ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2020

Просмотров: 506

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В теории структурации Гидденс выделяет основное понятие - структурация. Этим термином, как говорилось, он пытается показать двойственность структуры: она не только довлеет над индивидом, но и используется ими, следовательно, изменяется. Именно потому, что индивиды имеют возможность пользоваться структурой, Гидденс называет индивидов агентами или акторами.

Структура состоит из правил и ресурсов. Правила и ресурсы используются в контексте взаимодействия, где категорию "правило" Гидденс рассматривает, как генерализируемые процедуры, определенный алгоритм действия.

Правила обладают определенными характеристиками. Такими как:

- Они часто используются спонтанно,

- Они используются в разговорной речи, ритуалах взаимодействия (в обыденной жизни),

- Они усваиваются индивидами,

- Эти правила носят неформальный характер, иногда даже не артикулируемы и нерефлексируемы,

- Эти правила редко рефлексируются в межличностном взаимодействии.


Ресурсы рассматриваются Гидденсом, как возможность действовать. Ресурс рассматривается также как источник власти, при этом сама власть - это не ресурс, а способ действия, который мобилизует структуру.


Ресурсы и правила трансформируются, связывая, таким образом, элементы структуры воедино.

Он классифицирует правила:

- Нормативные (права и обязанности)

- Интерпретативные (неписаные, неформальные).


Соответственно классификации правил классифицирует и ресурсы:

- Авторитативные (организационные возможности направленного действия)

- Аллукативные (материальные свойства предметов, товаров).


Правила и ресурсы вовлекаются в деятельность при помощи модальностей (способов вовлечения ранее названного в процесс действия). Далее эти модальности используются для создания власти, для утверждения норм, для создания интерпретативных схем.

Он вводит особую систему координат в отношении структуры, осями которой являются пространство и время. То есть, структура существует в пространстве и времени; трансформацию структуры необходимо рассматривать относительно этих осей координат, агент использует структуру в пространстве и во времени.

Вся схема взаимодействия строиться на способности индивида "знать" (knowlegeability), это те правила, которые на обыденном языке называются здравым смыслом или рациональностью. Именно "зная" индивид имеет возможность пользоваться правилами и ресурсами, которые составляют структуру, в то же время человек пользуется только теми правилами и ресурсами, которые представляет структура, таким образом и возникает ситуация взаимообусловленности индивида и структуры. Эта взаимообусловленность выражается в действии индивида. Таким образом, способ поведения акторов зависит от структуры, эту зависимость обуславливают модальности, но в то же время и структура используется акторами во взаимодействии. Таким образом, происходит "строительство" структуры.

Основанием для подобной классификации правил и ресурсов являются три критерия:
- Господство,


- Легитимация,

- Сигнификация.


Ресурсы образуют господство.

Одни правила образуются в легитимацию, то есть представляют нечто, как должное. Другие правила используются для сигнификации.
Структура, которая используется, Гидденсом называется системой.

Определенные структуры, таким образом, образуют вполне определенные модальности, которые далее становятся определенными системами:

   (схема 1)

  

   Первый уровень

   Второй уровень

   Третий уровень

   Структура

   Модальность

   Система

   А) нормативные правила
(функция легитимации)

   А) права и обязанности

   А) Санкции

   Б) аллукативные ресурсы
Б') авторитативные ресурсы
(функция господства)

   Б) реализация чего-либо
(возможности реализации)

   Б) Власть

   В) интерпретативные правила
(функция сигнификации)

   В) интерпретационные схемы

   В) Коммуникация.

  

Институтом же, по мнению Гидденса, является система взаимодействий в обществе, которые продолжительны во времени и распределяют людей в пространстве. Таким образом, институт - это не фиксированная структура
, это процесс действия; он является частью практики людей; то есть, институт - это стабилизированные, зафиксированные во времени и в пространстве социальные отношения. Итак, институты воспроизводятся. Гидденс приводит классификацию институтов, основанную на удельном весе правил и ресурсов в коммуникации:

   (схема 2)

  

   Тип института

   Производится и воспроизводится посредством...

   Удельный вес правил и ресурсов
(последовательность приоритетов)(см. схему 1)


   Символический порядок
(способы общения, образцы обсуждения)

  

   Интерпретативные правила (в) ->
Нормативные правила (а) ->
Ресурсы (б)

   Политические институты
(политический порядок)

  

   (б') ->
(б) ->
(а)

   Экономические институты

  

   (б)->
(в)->
(а)

   Легальные
(правовые)

  

   (а) ->
(б, б')->
(в)

  

На уровне микроанализа Гидденс рассматривает индивидуальное действие. Причем деятельность, на этом уровне анализа - это то, что действующий совершает в данной ситуации и имеет видимые последствия. Люди рефлексивно управляют своим и чужим поведением.

Отслеживание ситуации и действие происходит на двух уровнях. Он разделяет рефлексию на два уровня:

- Дискурсивное сознание (представляет собой способность объяснять действия, то есть рационализировать)

- Практическое сознание (представляет собой совокупность знаний, которые неявно используются для интерпретации действий, подсознательно).


При помощи неявного знания агент интерпретирует контекст действия, при этом отношения между мотивом и действием неоднозначны. Дискурсивное сознание делает отношения между мотивом и действием однозначным. То есть, помогает ответить на вопрос: "Почему данное действие именно такое?"


При этом вполне обоснованным является вопрос: "Как возможно действие?" Самое сложное заключается в том, что очень часто причины действия лежат за пределами рефлексии. Многие действия являются неосознанными, определенной реакцией на воздействие среды.

Не смотря на то, что часто природу действия трудно определить, вполне реальной является возможность каким-то образом постичь действия, распознав стимулы к действию.


Гидденс выделяет следующие
стимулы действия.

Чувство доверия, (sense of trust). Это совокупность бессознательных процессов, способствующих умонастроению, которые Гидденс называет "защитным коконом" (определенная онтологическая система безопасности). Чувство доверия происходит из способности уменьшать тревожность, то есть позволяет преодолеть страх перед неопределенностью. Это уменьшение происходит бессознательно, так как это чувство формируется у детей ещё до речевого опыта. Эта безопасность поддерживается рутинизацией взаимодействий с другими. Происходит успешная интерпретация действий при помощи знаний. То есть, 1) регулярность, предсказуемость, стабильность во времени; и 2) регионализация; именно в них выражаются опытные результаты прошлых действий.

Под рутинизацией Гидденс имеет в виду процесс, который обеспечивает устойчивость образцов поведения во времени, таким образом обеспечиваются институты и структуры. Она делает действия в определенной степени предсказуемыми и дает чувство безопасности. Рутина, таким образом, обеспечивает безопасность и эпизодичность. Существуют способы поддержания рутины:

- Ритуалы начала и завершения взаимодействия. Взаимодействие рассматривается, как определенная последовательность, поэтому, существуют некоторые маркеры начала и конца взаимодействия, такие как межличностные (слова, жесты), физические (здания, помещения и т.д.). Благодаря ним сохраняется безопасность и институционально закрепленные образцы.
- Turn - talking - методы ведения беседы, повороты речи (talk methods). Представления из практического сознания о том как, с кем и о чем можно и нужно говорить. Как реагировать на поворот
речи.

- Такт (чувство такта). Основной механизм, поддерживающий онтологическую безопасность на длительное время. Такт - это скрытое концептуальное соглашение между участниками взаимодействия относительно дозволенного и недозволенного. Это чувство функционирует на уровне практического сознания.

- Положение (position). Достаточно близко к понятию социальной роли. Агенты в любую ситуацию взаимодействия привносят положение, тождественность, идентичность; и все это привносит определенные обязанности и ожидания.

- Рамки (frames). От них зависит согласованность взаимодействия. Они служат интерпретацией контекста. Они сигнализируют о том, что нужно делать в том или ином контексте.


Из сказанного видно, что действие Гидденс рассматривает в двух ипостасях: как рефлексивное (мотивированное), и как действие, которое не предполагает мотивов, которое является, прежде всего, реакцией на среду. Последний вид деятельности предполагает бессознательное стремление к безопасности, которое, в свою очередь, достигается при помощи рутинизации, которая обеспечивается при помощи институционально закрепленных форм (ритуалов). Круг замкнулся:


Институт <=============> Агент


Любой институциональный образец существует в регионализированном виде и рутинизированном контексте (имеется в виду пространство и время), в этих контекстах происходят взаимодействия. В этих взаимодействиях индивид использует правил и ресурсы, тем самым, воспроизводя структуры. Далее агенты рефлексивно отслеживают свои действия (рационализация). Они, помимо этого, ещё и интерпретируются, причем на этом этапе также вступают в силу неосознанного давления (мотивы) такие как достижение онтологической безопасности.

Последнее положение, которое, видимо, необходимо осветить - это регионализация. Ее следует рассматривать как скрещение пространства и времени. Регионализация определяется понятием локальности. Для обозначения пространства, как вместилища взаимодействия Гидденс вводит понятие "локус". Причем, интерпретация этого локального контекста осуществляется обыденным сознанием. Локальности Гидденс классифицирует на основании модуса (то есть способа существования):

- Физические и символические границы,

- Продолжительность во времени (то есть, как долго этот локус является вместилищем взаимодействия),

- Протяженность в физическом пространстве,

- Способы соединения, сопряжения этого пространства с другими локальностями,
- Степень, с какой эти локальности принуждают агента поддерживать интенсивное публичное присутствие либо отступать на второй план.

Таким образом, регионализация и рутинизация поддерживают друг друга. Имеется в виду, что действие должно повторяться в одном и том же месте, а место определяет требования к действию.


По сути Гидденс, попытался создать новый способ видения социального, причем во всех аспектах (к примеру, основываясь на своих рассуждениях по поводу локальности, Гидденс попытался осмыслить процесс глобализации, при этом введя такое понятие как time-space comparison, пространственно- временное сжатие).



2. Формирование этнической идентичности в контексте теории структурации

   Теперь попробуем представить, каким образом эта схема будет действовать в отношении этнической идентификации, и этнической идентичности, как результата этого процесса.

Прежде всего, зададимся вопросом: этническая принадлежность постоянна или каждый индивид может менять ее по своему усмотрению?

Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть процесс этнической идентификации. Каким образом он происходит. Меняется ли этническая идентичность в процессе жизни человека.


Если взять за основу схему Гидденса, то процесс отождествления актора с этносом происходит по следующему сценарию. Человек рождается в семье, где каждый член является представителем той или иной этнической группы. Таким образом, человек, только родившись, включается в этническое пространство: его окружают предметы, которые могут представлять определенную ценность для того или иного этноса, вокруг него люди говорят на определенном языке, который является родным для определенной этнической группы. То есть, человек существует в пространстве наполненным культурными артефактами, являющимися ценностью для этнической группы. Когда человек растет, его мир расширяется, следовательно, расширяется и ценностное пространство, в процесс его социализации включаются огромное количество институтов претендующих на роль институтов социализации, в том числе и этнической (такие как школа, окружение человека, религиозные институты, самый важный институт формирования этнической идентичности - семья, и много других). Таким образом, именно институты предлагают ценностно-нормативную базу для формирования этнической идентичности. Это происходит повсеместно и постоянно. Однако факт существования этнических маргиналов доказывает тот факт, что человек принимает непосредственное участие в формировании своей идентичности, поскольку структура ценностей и ценностные ориентации, предлагаемые институтами социализации, не усваивается всеми в таком виде, в котором она предлагается ими.

Процесс социализации - процесс двусторонний. Человек может принять ценности, а может и не принять. На данном этапе включаются механизмы персонификации ценностей, либо их отторжение. Далее человек может стать этническим маргиналом. Как говорил Джордж Сантаяна: "Этническая принадлежность подобна связи с женщиной - она естественна, чтобы ее отрицать, и интимна, чтобы постоянно говорить о ней". Поэтому многие маргиналы, ощущая свою "неполноценность" пытаются преодолеть это состояние тем, что влияют на структуру ценностей.

Первоначально они объявляют себя космополитами, гражданами мира и работают для всех людей на планете. Они творят, но далее, поскольку мы живем в эпоху индустриального общества, эпоху наций- государств, его творения объявляются достоянием определенной нации. Чайковского знают и любят во всем мире, но все прекрасно осознают его русскость, так же как и свою немецкость, японскость и так далее. И не смотря на то, что Чайковский стоит в одном ряду с Бетховеном, и заслуженно считается классиком, внесшим огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры, русские называют его русским композитором и заслуженно. Думаю, что никому не придет в голову отрицать вклад Чайковского в русскую культуру, пусть и элитарную. Примерно то же самое происходит и с другими этническими ценностями, которые кочуют из культуры в культуру, тем самым трансформируют систему этнических ценностей. Итак, оказывается, что наиболее открытыми для ценностных инноваций оказываются люди не принявшие на себя четкую этническую принадлежность, но и не желающие оставаться "Иванами, родства не помнящими".