ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2020

Просмотров: 505

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Говоря о нации, Геллнер постоянно оговаривается, что этот феномен существует в рамках индустриально развитых обществ, и является продуктом политики национализма (идеология, существующая как государственный принцип, требующий, чтобы политические и этнические границы совпадали, а также, чтобы управляющие и большинство управляемых внутри данной политической единицы принадлежали к одному этносу).

Если рассматривать нацию в социо - культурном аспекте, тогда идея нации будет воплощена в двух положениях, выдвинутыми Эрнстом Геллнером:

"1. Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения.

2. Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации делает человек; нации - это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Обычная группа людей становится нацией, если и когда члены этой группы признают общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в нацию, а не другие общие качества какими бы они ни были, которые отделяют эту группу от всех, стоящих вне ее" .


Помимо этих двух аспектов конструктивистами рассматривается тесная связь нации и государства.

Индустриальное общество требует постоянного роста. Ему необходимы образованные и квалифицированные специалисты. Именно в индустриальном обществе грамотность стала доступной всем. Исходя из этих причин, грамотность и образованность индивида становится государственными приоритетами. Таким образом, государство начинает оберегать образование. Так и происходит слияние двух сфер жизни индивида, которые в аграрном обществе были отделены друг от друга, а именно - культуры и государства. Что логично сказывается на существовании культурно - исторических общностей - этносов. Появляется нация - сообщество индивидов, которых помимо общей культуры, взаимоодобрения связывает еще и общее гражданство. Таким образом, нация интерпретируется конструктивизмом больше как политическая категория. Т.е. нация сродни гражданству. Но поскольку гражданская принадлежность целиком и полностью зависит от субъективной воли и желания индивида, постольку и нация интерпретируется как некий воображаемый конструкт. Как результат интеллектуальных усилий творческой и интеллектуальной элиты общества.

Кроме того, у некоторых авторов (Бенедикт Андерсон) нация рассматривается "как культурный артефакт особого рода" , и чтобы понять его, необходимо тщательно рассмотреть обстоятельства его исторического возникновения, изменение его значений в течение времени и причины его влияния в наше время. Однажды созданные, эти артефакты стали своеобразными моделями, которые могли быть трансформированы, с различной степенью осознания, в многообразные социальные контексты, сливаясь со столь же многообразными политическими и идеологическими факторами.

Андерсон предлагает следующее определение нации: "нация- это воображаемая политическая общность, причем воображаемая как необходимо ограниченная и суверенная". Андерсон считает, что любая общность, если она не основана на непосредственных межличностных контактах, воображаема, и что разные общности подобного рода различаются способами, которыми они воображаются.


Отличительная особенность нации от других общностей заключается в том, что она воображается как ограниченная и суверенная.

Нация воображается как ограниченная, потому что большинство членов нации окружено, возможно, миллионами, живых людей, разделенными границами, на расстояние, где живут другие нации. Нет нации воображающей себя равной с человечеством в целом.

Нация воображается как суверенная, т.к. эта категория (суверенитет) появилась на свет когда Просвещение и Революция уничтожают законность божественно - установленного, иерархического королевства. Наступает зрелая стадия человеческой истории, когда равное большинство набожных приверженцев различных мировых религий неизбежно находились лицом к лицу с набирающим силу плюрализмом этих же религий, и "алломорфизм" между каждым религиозным онтологическим утверждением и территориальным пространством. Нации мечтают о свободе, и если под Богом, пусть так. Масштаб и символ этой свободы - суверенное государство.

Наконец, нации воображаются как общности, потому что, не смотря на реальное неравенство и эксплуатацию в рамках этих общностей, понятие "нации" включает в себя представление о глубоком "горизонтальном товариществе".

Эрик Хобсбаум в книге "Нации и национализм с 1780г." попытался дать историческую ретроспективу политики национализма. В результате, он приходит к выводу, что национализм суть явление Нового времени. Границы нации постоянно меняются, поскольку наряду с политическим аспектом в формирование нации вмешивается еще и экономический. При этом национализм для Хобсбаума - это "народное чувство и движение, но это и деятельность государств и правящих элит. Нация появляется в современную эпоху, но предшествуют ей протонация и свойственный ей протонационализм".

Если не единственный, то, видимо, самый активный сторонник конструктивизма в России, В.А. Тишков, понимает этнос как группу индивидов, которой свойственно общее название, элементы культуры, общее происхождение и историческая память, чувство солидарности; и представляют собой продукт процесса нациестроительства.

Как верно отмечается в учебном пособии Л.М. Дробижевой Ю.В. Арутюняна и А.А. Сусоклова, для наиболее адекватного изучения феномена этничности ученому необходимо придерживаться "золотой середины", то есть, назрела реальная необходимость интеграции обоих подходов.

 






Этничность: основные составляющие

  1. Ценности и ценностные ориентации, как основные категории, формирующие этническую идентификацию

    Ценности и ценностные ориентации выполняют различную роль на конкретных этапах жизненного пути человека. Так, в юности происходит наиболее интенсивное их формирование, предварительное самоопределение личности, "теоретическое осмысливание ценностей общества". В среднем возрасте человек характеризуется наибольшей социальной отдачей на основе устоявшихся ценностных представлений, их углубления и совершенствования. В этом возрасте человек проявляет наибольшую самостоятельность в социальной, культурной, профессиональной, семейной сферах. Происходит конкретизация основных потребностей, мировоззрения, стабилизация самооценки. Это возраст максимальной требовательности к себе. В период старости, когда личность частично или полностью выключается из общественного производства, а интеллектуальное и эмоциональное развитие продолжается, именно от разнообразия интересов и ценностных предпочтений, которые сформировались в юности и прошли коррекцию в зрелом возрасте, зависит степень освоения нового положения, понимания себя и своей роли в обществе.



Однако, при всех изменениях личности, связанного с накоплением ею жизненного опыта, широтой и глубиной ее переживаний, характером знаний, навыков и умений, сформированного мировоззрения, усвоенных норм поведения, ценностные ориентации придают личности качественную определенность, устойчивость, цельность. "Устойчивая совокупность ценностных ориентаций, социальная направленность личности, в свою очередь, определяются относительно устойчивой совокупностью общественных отношений, в которые вступает человек в процессе своей жизнедеятельности".
"В общественных науках все чаще используется понятие социальной установки для определения направленности, предварительной ориентированности в поведении личности".

Социальная установка, по определению Узнадзе, - "Фактор, организующий, множественность особенностей личности и целостность ее структуры. В случаях наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку его к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение ее актуальной потребности". Определяясь потребностями как главной побудительной силой поведения, установка способствует их реализации в конкретных условиях действительности. Таким образом, выяснено, что установка предшествует деятельности.
Установка представляет собой настраивание психологических сил человека для действия в определенном направлении. Но, "установка предшествует не только действию, но и осознанию цели деятельности, следовательно, мотивации и решению". Исходя из этого, можно заявить, что установка - это не бессознательный акт, она рациональна и фиксируема сознанием.

Как правило, за установкой следует действие, и если следующее за установкой поведение личности приводит к ожидаемому результату, данная установка упрочается и включается в систему фиксированных установок личности.
Система фиксированных установок, в свою очередь, представляет собой ориентацию личности на то или иное поведение.

Ориентация, как система фиксированных установок, является ценностной, поскольку она ориентирует личность относительно ценностей данной культуры.
Как уже говорилось, установка предшествует мотивации. Так как "мотив - это осознанное, являющееся свойством личности, побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании)".
Таким образом, этническому поведению предшествуют мотивы, которые основаны на этнических ценностях группы. Поэтому, любое поведение, протекающее по этой схеме, будет ценностно ориентировано. В связи с этим необходимо рассмотреть категорию ценностная ориентация.

"Ценностная ориентация, выражая внутренний мир личности, выполняет организующую, направляющую, регулирующую индивида роль". Она приписывает человеку определенные нормы, правила, принципы поведения, соответствующие тому социальному окружению, в котором протекает его деятельность.

На принятие решения, которое в дальнейшем определяет поведение индивида, оказывают влияние различные факторы. Решающее значение среди них, несомненно, имеют ценностные ориентации. Именно они организуют поведение личности по отношению к предметам объективного мира, и себя как члену общества.


"Под ценностными ориентациями понимаются стратегические доминанты ее поведения, как во временном, так и в ценностном пространстве. Они определяют жизненный путь личности на достаточно длительных отрезках индивидуальной биографии и по всему объему наиболее значимых детерминант линии ее поведения". То есть ценностные ориентации являются категорией, прежде всего, личностного плана. Они детерминируют поведение личности в социальной сфере. Они являются важным структурным компонентом личности, играющим в ее жизнедеятельности организующую, направляющую и регулятивную роль.

Для общества система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от нее.

Систему ценностных ориентаций личности формируют ценности, присущие данной культуре.

"Ценность - компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном и общественном сознании. Ценностями может обладать любой объект (материальный или идеальный) как реальный, так и воображаемый, в случае, если такой объект служит фокусом устремлений, желаний групп или отдельных лиц, рассматривается как важное условие существования, соответствующим образом оценивается, регулирует поведение людей. Разделяемые индивидами или группами людей ценности служат масштабом оценки поступков с точки зрения их соотнесения с данной системой ценностей". То есть ценность является категорией как индивидуального, так как и социального плана. Она является связующей нитью между обществом и индивидом. Ценность определяет, формирует ценностные ориентации, ибо ценностные ориентации - это своего рода направленность индивида на те или иные ценности данного общества, данной культуры.

Будучи объектом различных потребностей и интересов выделяются две основные группы ценностей: материальные и духовные.


"Ценность может быть лишь социальным свойством предметов и явлений объективного мира, служит удовлетворению человеческих потребностей". .Сам объект ценностно нейтрален, и только в рамках отношения к человеку проявляется его ценность. Ценность не присуща объекту от природы, ценность, как свойство, присуща ему в силу того, что он является носителем определенных социальных отношений, поскольку вовлечен в сферу общественного бытия человека.


Ценности, как уже говорилось, имеют двойственную природу. В общественном сознании ценности присутствуют в виде структуры объектов, вовлеченных в общественную жизнь, и имеющих качественные характеристики, то есть то, что обществу дорого.



Социализация. Индивид становится личностью. Формируется сознание, формируется и система ценностей. Эта система не имеет другого пути возникновения в сознании личности, кроме как персонификации системы ценностей, существующих в данном культурном сообществе. Этот процесс, что вполне естественно, не протекает однородно. В случае если индивид соглашается с ценностями, существующими в обществе, то он при помощи механизма идентификации персонифицирует их, делает частью своей системы ценностей. В противном случае, то есть когда индивид не соглашается с теми или иными ценностями, при помощи механизма обособления личность отказывается от них.


Исходя из этого, можно заявить, что состояние этнического самосознания индивида во многом зависит от того, насколько персонифицированы этнические ценности членами этнической группы.

В условиях полиэтнического общества, когда индивид помимо того, что он является представителем одной этнической группы, он в течение всего периода жизнедеятельности сталкивается с системой этнических ценностей представителей других этносов. Если же у индивида проходит процесс социализации, процесс усваивания ценностной системы этнической группы (и не только), на него обрушиваются порой совершенно различные иерархии ценностей соседних этнических групп. В этих условиях индивид имеет право выбора. Поскольку, как уже говорилось, социализация - двусторонний процесс, поэтому с одной стороны идентичность формируют социальные институты сопутствующие социализации (институты, которые формируют у индивида систему ценностей, в том числе и этнических) такие как: семья, система образования, неформальный контроль со стороны окружающих; с другой - сам индивид. Он подбирает для себя те ценности, которые на его взгляд в наиболее полной мере отвечают существующей реальности.

Таким образом, институты социализации, сам индивид, конкретные исторические условия, а также различные случайности возникающие в процессе каждодневной практики индивида, формируют у него систему ценностей.

Предугадать этот процесс очень сложно ввиду многих причин влияющих на него. Однако результат этого процесса налицо:

- с одной стороны - это усиливающаяся этническая маргинализация современного российского общества;

- с другой - усиление движений этнического экстремизма, как ответ представителей этноса на подобные явления, продиктованные чувством самосохранения.

В результате получается общество "этнического плюрализма".

Учитывая, "что система ценностей пронизывают собою все формы общественного сознания под определенным углом зрения: объединяя определенные интересы разнообразными идейными, нравственными и эстетическими средствами, она оказывается важнейшим источником непосредственных мотивов поведения, ближайших стимулов человеческой деятельности", можно заявить, что ценности являются решающим регулирующим фактором жизни, как индивида, так и общества, в том числе и этнического.
Современное состояние этносов и этнической идентичности диктует ярко выраженные предпочтения в области культуры, ибо этнические различия в сегодняшнем обществе наиболее полно и продуктивно выражаются в сфере культурного бытия: это и язык, и традиции, и нормы, и обычаи, и т. д. Поэтому, наиболее адекватный анализ состояния этничности, основанной на этнических ценностях, возможен более в области культуры, нежели в других (таких как политика, государственное строительство и других).
Ценности, являясь категорией индивидуальной, определяет ценностные ориентации индивида, которые в свою очередь, будучи системой фиксированных установок (аттитюдов), определяют активность и деятельность индивидов через систему мотивации. Таким образом, ценности через ценностные ориентации обуславливают направленность поведения личности, также, путем определения жизненной позиции личности влияют на самоидентификацию индивида в этническом пространстве.