высказывание человека, отличающегося наиболее характерными интонациями, жестами или чем-то иным. Если угадывающий правильно называет имя автора высказывания, это вызывает у него и у многих участников группы прилив воодушевления. Если он не отгадывает автора первого высказывания, можно перейти к следующему со словами: «Постепенно ты определишь всех. Сосредоточься на том, как я это говорю». Как правило, угадав одного участника, игрок затем отгадывает всех, хотя, может быть, и не с первого предъявления. В нашей практике была лишь одна неудача, причина которой состояла в том, что на роль отгадывающего был выбран участник, очень желавший выполнять упражнение, но не очень подходивший для этой цели.

Упражнение вызывает у участников не только острый интерес, но и удивление и озадаченности Многим бывает приятно, что тренер их «изображает», другие могут испытывать смешанные чувства, гораздо реже это вызывает неприятные ощущения. В конце упражнения важно спросить участников о том, какие чувства они испытывали. После этого тренер говорит и о своих чувствах; чаще всего это ощущение эмоциональной близости к каждому человеку, в которого он пытался вжиться. Это может быть также ощущение недостаточного понимания тех людей, которых тренеру было труднее всего изобразить.


Упражнение можно завершить обсуждением закономерностей «кинестезического» понимания других людей, описанных У. Джемсом, Н. Ланге, Г. В Оллпортом, позже — Ф. Фромм-Рейхманн. Воспроизводя рисунок поведения другого человека, мы начинаем чувствовать нечто похожее на его чувства и думать, как он. Можно привести также описана поведения мальчика из рассказа Эдгара По «Похищенное письмо». Этот мальчик безошибочно понимал своих партнеров в игре «Чет и нечет» благодаря тому, что старался придать своему лицу такое же выражение, которое видел на лице каждого из них.

По существу это упражнение является вводным для следующего.


УПРАЖНЕНИЕ 63.


Упражнение проводится на четвертый-пятый день работы группы.

Участники сидят по кругу.

«В течение 4(5) дней мы работали вместе. За это время мы имели возможность многое увидеть, услышать, понять и запомнить. Сейчас я прошу вас подумать и вспомнить характерные невербальные знаки, которые, безусловно, есть у каждого из нас и проявлялись здесь, в этом круге. Это могли быть жесты, позы, мимические экспрессии или комплексы невербальных проявлений. После того как все будут готовы, кто-либо начнет и представит нам чей-нибудь невербальный знак, не называя, кому он принадлежит. Все остальные постараются определить, чей это знак».

При обсуждении упражнения тренер предлагает каждому из участников рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся при изображении чужого «знака», и о своих чувствах в процессе этой работы.


УПРАЖНЕНИЕ 64.


Все участники группы сидят по кругу.

«Сейчас я раздам некоторым из нас (всем) карточки. (Тренер раздает карточки трем, шести, девяти или двенадцати членам группы.) На каждой карточке написано имя кого-то из нас и одно из трех слов: жестикуляция, мимика или пантомимика. Те, кто получил карточки, а это (имена приведены как пример) Дима, Аркадий, Таня — первая тройка, Валерий, Катя, Лена — вторая тройка, могут некоторое время подумать: один —-о характерных жестикуляторных, другой — мимических, третий — пантомимических проявлениях человека, имя которого написано на их карточке. (Тройки изображают разных участников.) Затем, не произнося ни слова, они одновременно покажут их нам.

Сначала это сделает первая тройка, затем вторая. Задача всех остальных — понять, кому принадлежат эти жесты, выражения лица, позы. Пока тройка представляет нам того или иного участника, мы только наблюдаем. Каждый выскажет свое мнение после того, как тройка завершит работу. Все понятно? Давайте начинать».

В процессе обсуждения упражнения тренер группирует высказанные варианты, после чего просит участников, высказавших одинаковые мнения, прокомментировать их. В ходе обсуждения ведущий задает вопросы: «Что для вас было определяющим из увиденного?», «Были ли у вас другие варианты ответа?», «Почему вы от них отказались?» В обсуждение включается и «обладатель» пантомимических проявлений. Тренер может обратиться к нему с вопросами: «Узнал ли ты себя?», «Что было передано наиболее, а что наименее точно?»


В обсуждении возникают идеи о противоречиях между сложившимся образом другого и его выражением, важности деталей, искажениях его невербальных проявлений.

Упражнение дает возможность потренировать наблюдательность, уточнить свои представления о других.


УПРАЖНЕНИЕ 65.


Группа сидит по кругу.

«Сейчас каждому из участников будет предоставлена возможность „вжиться" в другого человека, чтобы постараться лучше его почувствовать и понять. Вы получите листы бумаги с указанием имени того человека, в которого вы должны будете „превратиться". Пока вы еще не получили записок с именами, постарайтесь запомнить друг друга. Через две минуты каждый из вас будет уже кем-то другим. От лица этого человека нужно будет реагировать на вопросы, которые я буду вам задавать в безличной форме — ведь не исключено, что вы превратились в лицо другого пола. Не обязательно отвечать на мои вопросы по существу, можно вообще не ответить на содержание вопроса, но лишь прореагировать на него — изменением позы, взгляда, каким-то словесным комментарием и т. п. Всем ли понятна инструкция? Все ли готовы к тому, что в них сейчас будут „вживаться" и их „изображать"?»

Если все участники группы согласны, тренер раздает одной половине круга карточки с именами участников другой половины, а второй половине круга — карточки с именами участников первой половины круга. Условное разделение на два полукруга необходимо для того, чтобы никому из участников не досталась карточка с его собственным именем.

После этого тренер говорит: «Превращайтесь в другого человека». В этот момент в группе, как правило, происходит некоторое движение — многие меняют позы, выражение лица, группа преображается. Тренер начинает задавать кому-либо из участников вопросы. Например, это могут быть вопросы по поводу качеств человека, «хорошо разбирающегося в людях», описанных Г. В. Оллпортом: «Как ты думаешь, в чем твоя человеческая сложность?»; «В чем проявляются твои эстетические наклонности?»; «Каким образом ты находишь сходство с людьми?» Это могут быть и другие вопросы: «Как ты лучше воспринимаешь информацию — зрительно или на слух?»; «Если тебе придется выступить в роли ведущего переговоры, то каковы будут твои отличительные черты?»; «Что в тебе преобладает — эмпатия или наблюдательность и почему?»

По реакции участника на вопрос группа старается определить, «кто это». Тренер подчеркивает, что лучше всего, если первым догадается тот человек, которого сейчас изображают.

После того как все участники будут опознаны, можно провести групповую дискуссию по какой-либо значимой для группы проблеме, в которой все участники продолжают играть другого человека. Можно предложить каждому высказать пожелания группе от лица этого другого, или тому участнику, который получил карточку с именем тренера, от его лица завершить дискуссию.


В заключительном обсуждении каждому из участников предлагается поделиться своими чувствами. У многих это упражнение вызывает ощущение стремительного и глубокого постижения другого человека, ранее им недоступного.


МОДИФИКАЦИЯ.


Группа делится на две подгруппы по 6—7 человек.

«Сосредоточьтесь друг на друге. Вспомните, как двигается, говорит, смотрит, реагирует каждый ваш партнер по подгруппе. Подумайте, на что он обращает внимание в первую очередь, а что оставляет его равнодушным. Вспомните, как он начинает разговор, как проявляет свое желание завершить его. Отнеситесь к этому очень серьезно. Для этой работы у нас есть десять минут».

Через десять минут тренер продолжает инструкцию: «Сейчас я обращаюсь к Виктору и Кате (тренер называет по одному человеку из каждой подгруппы). Предлагаю вам взять на себя роль „понимающих". После того как вы уясните свою задачу, вам надо будет на некоторое время выйти из комнаты. Ваша задача заключается в том, чтобы, вернувшись в свои подгруппы и понаблюдав за ними в течение трех минут, понять, поведение кого из двух участников подгруппы изображают ваши коллеги. При этом учитывайте, что кто-то из них может оставаться самим собой, а также и то, что вас самих тоже могут „изображать" ».

Затем ведущий просит двоих выйти из комнаты и дает возможность подгруппам определиться, чье поведение они будут изображать. Варианты могут быть разнообразными:

  • один из участников остается самим собой, остальные изображают любого другого;

  • подгруппа делится на две равные части, в каждой из которых по одному человеку остаются сами собой, а остальные играют их роль;

  • подгруппа делится на две равные части, одна из которых изображает кого-то из другой половины, а вторая часть изображает «понимающего» и т. д.

После того как подгруппы сделали свой выбор, ведущий приглашает вышедших участников в комнату. При обсуждении упражнения основное внимание обращается на трудности, с которыми встретились как «понимающие», так и изображавшие поведение других. Кроме того, можно поговорить о чувствах, которые испытывал каждый из участников во время упражнения: они будут разными у тех, кто изображал других, наблюдал, как изображают его или решал задачу понимания. В процессе обсуждения можно также повести разговор о признаках, которые фиксировались как информативные, отличительные либо как не дающие информации о человеке.


УПРАЖНЕНИЕ 66.


Группа сидит по кругу.

«Давайте сыграем в волшебный магазин. Точнее, это будет биржа. Каждый может выставить на продажу свой товар, а взамен заказать себе что-нибудь другое. Например, я говорю: „Меняю 500 граммов выдержки на 100 граммов проницательности". Если у кого-либо из присутствующих есть желание отдать 100 граммов своей проницательности и получить за это 500 граммов моей выдержки, то это значит, что сделка состоялась. Важно, чтобы каждый участник предложил на рынок свой товар, поскольку у нас биржа процветающая и нам нужен большой ассортимент».